Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Самопознание » №1, 2015

Владимир Близнеков
Святая Русь как историческая память

Философ (PhD), юрист-международник, публицист

В своей песне «Куликово поле» Жанна Бичевская указала некоторые географические ориентиры святых для России мест, которые должны ей принадлежать в прямом или переносном смысле по праву того, что Россия — это Святая Русь. Многие критики российской певицы, исполнительницы духовных и патриотических песен, огульно обвиняют ее в национализме и приписывают ей чисто секулярные имперские амбиции. Однако прогноз российской певицы, сделанный еще в 2001 году оказался на удивление точным, — Севастополь снова принадлежит России. Той России, которая для Жанны Бичевской есть Святая Русь, а вот Украина — не святая. Святая Русь не является ни исторической ни культурной метафорой, это понятие связано с коллективным сознанием народа, с его метафизическим и религиозным идеалом. Сущность любой метафоры заключается в сравнении данного феномена с каким-либо другим на основании их общего признака, т. е. имеет место перенос смысла с одного понятия на другое. В случае концепта Святой Руси ни о каком переносе смысла с какого-то другого понятия никогда не было и речи. Феномен Святой Руси является уникальным духовным и культурным явлением, который неотделим от самой Руси. Святая Русь есть универсалия, которая существует в самой вещи — Руси, она присуща самой Руси, а не существует после Руси-вещи, как метафора. Таким образом, Святая Русь концептуальна, а не номиналистична. Метафизическое и религиозное коллективное сознание народа, его прорыв к Трансценденции, что составляет основу содержания концепта Святой Руси — это отнюдь не миф и не метафора.



Другие статьи автора: Близнеков Владимир

Архив журнала
№6, 2016№3, 2015№4, 2015№5, 2015№1, 2015№2, 2015
Поддержите нас
Журналы клуба