Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Свободная мысль » №5, 2014

Вячеслав Бачинин
Политическая антропология сакрального Джорджо Агамбена
Просмотров: 674

(Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Европа, 2011. 256 с.; Он же. Homo sacer. Чрезвычайное положение. М.: Европа, 2011. 148 с.; Он же. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. М.: Европа, 2012. 192 с.)

Трилогия (а точнее, тетралогия, поскольку четвертый том исследования уже существует и его перевод должен появиться на российских прилавках) авторитетного итальянского социолога, антрополога, философа, политолога Джорджо Агамбена принадлежит к разряду текстов, на которые невозможно составить молниеносный отзыв. Слишком много в его многотомном трактате интересного и глубокого интеллектуального материала первой свежести, требующего медленного чтения и неторопливого обдумывания. Агамбен вовлекает в очерченный им проблемный круг идеи пророка Исайи и апостола Павла, опыт Софокла, Данте, Шекспира, Кольриджа, Достоевского, Кафки, Рильке, Рембо, Канта, Гегеля, Беньямина, Левинаса, Шмитта. Его построениям не занимать неординарности, по скольку феномен homo sacer, практически не востребованный современным гуманитарным сознанием, становится у него стимулом к переосмыслению самых острых и болезненных проблем мировой социально-политической жизни. Когда-то Эмиль Бенвенист обратил внимание на характерную лингвистическую ситуацию, связанную с присутствием в целом ряде древних языков парадоксального соседства внешне схожих, но по сути противоположных терминов. В латинском языке это пара sanctus—sacer, где первое понятие означает нечто божественное, освященное присутствием божества, а второе — то, до чего человеку не дозволено касаться, проклятое, вызывающее ужас. В слове sanctus («святое») нет никакой двойственности. Оно означает все, что связано с миром божественного: на таких людях, как оракулы, священнослужители, цари, герои, поэты, обладающие исключительными свойствами и достоинствами, лежит печать милости свыше, отделяющая их от тех, кто погружен исключительно в профанность. Что же касается слова sacer, то оно означает и священное, и проклятое, связанное с процессом жертвоприношения, то есть с кровопролитием, убийством жертвы. «Нарушивший закон да будет sacer»



Другие статьи автора: Бачинин Вячеслав

Архив журнала
№6, 2017№1, 2018№5, 2017№6, 2016№5, 2016№4, 2016№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№11-12, 2012№9-10, 2012№7-8, 2012№5-6, 2012№3-4, 2012№1-2, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба