Журнальный клуб Интелрос » Свободная мысль » №1, 2015
Статья посвящена сопоставлению различных моделей памяти о Первой мировой войне, представленных в фильмах Жана Ренуара «Великая иллюзия» (1937 год, Франция) и Франсуа Трюффо «Жюль и Джим» (1962 год, Франция). Если Ж. Ренуар выдвигает на первый план классовый антагонизм, который сказывается на отношениях героев, то Ф. Трюффо интересует прежде всего мир человеческих отношений. Это различие представляется автору отражением более глубинного различия, разделяющего эпохи, в которые были созданы оба фильма
РАЗЛОГОВ Кирилл Эмильевич —
российский киновед и культуролог,
доктор искусствоведения
Начну свою статью с факта, удивившего многих: в программе восстановления французских фильмов, посвященных Первой мировой войне, решающее место заняли две картины разного времени выпуска. Одна, вполне ожидаемая, — «Великая иллюзия» Жана Ренуара 1937 года; вторая, для многих неожиданная, — «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо, созданная четверть века спустя. Я решил поразмышлять по поводу того, как эти ленты укладываются в концепцию памяти о Первой мировой войне. Как вы знаете, сейчас в исторической науке в целом происходит радикальная трансформация, связанная с переходом от традиционного описания и исследования фактов к анализу самого процесса индивидуальных и коллективных воспоминаний. То есть ставится вопрос, как механизмы памяти формируют и меняют наши представления о том, что когда-то было, а в том числе и восприятие тех индивидуальных событий, которые так или иначе воплощаются в кино. Это особенно актуально для нашей страны в последнее время, когда мы парадоксально оказались в своеобразной противофазе, пытаясь, во всяком случае на уровне государственной культурной политики, подчинить кино и искусство в целом неким традиционным, а то и архаичным представлениям тех историков (не только шарлатанов, но и вполне серьезных исследователей), которые оперируют только документально подтвержденными фактами и ничем другим.