Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Русская жизнь » №24, 2008

Боинг над Россией

Б.Н. Широкорад. Плакат «Бдительность — наше оружие. Будьте бдительны!». 1953

 

История уничтожения советским истребителем южнокорейского авиалайнера над Сахалином постепенно забывается, но, разумеется, полностью интерес к ней не будет потерян никогда. Мир тогда довольно близко подошел к войне, мы ощущали это, даже сидя за глухим железным занавесом и питаясь почти исключительно официальным советским агитпропом. Кроме того, до сих пор неясно, кто виноват в гибели такого количества людей.

Казалось бы, ответ очевиден — кто сбил, тот и виноват. Советский режим убил гигантское количество людей, вот и еще 269 жизней прибавляются к этому счету. Однако как раз в данном случае режим, пожалуй, ни в чем не виноват. «Боинг» долго и упорно летел над запретными зонами, никуда не сворачивая и ни на что не реагируя. Понять, что перед ними пассажирский самолет, воины ПВО объективно не могли. В 1983 году холодная война была на пике, возможность перерастания ее в горячую бредом отнюдь не казалась, поэтому военные обеих сторон находились в состоянии близком к психозу. В ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 г. наши были уверены, что над Камчаткой и Сахалином летит американский самолет радиоэлектронной разведки RC-135.

Внешне Боинг-747 и RC-135, сделанный на базе гораздо более старого Боинга-707, отличаются достаточно сильно. 747-й, во-первых, больше по размерам, во-вторых, он имеет очень характерный «горб» пилотской кабины в носовой части. Однако критерий «больше — меньше» имеет смысл в том случае, если есть с чем сравнивать, а южнокорейский Боинг в дальневосточном небе был один. Главное же в том, что дело происходило ночью, поэтому «горб», имеющий небольшие размеры относительно фюзеляжа, разглядеть было проблематично. Тем более, летчик Су-15 не мог видеть, что на борту самолета написано Korean Airlines, а не US Air Force. Еще более того, как это не удивительно, советские летчики-истребители могли просто не знать, как выглядит Боинг-747, их же натаскивали на изучение силуэтов боевых самолетов вероятного противника, а не пассажирских. Что касается операторов РЛС, то они в принципе не могли по радиолокационному изображению определить точный тип самолета. Таким образом, Боинг должен был быть сбит. И его сбили.

Объяснить, почему кореец летел на верную гибель, очень сложно, по сути, это будет чистым гаданием. На сегодняшний день нет никаких решающих доводов ни в пользу версии трагического стечения обстоятельств, ни в пользу версии разведполета.

Совершенно непонятно, как современный самолет с мощной навигационной аппаратурой мог отклониться от международной трассы на 500 км и лететь так несколько часов, не реагируя ни на какие сигналы и не проверяя, очевидно, собственное местонахождение. При этом самолет вели опытнейшие летчики (командиром корабля являлся бывший личный пилот президента Южной Кореи), ранее служившие в южнокорейских ВВС и заведомо знавшие, к тому же, что полет Боинга проходит вблизи советского воздушного пространства. Которое в то время охранялось крайне жестко. Особенно это относилось к дальневосточному региону, который чуть ли не целиком был сплошным закрытым стратегическим объектом. Самолет, однако, пролетел над Камчаткой с ее базами атомных подлодок, в т. ч. ракетных (и наши ведь его выпустили, не сбили!), а затем над Сахалином (где и был теперь уже сбит). Особенно удивителен был тот факт, что между Камчаткой и Сахалином Боинг оказался над нейтральными водами Охотского моря, откуда он мог уйти на международную трассу к востоку от Курильских островов. Но нет, он продолжил полет, вновь войдя в советское воздушное пространство, тем самым гарантировав свою гибель.

Еще более непонятно, почему полет корейца не откорректировали с земли. Японцы, правда, заявили, что они не контролировали ситуацию, в их зону ответственности лайнер войти еще не успел. Но вот американцы совершенно точно ее контролировали с Аляски, откуда (из аэропорта Анкоридж) и вылетел Боинг (конечным пунктом полета должен был стать Сеул). Они не могли не видеть на экранах своих РЛС, куда летит корейский лайнер. И обязаны были предупредить пилотов, что они вошли в советское воздушное пространство, что смертельно опасно. Американцы, однако, этого, похоже, не сделали. Более того, все пленки с записями данных аляскинских локаторов исчезли. Просто исчезли — и все. И вообще все материалы, связанные с этим полетом, исчезли бесследно. Что наводит на некоторые размышления о роли американской стороны в этой трагедии. То есть, на лицо, как минимум, преступная халатность. А затем — сокрытие и уничтожение улик.

Правда, никаких вразумительных подтверждений того, что полет Боинга носил разведывательный характер, тоже нет. Пассажирский самолет не совсем подходит для такой миссии. Точнее, совсем не подходит. Кроме того, очень сложно понять, зачем американцам надо было так подставлять корейцев, а корейцам — самих себя. Korean Airlines и так пришлось судиться с родственниками погибших пассажиров, потому что это ведь ее пилоты привезли людей к гибели. Причем надо заметить, что на борту Боинга находился 61 гражданин США, в т. ч. даже один конгрессмен. В Америке так губить своих граждан, в общем, не принято. Дело здесь даже не в гуманизме, а в том, что подобное преступление было бы невозможно скрыть, американская пресса — это страшная сила. Сказать, что она уделила случившемуся большое внимание, — ничего не сказать. События той летне-осенней ночи были исследованы самым тщательным образом, и если бы к делу было причастно, например, ЦРУ, вряд ли мы бы до сих пор об этом не знали. Хотя факт исчезновения данных американских РЛС никаких ясных объяснений не получил.

За прошедшие годы было проведено множество расследований тех событий, родилось огромное количество версий, включая весьма экстравагантные (например, о том, что в ту роковую ночь в дальневосточном небе было несколько воздушных боев, в которых советские ПВО сбили 10 американских боевых самолетов, а южнокорейский Боинг, мирно летевший по правильной трассе, сбили сами американцы). Самая, наверное, впечатляющая версия — что весь экипаж корейского лайнера, поставив машину на автопилот, разыгрывал партию в покер, не следя ни за небом, ни за показаниями приборов, ни за связью. И доигрался, естественно. По поводу этого предположения остается лишь вспомнить высказывание Нильса Бора: «Перед нами — безумная теория. Вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы быть правильной». Впрочем, и на этот вопрос узнать ответ шансов уже, видимо, нет. Боинг унес с собой все тайны на дно Японского моря.

Реакция советского руководства и агитпропа на случившееся была фантастически глупой. Сперва мы по традиции пытались скрыть сам факт уничтожения самолета (прозвучавшая с советских телеэкранов фраза о том, что самолет «продолжал удаляться в сторону Японского моря», стала, безусловно, классикой жанра безумной и бессмысленной лжи), а потом сразу стали безапелляционно заявлять о разведывательном характере полета. Доказательства этой версии приводились, мягко говоря, неочевидные. Например, говорилось о каких-то кратких сообщениях, якобы передававшихся с борта Боинга во время полета (приведены они так, однако, и не были). Или о том, что параллельно Боингу над нейтральными водами летел настоящий RC-135 ВВС США, который, якобы, фиксировал сигналы разбуженных корейских лайнером советских РЛС (это никак не подтверждено).

Не хватило ума просто сказать, что сбили потому, что имели право, при этом не знали, кого сбиваем. В итоге СССР в глазах человечества окончательно превратился в исчадие ада и империю зла. Он, наверное, и был всем этим, но не в 80-е годы ХХ века, а несколько раньше. И уж точно не уничтожением Боинга он такую репутацию заслужил. Но в этой истории проявился некий психологический эффект надрыва советского режима, который, несмотря на свою кажущуюся брутальность и жестокость, утратил остатки сил и веры в себя.

3 июля 1988 г. американский крейсер «Винсенс», находившийся в Персидском заливе, сбил зенитной ракетой иранский пассажирский лайнер А-300, летевший по международной трассе, причем находившийся еще над иранской территорией. Погибло 298 человек, т. е. больше, чем на борту корейского Боинга. Американцам показалось, что действия самолета носят угрожающий для крейсера характер. И это притом, что высотные и скоростные параметры А-300 были пассажирскими, а не боевыми. Более того, по экранам американских РЛС, где отображается первичный радиолокационный сигнал, а не адаптированное изображение цели, видимо, можно было определить, что и размеры самолета великоваты для истребителя. Но янки не напрягались по этим поводам. Увидели угрозу — отреагировали единственно возможным способом.

Известное высказывание «что позволено Юпитеру — не позволено быку» очень хорошо действует в международной политике. США чувствуют себя Юпитером и ведут себя соответственно. Да, сбили А-300. Да, ошиблись, что дальше? Имеем право, сбивали и будем сбивать. Если ошибемся — выплатим компенсацию. И действительно, родственникам погибшим (гражданам страны — смертельного врага США) была выплачена очень солидная компенсация (до 250 тыс. долларов).

Большинство стран ведут себя как положено быкам (не в новорусском смысле этого слова, а в том смысле, что не как Юпитер). У нас и при советской власти, и сейчас поведение самое мерзкое и глупое — как у быка, который хочет казаться Юпитером. Маразматики из Политбюро ЦК КПСС надорвали страну на бессмысленном соревновании с Западом, при этом очень хотели Западу понравиться (возможно, коммунисты все годы своего нахождения у власти ощущали, не столько осознанно, сколько интуитивно, незаконность своей власти, отсюда и поведение холопа, ставшего барином). В ситуации с корейским Боингом это проявилось очень ярко. Страна и без того находилась в состоянии агонии, это понимали все ее граждане, способные соображать, дополнительный удар очень сильно нас подкосил.

Обжегшись на молоке, стали дуть на воду, пропустив через четыре года Руста на Красную площадь. Этот случай стал блестящим подтверждением, что история повторяется в виде фарса.

28 мая 1987 г. (в День пограничника) немецкий (точнее, тогда еще, западногерманский) 19-летний летчик-любитель Матиас Руст на легком самолете Цессна-172 (в кабине самолета три из четырех кресел были сняты, вместо них установлены дополнительные топливные баки) вылетел с территории Финляндии, вошел в советское воздушное пространство над Эстонией и долетел до Москвы, где приземлился на Красной площади.

Если в истории про Боинг нас мучает вопрос «зачем сбили?», то применительно к полету Руста — «как могли не сбить?» Здесь, конечно, тоже были объективные обстоятельства. Руст летел очень низко, ориентируясь по железной дороге Ленинград — Москва, и, главное, очень медленно. Реактивные истребители Войск ПВО страны, вылетавшие на перехват, были не приспособлены для борьбы с такими целями, они просто проскакивали мимо Цессны и теряли ее из виду. Использовать более адекватные в данной ситуации боевые вертолеты Ми-24 никто не догадался (они, кстати, принадлежали совершенно другому ведомству — армейской авиации Сухопутных войск). Кроме того, вновь возникла проблема опознавания цели. Если уж силуэт гигантского Боинга-747 нашим летчикам не был известен, то откуда им было знать, как выглядит самолет Цессна-172, не интересный ПВО с любой точки зрения. Большинство наших воинов просто не подозревало о существовании такой машины, хотя на Западе это один из массовых легких самолетов. Соответственно, они не очень понимали, что это за странный самолетик летит под ними. И как с ним надо поступать.

Тем не менее считать все это оправданием сложно. «А если бы он вез патроны?» То есть, атомную бомбу, химическое или бактериологическое оружие?

Правда, на самом деле, ничего такого у него на борту не было. Соответственно, к вопросу «как могли не сбить?» добавляется вопрос: «что было бы, если бы сбили?» Убийство безвредного 19-летнего мальчишки вызвало бы в мире резонанс не меньший, чем погубление 269 человек на борту Боинга-747 Korean Airlines. Да и в самом Союзе уже начиналась гласность. Куда ни кинь — всюду клин.

Министр обороны и командующий Войск ПВО страны за пролет Руста улетели со своих постов, в общем, вполне заслуженно. Однако есть подозрения, что аналогичная судьба постигла бы их и в том случае, если бы Руста сбили. Хороший выход из ситуации был только один — принудить Цессну к посадке (тем более, что этот легкий самолетик мог бы сесть на любую поляну или дорогу), не дав ей долететь до Москвы. Но это могли сделать только вертолеты, которые, как уже было сказано, никто не догадался использовать.

Но к этому моменту у нас уже все шло вразнос, хорошие выходы никогда не реализовывались, были только плохие и очень плохие. Чернобыль, теплоход «Нахимов», поезда Новороссийск — Адлер и Адлер — Новороссийск, Спитак и т. д. и т. п. Мы уверенной поступью шли от катастрофы к катастрофе. Как так получалось, что все не только техногенные, но и природные катастрофы совпадали по времени с катастрофой общественно-политической — этому рациональных объяснений нет. Факт в том, что все сходилось один к одному и становилось ясно, что спасения уже нет.

На этом фоне прилет Руста на Красную площадь скорее смешил. Но и деморализовывал как страну в целом, так и армию в особенности. Позор, что мы его пропустили. Если бы сбили, позор был бы не меньше. Вот до чего ты дошла, несокрушимая и легендарная. Армия еще воевала в Афганистане, но было ясно, что и здесь все проиграно, придется уходить. А сколько лет страна работала на армию, отдавая ей все лучшее. И такой результат.

На роль Юпитера мы уже не претендовали, мы даже быком уже не были, больше напоминали корову. Изначально нелегитимный коммунистический режим окончательно иссяк.

Архив журнала
№13, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№4-5, 2009№2-3, 2009№24, 2008№23, 2008№22, 2008№21, 2008№20, 2008№19, 2008№18, 2008№17, 2008№16, 2008№15, 2008№14, 2008№13, 2008№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№17, 2007№16, 2007№15, 2007№14, 2007№13, 2007№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№6, 2007№5, 2007№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба