Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Альманах "Русский мир и Латвия" » №30, 2012

Марина Костенецкая, Сергей Мазур
Гуманитарный семинар как школа мышления

Сергей Мазур:

Марина Григорьевна! Сегодняшнее интервью с вами, т.е. с русским писателем Латвии посвящено «Роли общественного гуманитарного издания в современном негуманитарном мире». Для меня в этой теме очень сложно найти точку опоры, продумать, как можно отвечать на этот вопрос о роли гуманитарного издания в стремительно меняющемся XXI веке. Поэтому чем-то проще обратиться к истокам русской журналистики начала XIX века, ко временам Карамзина с его «Историей государства Российского», к журналам «Современник», Европеец»…

Не пойму для чего сегодня писателям нужны гуманитарные издания, а для Карамзина и для тех, кто участвовал в том литературном и общественном движении XIX века, вопрос начинался с проблемы позиции ученого, писателя, поэта и т.д. в мире. Поэтому в интервью с вами я бы хотел обратиться именно к этому аспекту, к роли гуманитарного издания в негуманитарном мире.

Марина Костенецкая:

Да, очень хороший вопрос: роль гуманитарного издания в негуманитарном мире. Вы знаете, как ни странно, но когда мы — говоря «мы», имею в виду, конечно, представителей творческой интеллигенции — в конце прошлого века боролись в СССР за независимость, то, в первую очередь, это была борьба против цензуры. Общий лозунг объединявший всех демократов страны Советов был тогда позаимствован у Польши: «За вашу и нашу свободу!». Да, кто-то в грядущей свободе видел для себя возможности открытия частного бизнеса, цивилизованное развитие рыночных отношений и т.д., и т.п. Но гуманитарии изначально боролись именно за свободу слова, свободу передвижения по миру, свободу совести — то бишь, элементарное право ходить в церковь, открыто совершать религиозные обряды. Молодежь сегодня и представить себе не может, как нам жилось за «железным занавесом» идеологии в СССР! Другое дело, что среди творческой интеллигенции в то время хватало и верноподданнических лакеев, вдохновенно обслуживающих эту идеологию. Наградой им были квартиры, машины, дачи, престижные премии, заграничные командировки и прочие блага от власти. А вот другую категорию гуманитариев, не идущих на сделку с совестью, лишали не только всех земных благ, но и свободы, возможности публиковаться, ставить спектакли, выставлять картины, исполнять симфонии... Более того, нелояльных гуманитариев лишали гражданства, а иногда и жизни. Из пишущей братии здесь стоит упомянуть Михаила Булгакова и Андрея Платонова, Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака, Анну Ахматову и Марину Цветаеву, Александра Солженицына и Варлама Шаламова... Список можно продолжить на много страниц! Ну, и что же мы имеем сегодня в сухом остатке? Классиками мировой литературы ХХ века остаются все те же Ахматова, Булгаков, Солженицын, а многочисленные лауреаты Сталинских и Ленин-ских премий так и не сумели своими книгами перешагнуть рубеж ХХI века. Простите за сравнение, но если волка называют санитаром леса, то гуманитария — истинного гуманитария! — я бы назвала санитаром общества. Впрочем, нет: задолго до меня это уже сказал Владимир Высоцкий своей песней «Охота на волков». Но вернемся к началу нашей беседы. Итак, во времена горбачевской перестройки мы боролись, в частности, и за то, чтобы писатели могли вслух говорить то, что думают.

Конец первой серии. Свершилось — цензура в Латвии запрещена законодательно (& № 100 Сатверсме). Теперь каждый желающий может написать книгу, найти спонсора и растиражировать свои мысли в бумажном эквиваленте. Или того проще: начать писать интернет-блоги, ввязаться в дискуссию на популярном портале, позвонить в прямой эфир на ТВ или радио. Все дозволено! В нашем демократическом обществе наступила такая свобода слова, какая гражданам СССР и в страшном сне не могла присниться. Ну, попытайтесь представить себе, что рядовой хомо советикус подает судебный иск за оскорбление чести и достоинства на Иосифа Виссарионовича Сталина, который отошел от дел, но пока еще жив. А ведь в Латвии сегодня это делается элементарно: негражданин Линдерман подает в суд на экс-президента страны Вайру Вике-Фрейбергу, и суд принимает его заявление к рассмотрению. Это я к тому, что с одной стороны мы получили право безнаказанно говорить вслух все, что думаем, а с другой — как же низко, до уровня шутовского популизма, пала планка гуманитарного мышления нашего общества за 20 лет! Давайте проанализируем ситуацию с эволюцией рынка масс-медиа хотя бы на примере нашей маленькой Латвии. В советское время на русском языке здесь выходили две республиканские газеты: «Советская Латвия» и «Советская молодежь». Одна — орган ЦК компартии, другая — ЦК комсомола Латвии. В середине 70-х годов, как величайший сдвиг в сторону демократии, был допущен к изданию русский общественно-литературный журнал «Даугава» (орган Союза писателей Латвии), ну, а в годы перестройки появился и вовсе революционный молодежный журнал «Родник». Кстати, его аналог — журнал «Аvots» одновременно издавался и на латышском языке. Но это практически и все! Основное гуманитарное образование думающий читатель получал подпольно из того, что ходило по рукам в виде самиздата запрещенной в СССР литературы. Сегодня в Латвии выходят десятки, если не сотни газет и журналов, существуют целые издательские дома, функционируют частные телеканалы и радиостанции. Есть пресса партийная, есть муниципальная, есть красная и есть желтая, есть академическая и есть порнографическая... Ну, а если ко всему этому добавить еще и необъятные просторы Интернет порталов, то современному читателю можно только посочувствовать! Изданий масса, а вот часов в сутках, как в ХХ веке было, так в ХХI и осталось — двадцать четыре. Прочесть все невозможно.

Когда-то Ленин мечтал об электрификации страны Советов. Мое поколение помнит из школьных учебников его крылатую фразу: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». Так вот сейчас в нашей маленькой Латвии установившийся политический строй можно определить как «Национальная власть плюс компьютеризация всей страны». И все бы ничего — шагаем в ногу со временем, не отстаем от мировых нанотехнологий! — если бы в гуманитарном отношении все эти нанотехнологии не вели, простите за грубое слово, и к дебилизации всей страны. Посмотрите, как за 20 лет деградировала журналистика! Много ли вы найдете на страницах толстых газет глубоких аналитических статей, я уж не говорю о серьезной поэзии или прозе, о философских трактатах просто не заикаюсь... А ведь это именно та духовная пища, без которой невозможно формирование гармоничной личности. В 30-е годы прошлого века Елена Рерих писала: «Не будем удивляться, если молодое поколение может оказаться в худшем положении, нежели предыдущее. Оно будет подавлено технократией, и никто не скажет им об искусстве мышления. Необходимо дать развитие лучшим инстинктам. Среди них восстанет целительное самосохранение». Но насколько же больше только за последние 20 лет подавлено бурным развитием технократии и демократии нынешнее поколение молодых! Почитайте комментарии на Интернет порталах. С одной стороны — пресловутая демократия: написать может каждый что хочет и как хочет. Цензура отменена. Правда, некий виртуальный анонимный модератор робко призывает пользователей портала не грубить, но никто ведь его не слышит. Все равно грубят, все равно хамят. Мол, это моя рубашка — как хочу, так и рву ее на своей широкой груди! А общественной школы мышления в СМИ не существует. То есть никто не задается целью воспитывать в своем читателе гуманитария. Ведь гуманитарий — это человек, умеющий не просто мыслить, но и считаться с чужим мнением, вести цивилизованный диалог с идеологическим противником. Для воспитания гуманитария нужен Учитель. И это не может быть только школьный преподаватель литературы. Нужна поддержка и других общественных институтов. Например, периодическое издание гуманитарного альманаха на достаточно высоком профессиональном уровне, но в то же время не слишком усложненного, доступного пониманию широкой читательской аудитории. Ведь одно дело, если читателями будут студенты и профессора Российского Гуманитарного Университета (они и сами в стенах своего вуза издают книги для нужд специалистов-гуманитариев), и совсем другое, если издание ориентировано и на старшеклассника, и на журналиста, и на историка, и на политика, но, в первую очередь, именно на латвийского читателя.

Ну, вот мы и подошли к главной теме нашей сегодняшней беседы — альманах «Русский мир и Латвия». Ведь этот материал будет опубликован в юбилейном, тридцатом номере альманаха, а значит можно уже и оглянуться на пройденный вами за восемь лет творческий путь. Знаете, в советское время каждый уважающий себя русский интеллигент Латвии выписывал кучу союзных литературных журналов: «Новый мир», «Звезда», «Знамя», «Наш современник», «Октябрь», «Волга», «Сибирские огни» — всех не перечислишь! Эти журналы сильно отличались по своей идеологической направленности, но профессиональный уровень публикуемых материалов у всех был на определенной высоте — ниже плинтуса не опускался никто. Чего не скажешь о современном русском медийном рынке в независимой Латвии. И вот на этом фоне — поймите меня правильно, это не льстивый диалог кукушки и петуха — я особенно выделяю именно альманах «Русский мир и Латвия». Диву даешься, когда осознаешь, что создается этот альманах не благодаря, а вопреки всем законам издательского предпринимательства! При весьма ограниченных денежных ресурсах (полная зависимость от наличия или отсутствия спонсоров), не имея в своем активе постоянных штатных сотрудников, без офиса с собственными стенами, письменными столами, компьютерами... Как в этих условиях вам удается привлекать на страницы альманаха солидных ученых, философов, историков, писателей, искусствоведов не только из Латвии, но и из России, и из других стран мира? Кстати, выделяя круг русских латвийских авторов, я начинаю гордиться тем, что я русская Латвии! Ведь вы знакомите меня на страницах альманаха с такими местными интеллектуалами, о существовании которых я и раньше, конечно, знала, но как же, оказывается, мало знала об их вкладе в гуманитарную науку! Ну, хотя бы тот же профессор филологии Борис Федорович Инфантьев. Ведь его искренне заинтересованный взгляд русского интеллигента на латышский фольклор интегрирует меня в латышскую культуру в сто раз глубже, чем все искусственные концепции, которые за деньги Евросоюза пытается мне навязать госпожа Элерте! Она, очевидно, просто не знает, что Инфантьев жил и творил еще в советской Латвии, задолго до того, как правительство заново восстановленной национальной Республики приняло постановление о поголовной и обязательной интеграции русских в местную культуру. Да, многие из научных работ Инфантьева в советское время не были востребованы, они просто ждали своего часа в ящике письменного стола. Но вы ведь еще успели встретиться с этим ученым (увы, сегодня уже покойным!), успели перенять его архив и сегодня поднимаете огромный пласт творческого наследия русского интеллигента Латвии на страницах своего альманаха. Вы не спекулируете словом интеграция, вы просто целенаправленно работаете в этом направлении в русском издании.

Другой пример. Православный Архиепископ Рижский, латыш Иоанн Поммер. Этому зверски убиенному священномученнику целиком были посвящены три номера альманаха «Русский мир и Латвия», да и во многих других номерах публиковались материалы так или иначе связанные с Иоанном Поммером. Думаю, не я одна узнала для себя много нового о жизни и деятельности этого не только священнослужителя, но и выдающегося политика, депутата Сейма Первой Латвийской Республики. Скажу честно, на мой взгляд, не все публикуемые в альманахе материалы стоят на самой высокой заявленной для этого издания интеллектуальной планке. Есть статьи, достойные лучших литературных российских журналов, но есть и достаточно посредственные. Более того, иногда вы печатаете и материалы как бы слишком академические, перегруженные специфической философской терминологией, недоступной пониманию среднестатистического читателя. Но вот чего в вашем издании, слава Богу, нет, так это дешевки бульварной желтизны. И нет амбициозных, разжигающих национальную вражду политических дискуссий. Хотя круг авторов очень пестрый! Вы предоставляете слово людям с противоположными политическими взглядами, и при этом умудряетесь не позволить никому друг друга публично оскорблять. Опять-таки не сочтите за дешевый комплимент, но, быть может, не все читатели альманаха знают, что его основатель и редактор Сергей Мазур по первичной профессии учитель истории. Что Мазур и сегодня свой хлеб насущный зарабатывает в школе, работая рядовым учителем, альманаху же может уделять лишь свободное от служебных обязанностей время. И вот при таком раскладе русский интеллигент Латвии Сергей Мазур приносит мне в клюве альманах, который поднимает мое самосознание! И мне есть что противопоставить тем оголтелым латышским националистам, которые в русских видят только лузгающих семечки Иванов, не помнящих родства. Нет, господа хорошие, среди нас есть и умные, талантливые, образованные Иваны, которые прекрасно помнят свое родство! И крепится это родство корнями не только на исторической родине предков — в России, но и в культурном пространстве латвийской земли. Когда меня, как русского писателя, приглашают в замок Президента страны на очередное мероприятие по вопросу пресловутой интеграции, я обычно беру с собой альманах «Русский мир и Латвия». Другое дело, читают ли потом журнал сами Президенты или хотя бы их советники по проблемам нацменьшинств, но, как бы то ни было, отдельные номера этого издания из моих рук получили и Вайра Вике-Фрейберга, и Валдис Затлерс, и Андрис Берзиньш. Напомню, что выходить альманах начал в 2004 году.

Подводя итог нашей беседы, согласимся с неоспоримым постулатом: русский прогрессивный гуманитарий всегда был в оппозиции режиму. Вы начали с Пушкина, с Карамзина, с журнала «Современник» — это уже далекая история. Но во всем мире, у всех народов узкая прослойка интеллигенции неизменно играла решающую роль в процессе эволюционного прогресса. Да, еще раз повторю: нынешнему поколению молодых интеллектуалов я могу искренне посочувствовать. Ибо сориентироваться в современном политико-философском море информации им гораздо труднее, чем было в свое время нам. Ведь нас с колыбели воспитывали на философии Марксизма-Ленинизма. О том, что в мире существует еще философия Платона, Канта, Бердяева и т.д., и т.п. мы узнавали отнюдь не на школьной скамье! Но именно потому, что запретный плод сладок, мы стремились вырваться за тиски навязанной идеологии, сами искали и находили подпольные книги, формировавшие наше мышление. Сейчас же практически любую книгу можно прочесть, даже не утруждая себя походом в библиотеку! Достаточно кликнуть компьютерной мышкой в поисковой системе Интернета на нужное название. Увы, мышка слишком часто кликает на соседний сайт, где в глаза молодого человека навязчиво бросается информация совсем другого содержания и интеллектуального уровня. И вот в этой ситуации обществу особенно нужна точка опоры. Обрести ее можно в разных аспектах бытия, и, безусловно, одна из таких возможностей — знакомство с уравновешенным, не зараженным вирусом политических амбиций и национальной вражды альманахом «Русский мир и Латвия».

Мартин Лютер Кинг в свое время сказал: «Люди ненавидят друг друга, потому что они боятся друг друга; боятся, потому что ничего друг про друга не знают; не знают, потому что не общаются, а не общаются, потому что разделены».

Первый и самый важный шаг на этом долгом пути примирения между русскими и латышами вы, Сергей, делаете вот уже восемь лет: через гуманитарное мышление объединяете разделенных политиками людей.

Дай же Бог всем нам преодолеть тот рубеж, за которым люди в Латвии перестанут бояться, а, следовательно, и ненавидеть друг друга!

25 августа 2012 года



Другие статьи автора: Костенецкая Марина, Мазур Сергей

Архив журнала
№34, 2013№33, 2013№32, 2013№31, 2013№30, 2012№29, 2012№28, 2012№27, 2011№26, 2011№25, 2011№24, 2011№23, 2010№22, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба