Журнальный клуб Интелрос » Свободная мысль » №3, 2013
Хотелось бы предложить вниманию читателей вопрос о тотальности и всеохватности тех опасных и скорее всего необратимых изменений, которые произошли за последние двадцать с небольшим лет в сознании современных жителей России. Эти изменения — массовые, почти повальные — трансформировали понимание людьми целей и смысла жизни, исказили мораль и практическое поведение, сделали иными представления о ценном и презренном. Те, кто родился «при Советах», живут сегодня в ином мире — в обстановке «войны всех против всех», ярости, злобы и невежества, которые уже стали считаться нормальными и почти похвальными. Круг гуманных человеческих отношений сужается, в нем остается все меньше людей; и стоит задать себе старые русские вопросы: кто в этом виноват? и что в конце концов делать?
Мир абсурда или «другая рациональность»?
Проблемы, поразившие Россию конца ХХ — начала ХХ! века, на самом деле давно известны человечеству. Во всяком случае, с Нового времени и периода первоначального накопления. Они хорошо были выражены К. Марксом в знаменитой фразе: «Нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист ради 300 процентов прибыли». Фраза эта, кстати, стала сейчас весьма популярна в сети Интернет, видимо, потому, что адекватно отражает нынешнюю ситуацию.
Обрыв буржуазного развития России во втором десятилетии прошлого века дал лишь умеренный шанс для окультуривания и развития страны, шанс, который осложнялся наличием агрессивного окружения и внутренней логикой партийного соперничества. Наше Отечество прославилось, с одной стороны, надежной социальной защитой населения, а с другой — получило известность как «большой концлагерь», сокрушение которого в начале 1990-х годов превратило общество в «воровскую малину». Капитализм, всегда дикий при своем восхождении, в России одичал вконец, помноженный на вековую бюрократическую традицию и цинизм власть предержащих. В результате, к сегодняшнему дню сложился удивительный «мир абсурда», по сравнению с которым абсурд, описанный знаменитым экзистенциалистом А. Камю, — это просто меланхолия рефлексирующего интеллектуала. Как шутили во времена оно, «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью».
Особенностью современного абсурда является, прежде всего, масштабная и повсеместная практика имитации1 всех без исключения социальных, политических и культурных процессов. В сегодняшней России имитируется все: политическая власть, развитие промышленности, сельского хозяйства и образования, существование коллективных интересов, государственных задач и социально-ориентированного управления. Ложь настолько пропитала любое общественное явление, что ее уже нельзя отделить от правды — они смешиваются, создают какую-то странную амальгаму, за которой нельзя найти ничего настоящего. Далеко за примерами ходить не надо, каждый знает это по своей жизни, сталкивается с этим каждый день на рабочем месте и у себя дома:
— строители дорог и домов не столько строят дороги и дома, сколько делают так, чтобы они вскорости развалились;
— ЖКХ обирает жильцов, приписывая им несуществующие долги, и не обеспечивает толком никаких услуг;
— граждане выходят на митинги по преимуществу только за деньги и, прокричав лозунги, требуют немедленной оплаты;
— чиновники, объявляя о борьбе с коррупцией, с каждым днем берут все больше взяток;
— военачальники не столько служат делу защиты родины, сколько разворовывают военный бюджет, отнимают деньги и квартиры у своих же солдат и офицеров;
— почти никакие законы, принятые после бурных дебатов, не выполняются;
— депутаты, как только их отлучают от бизнеса, бегут из органов власти как крысы с тонущего корабля.
— и даже могильщики ставят памятники несуществующим покойникам.
Все это было бы даже смешно, если бы не было так грустно. Особо же остановимся на самой близкой, знакомой нам далеко не понаслышке сфере — системе образования. Оно выдержало «лихие 90-е», оставаясь нерушимым бастионом: студентов по-прежнему учили. Но с начала «нулевых» имитационный обвал стал нарастать и здесь. Современное образование, кроме нескольких богатых и поощряемых властью московских вузов, — это сплошная имитационная система. Попытка нынешнего правительства ее «дифференцировать» и «корректировать» — тоже очередная имитативная акция. Подобная ситуация сложилась по нескольким причинам. Во-первых, расплодилось множество слабосильных или просто фальшивых вузов и вузиков, которые никак не получается закрыть, потому что они успешно откупаются от любой проверки.
Во-вторых, под призывы о «необходимости повышать качество обучения» преподавательский состав превратили в жестоко эксплуатируемых рабов, которые получают копейки и должны трудиться «от рассвета до заката», не имея возможности полноценно отдохнуть, не восстанавливая сил и не развиваясь в профессии. А поскольку люди — всегда люди, то в ответ преподаватели скорее имитируют работу, чем работают. Именно на этой почве расцвели взятки и откровенное вымогательство.
Самое интересное, что большинство лишь имитирующих учебный процесс заведений, которые ничему не учат и лишь обирают студентов, обычно прекрасно отчитываются перед всеми комиссиями. Проваливая все тесты, они выходят «в передовики», а «строгой дисциплиной» прикрывают отсутствие нормального процесса обучения. При этом во всепроникающем Интернете идет бойкий обмен информацией о том, какой экзамен или зачет покупается в каждом конкретном заведении и за какую цену.
В итоге «в большой мир» выходят совершенно необразованные люди; впрочем, даже если кто-нибудь из них и узнал что-либо по сути своей профессии, то применить свои знания и умения ему все равно негде: разваленная экономика не требует специалистов. И это касается всех нынешних «бакалавров» и «магистров», хотя особые нарекания власти вызывают гуманитарии, которые «работают не по специальности». В «специальность» же они не идут, потому что там либо вообще не платят, либо платят такие гроши, на которые невозможно нормально жить, создавать семьи, и им остается одна дорога — торговать сапогами или пирогами. Кстати сказать, не так уж давно аналогичная ситуация существовала в Египте, где целые гильдии торговцев и таксистов составляли выпускники мехматов и филфаков.
Откуда же берется весь этот социальный бред и вся нынешняя иррациональность? Ведь не безумные же сплошь люди живут в родной стране! Где коренятся истоки грандиозного «театра абсурда»?
На самом деле, не такой уж это секрет. Ситуация вовсе не иррациональна: наоборот, она глубоко и последовательно рациональна, но лишь в интересах малочисленных групп людей, стоящих «у руля», — всякого рода олигархов, чиновников, политиков и проч. Именно они, руководствуясь исключительно корыстью и жаждой самоутверждения, неуклонно, старательно и целеустремленно насаждают всероссийский абсурдизм. Ими владеет дух стяжательства, своеобразное бесовство, когда единственной и главной ценностью в жизни оказываются деньги и только деньги. Пусть даже не упомянутые 300, а 200 или даже 150 процентов прибыли. При этом правят они, что называется, твердой рукой. Взятки, откаты, казнокрадство, незаконный отъем, прямое воровство, открытый грабеж, вымогательство, эксплуатация — все это просто припудривается имитативными формами и обеспечивает частный эгоистический интерес. На всех уровнях бюрократией изобретаются блистательные схемы самообогащения за счет того, что граждане обременяются формальной и бессмысленной работой, мешающей делать реально полезные дела, которые бюрократически-олигархической иерархии совсем не интересны.
Сегодняшний преступный истеблишмент, рационально и приемисто обворовывая население и вывозя деньги за рубеж, ставит массы в положение, когда все «мелкие воришки», ворующие лишь во имя выживания, оказываются еще и виноваты. Самый крупный мздоимец обязательно будет до времени попускать мелким в их воровстве и взяточничестве, во-первых, потому, что те волей-неволей должны будут «поделиться», а во вторых, потому что это дает возможность показать свою власть и «обличить виноватых». Так по сей день все ловят на взятках учителей и врачей, в то время как казна разворовывается несметными миллионами и миллиардами.
В общем понятно, кто виноват: рыба, как всегда, гниет с головы. Еще можно посетовать на «греховность человеческой природы» и вспомнить, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Собственно, сейчас только ленивый не критикует власть, все издания — бумажные и электронные — полны такой критикой. Весьма точной. Бьющей не в бровь, а в глаз. Другой вопрос: что будет, если вдруг власть изменит свой курс или (чего не бывает!) сменится сама эта власть?
Все джентльмены делают это...
А вот что будет в таком случае, не совсем ясно. Потому что за два десятка лет единственной реальной ценностью, гарантирующей общественное положение, уважение и статус, окончательно стали деньги. Уже выросли целые поколения, просто не знающие другой жизни: они родились или вступили в сознательную жизнь уже при Ельцине, в эпоху «разрушенной ценностной пирамиды», когда такие понятия, как «патриотизм», «справедливость», «совесть», «правда», стали почти бранными словами. А ведь подрастают следующие поколения, родившиеся при Путине: дети ЕГЭ, Яндекса, массовой психологической депрессии, отсутствия перспектив и страха перед «Цапками» всех мастей и оттенков.
Один из выдающихся философских антропологов ХХ века Макс Ше-лер писал когда-то, что тот, кто узнал «порядок любви человека», узнал и его самого, этот порядок определяет то, что обступает человека в пространстве (моральный окружающий мир) и во времени (его судьбу, то, что может случиться только с ним). Человек, писал Шелер, всюду носит с собой свой порядок любви, и структура окружающего мира расчленена в соответствии с ценностной структурой...
Как же строится структура жизненного мира, к примеру, современного 20-летнего человека? Каков ее ценностный ряд, его «порядок любви»? Заметим, что на этот «порядок» влияют не только окружающее социальное одичание, бедность или преступное богатство родителей, повсеместная жизнь «с двойным дном», но и средства массовой информации. Хотя многие нынешние молодые люди не смотрят телевизор, а больше обретаются в социальных сетях, обмениваясь картинками и занимаясь взаимным «троллингом» (то есть попросту подкалывая друг друга), целенаправленная информация и дезинформация настигает их и там.
Организующие информационные потоки журналисты (отметим: журналисты, выросшие уже в нынешнюю эпоху) направляют их, не заботясь о правдивости или психологической безопасности сказанного и показанного потребителю. Этих журналистов самих уже научили в 1990-е годы, что ни правды, ни истины не существует; они очень гордятся своим «постмодернизмом», и потому все подается ими в режиме непрерывной сенсации, скандала, уродства, безобразия, которое должно шокировать. «Шок!» — любимый прием желтой теле- и интернет-журналистики. А другой, к сожалению, почти нет. Итак, во-первых, непрерывный «шок» оттого, что мир полон садистов, извращенцев, убийц, подстерегающих за каждым углом, жестоких полицейских, коварных друзей-предателей и т. д. Кругом взрывы, эпидемии и космические угрозы. Во-вторых, достойны внимания только существа властные и богатые, подиумные красавицы, бизнесмены-миллионеры, знаменитые актеры, успешные мафиози, а также сопровождающие их жизнь миллиардные суммы, богатые виллы, дорогие авто, бриллианты и прочее в том же духе.
Иногда все это смешивается, порождая полный ералаш в сознании. Клиповый показ не отделяет серьезное от несерьезного, достоверное от ерунды. В результате болезнь «верхов» становится болезнью масс. Демон стяжательства овладевает уже не только олигархом и чиновником высшего ранга, но и любой сельской девчонкой, и любым парнем с городской окраины. Потому что деньги в навязанной им версии мира — это единственное непревзойденное богатство и достоинство. Их надо стяжать в этом черном опасном мире, потому что они и берегут тебя, и возвышают, и дают шанс когда-нибудь убежать отсюда подальше — туда, «где хорошо». И ни родина, ни любовь, ни дружба не сравнятся с этим абсолютным кумиром.
Попробуем теперь, учтя эти влияния, кратко описать основные установки сознания среднего сегодняшнего студента среднего (то есть достаточно имитативного) технического вуза. Студента, приехавшего из села, человека из семьи невысокого достатка, стремящегося остаться в городе, но не строящего обширных планов, живущего сегодняшним днем, хотя и желающего потом «хорошо устроиться» (скорее всего не по профессии). Наше описание будет в равной степени относиться к юношам и девушкам, наследникам реформ Ельцина—Гайдара, то есть к тем, кто в недалеком будущем составит демографический и трудовой костяк страны.
Для большинства представителей этого поколения любого рода имитация является абсолютной нормой жизни. У них не возникает никаких сомнений в том, что лгать, притворяться, выдавать «порося за карася» — это самое обычное и необходимое дело: ведь иначе «не выживешь». Они уверены, что ничего «настоящего» нет, в том числе и искреннего желания работать или творить, а уж учиться — и подавно: учеба может быть только насильственной. Иначе кто же станет учиться?
Воровство и взяточничество тоже предстают в глазах нового поколения явлениями рядовъми, органич-нъми, совершенно закономернъми. «Не подмажешь — не поедешь». Как можно не давать взятки? Ведь учиться не хочется, да и незачем: надо всего лишь получить документ. Так почему бы не купить его по частям, не мучаясь и не пытаясь усвоить непонятное, да и ненужное? А как не дать взятку чиновнику? Он ведь тогда пальцем не шевельнет. Так что молодежь, что называется, «дает взятки, как дышит», в отличие от прошлых, «советских» поколений, которые мучились совестью и боялись таких поступков, за которые вполне могло последовать серьезное наказание. Нет, опаска, конечно, есть и сейчас, но ведь «все джентльмены делают это» (впрочем, как и леди). В наших детях проявляется сегодня вылезший откуда-то из глубины веков наиболее грубый простонародный тип мужичка-хитрована, циничного простака, которому «плюй в глаза — божья роса». Может быть, в элитных московских вузах дело обстоит иначе, но за пределами Садового кольца и тем более МКАД, в провинциальных дебрях почти никто не вспоминает о пафосе познания (разве что на уровне все того же имитативного лозунга).
В новом поколении, как уже было отмечено, отсутствует представление о въсших ценностях. Этакая ценностная пирамида «с отрезанной головой»; место того, что гуманистические мыслители называли «высшими ценностями», заняли те самые деньги, материальное благополучие и чувственные удовольствия. То есть именно то в человеке, что на самом деле «ниже» самого человека. У молодых нередко «нет неба», в массе своей они — вульгарные материалисты, узкие прагматики, хотя и слов таких к своим восемнадцати годам, как правило, не слышали. (Откуда же им взяться в нынешней-то сельской школе?) О Боге они тоже в большинстве случаев не подозревают, поэтому рассказ о Нагорной проповеди Христа вызывает у них повальный хохот: «Что? Подставь щеку? Ха-ха-ха! Что? Не прелюбодействуй? Так секс — это же хорошо!» Существование Нового завета для них — большой сюрприз.
И все это — в «православной» стране. Интересно, чем это занимается наша Церковь? Табаком торгует? Алкоголем? Население-то — даже не атеистическое, а просто темное. Эдакое новое варварство, только без языческих богов. Варварство, у которого богами служат ночной клуб и дорогой автомобиль. Неверующие преподаватели по необходимости вынуждены заниматься христианским просвещением — хотя бы ради общекультурной подготовки. Церковь парит где-то высоко, ей не до паствы. Думается, нововведение со светской этикой и православной культурой в школе не очень-то поможет делу, в особенности если их будут преподавать так, как преподают многие другие предметы, то есть почти никак.
Для восходящей плеяды будущих граждан России характерно полное отсутствие исторической памяти. Если просматривать личные странички в Интернете, то надпись «ненавижу читать» можно встретить довольно часто. Число книгоненавистников стремительно растет, и как бы не пришлось встретиться уже при нашей жизни с ситуацией, которую описал Рэй Бредбери в романе «451 градус по Фаренгейту».
Причем неумение читать и отвращение к литературе порождают не только безграмотность при письме, но и откровенное невежество. Сейчас уже и про Ельцина с Гайдаром среди новых поколений никто толком ничего не знает. А на вопрос «Как же так?» отвечают: а зачем нам это? мы тогда еще не родились! И про Гитлера не знают, и про Ленина... Для многих двадцатилетних мир сужен во времени до их собственной актуальной жизни, а в пространстве — до их родного села, ближайшего города и каких-нибудь случайно ставших известными «островов», на которые ездили отдыхать знакомые. И история, и география прошли мимо них, ну а астрономию-то и вовсе министерство отменило. Поэтому все чаще встречаются люди, которые не в шутку, а всерьез считают, что Солнце вращается вокруг Земли.
Секс, пиво и драки являют собой ядро «студенческой юности» — тем, что остается в сухом остатке после поиска денег на оплату обучения, взятки и прочей «борьбы за существование». Конечно, можно вспомнить немецких буршей XVIII—XIX веков, которые тоже пили, дрались и безобразничали, а потом, вот, получилась современная наука. Но боимся, долго ждать придется — столетия. А нынешние поколения тоже ведь жалко: на что они оказываются обречены?
Средний студент среднего вуза, как правило, полностью погружен в объденную жизнь, социально и политически пассивен, в том числе потому, что уверен: изменить все равно ничего нельзя. «Халява» и насилие присущи миру онтологически, они необоримы. Если «рыпнешься» — выгонят, посадят, почки отобьют (и ведь отбивают!). Перед тем, от кого зависишь, надо стелиться, поэтому никакой протест, даже при явном вымогательстве, невозможен: «У них там наверху все схвачено, они меня уничтожат». Лучше приспособиться, заплатить, промолчать.
Неподготовленность, неумение учиться, отсутствие мотивации (все равно работать негде!) и лень делают молодых сговорчивыми и даже заинтересованными в том, чтобы покупать все формы вузовского контроля. Иногда они просто преследуют того, кто не берет у них взяток, а требует знаний, стремясь всучить ему деньги и «закрыть проблему». Это происходит и в государственных, и в коммерческих вузах. Тот, кто не берет, «нарушает правила игры», рвет молчаливую круговую поруку. Так что «лукавые и коварные рабы» готовы как унижаться, выклянчивая оценку, так и вести себя достаточно агрессивно. Они — плоть от плоти того мира, который их породил, жертвы «другой рациональности» старшего поколения.
При разного рода опросах и социологических исследованиях молодые часто отвечают, что главная для них ценность — семья. Они уже достаточно искушены в имитативной игре, чтобы наивно не раскрываться, крича, как попугай в фильме «Остров сокровищ»: «Пиастры, пиастры!» Поэтому отвечают то, чего по молчаливому уговору требует от них преподаватель. Скромненько и со вкусом: «Семья». К сожалению, жизнь далека от подтверждения этих слов. Мужчины, которые в силу социальной ситуации не в состоянии заработать, и женщины, воспитанные на книгах «про стерв», жаждущие лишь денег и драгоценностей, не могут составить нормальной семьи, способной выдержать житейские бури. Семьи разваливаются, дети не рождаются, население вымирает.
В силу всего сказанного нас особенно тревожит вопрос: если здесь и сейчас предложить этому молодому поколению реальные условия честности и справедливости, предъявить настоящие требования к качеству учебы и труда, а также награждать по достоинству и карать за дело, согласится ли оно жить в этих «нечеловеческих» идеалистических условиях?
Потому что для них крайне трудно представить себе: как это можно жить, если нельзя ни украсть, ни дать взятку, ни обмануть? Рушатся бытийные основания привычного! Что если придется читать серьезные книги и овладевать профессией, работать по-настоящему и отвечать за свое дело? В христианском предании есть эпизод, когда ангел, желающий сделать грешнику добро, поднял его высоко в божественные сферы, чтобы тот прикоснулся к свету священного; но грешник только страдал и корчился: божественный свет жег его огнем, не давал дышать. Не случится ли того же с нынешними молодыми поколениями, если вдруг наступит эра законности, справедливости и подлинной, а не «другой», рациональности?
В настоящее время многие молодые, все же не развращенные в силу личных обстоятельств окружающей средой, стремятся уехать за рубеж. Они надеются там найти применение своим силам, реализовать способности, заработать сообразно своим умениям. Однако все не уедут — не смогут по разным причинам, да и никто их там не ждет. Большинство же готово влачить жалкое и лживое существование, заранее твердо зная, что проживет неинтересную и тоскливую жизнь. Отсюда — и пиво, наркотики, попытка «залить глаза». Можно ли — даже при благоприятных политических событиях — помочь им подняться над собой, способны ли они принять лучший вариант своего бытия, не отвернуться от него по невежеству и слабости? Это — открытый вопрос. Дорого, очень дорого стоит России «другая рациональность» ее нынешних правителей.
Что делать?
Заданный вопрос относится, как нынче говорят, к интеллектуалам, или, как раньше говорили, к интеллигенции. Слово «интеллигенция» нам нравится больше, хотя теперь считается, что она вся вымерла за ненадобностью в условиях современного рыночно-технического общества.
Власть не спрашивает себя, что делать, она и так делает — рационально преследует свои собственные сиюминутные интересы, своими действиями оставляя вокруг себя настоящую пустыню. Молодые поколения тоже не спрашивают об этом. На самом деле при всех ужасах социальной жизни в юности небо все равно синее, сахар сладкий, и пиво, даже разбавленное, веселит с третьей кружки. Поэтому вопрос относится к нам самим и к тем, кто читает серьезные журналы (правда, их осталось не так уж много).
Мы полагаем, что можем делать только то, что делали всегда, — сеять разумное, доброе, вечное. В аудитории и в своих книгах, устно и письменно, на бумаге и в Интернете. А прорастет или не прорастет — не в нашей власти решать. Мы будем, как и прежде, говорить о том, что «деньги хороши в роли слуг и плохи в роли господ»; рассказывать даже самым необразованным и дремучим о Христе и Канте, о справедливости и достоинстве, о свободе и ответственности за нее. Мы будем пытаться разбудить спящих и открыть глаза незрячим, уповая на силы, которые выше нас. В России это еще один вариант поведения «абсурдного человека»: жить и действовать вопреки абсурду окружающего мира, но смотреть при этом «выше абсурда», видя небо в алмазах, «ненавидеть грех и любить грешников».