Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №138, 2016

Александр Скидан
От редактора
Просмотров: 404

В этом тематическом блоке мы продолжаем разговор о судьбе гуманитар­ных наук и литературы в постинформационную, цифровую эпоху, начатый в 131-м номере «НЛО» эссе Михаила Эпштейна «Скрипторика. Введение в антро­­­по­ло­гию и персонологию письма» и предисловием Кэрил Эмерсон к англо­язычно­му изданию его книги «Transformative Humanities: A Manifesto». Блок открывается также своего рода манифестом — статьей Михаила Эпштейна «О гуманитарном изобретательстве», в которой диагностируется кризис гу­манитарных дисциплин, устанавливаются причины этого кризиса (отрыв от общего развития цивилизации, отсутствие созидательных практик) и предлагается план по его преодолению на путях изобретения собст­венных технологий в соответствующих областях гуманитарного знания, преж­де всего — в лите­ратуроведении. Кроме традиционных теории, истории и критики, литературоведению, на взгляд Михаила Эпштейна, нужен четвертый разде­л, обращенный не к прошлому (история), не к настоящему (критика), не к вечному (теория), а к будущему литературы (прогностика, эвристика, креатори­ка).

В обзоре Дмитрия Голынко-Вольфсона «Гуманитарное знание как (бес)полезное ископаемое (О производстве нового в гуманитарных науках)» дается панорама новейших тенденций и изменений в гуманитаристике, происходящих под воздействием философских и эстетических построений спекулятивного реализма, с одной стороны, и новаторских художественных прак­тик в искусстве и литературе, с другой. В той мере, в какой современная гуманитаристика ставит под сомнение границы и параметры человеческого, биологического и медиального, основные ее тенденции, по мнению авто­ра, можно охарактеризовать как «постмедиальные», «постбиологические» и «пост­гуманистические».

Завершает блок статья Михаила Куртова «О техническом незнании», в которой знание о человеке с античных времен и до наших дней переосмысляется как обусловленное отношением технической и религиозной мысли, или как надстройка над технотеологическим базисом. Всего выделяется четыре этапа эволюции этого базиса, или четыре технотеологические сборки (древнегреческая, христианская, просветительская и младогегельянская), и дается их краткое описание. Под углом этой метаантропологии переосмысляется проблематика письма/письменности/литературы и судьба гумани­тарных наук.

 

Александр Скидан



Другие статьи автора: Скидан Александр

Архив журнала
№162, 2020№161, 2020№159, 2019№160, 2019№158. 2019№156, 2019№157, 2019№155, 2019№154, 2018№153, 2018№152. 2018№151, 2018№150, 2018№149, 2018№148, 2017№147, 2017№146, 2017№145, 2017№144, 2017№143, 2017№142, 2017№141, 2016№140, 2016№139, 2016№138, 2016№137, 2016№136, 2015№135, 2015№134, 2015№133, 2015№132, 2015№131, 2015№130, 2014№129, 2014№128, 2014№127, 2014№126, 2014№125, 2014№124, 2013№123, 2013№122, 2013№121, 2013№120, 2013№119, 2013№118, 2012№117, 2012№116, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба