Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №22, 2011-2012
Трансформация концепта маскулинности и стиль унисекс в Швеции 1960-1970-х годов
Патрик Стеорн (Patrik Steorn) — куратор, художественный критик, преподаватель в Центре исследования моды в Стокгольмском университете (Швеция) (2007-2009), занимается историей европейской моды, вопросами гендера и транссексуальности.
Одежда в стиле унисекс занимала ведущее положение в шведской моде почти в течение десятилетия, с 1964 по 1976 год. Разнообразные средства массовой информации описывали этот стиль как новую, современную составляющую повседневной жизни, открывающую возможность для структурной реорганизации всей системы социальных категорий. Еженедельный журнал Vi («Мы»), издававшийся Шведским кооперативным союзом, регулярно публиковал материалы, посвященные моде унисекс. Это были фоторепортажи, статьи, повествующие о новом стиле жизни, а также модели одежды для пошива на дому (Vi 1968: 44). В конце 1960-х годов проблемы моды и в особенности стиля унисекс часто обсуждались на страницах журнала Form («Форма») — официального форума шведского Общества индустриального дизайна. Новый стиль представлял собой феномен, соединивший левые политические идеи и дизайнерское искусство и превративший моду в пространство социальных и политических трансформаций.
В описываемом контексте чаще всего упоминались имена таких модельеров, как Сигстен Херргорд, Роди Хейнц и дизайнерской группы Mah-Jong («Ма-джонг»). Истоки и основания их творчества были различны, однако создаваемые ими модели в равной степени демонстрировались средствами массовой информации как символы нового образа жизни. В 1967 году журнал Form писал: «Политика, секс, мораль представляют собой неразрывное единство. Для этого стиля жизни не особенно важен статус: на первый план выходят искусство, секс и политика. Вместе с тем постепенно размываются представления о незыблемости сексуальных ролей» (Form 1967: 10). Мода являлась значимой составляющей этого единого конгломерата, и стиль унисекс воспринимался как вызов устоявшимся моделям классовой дифференциации и гендерной дискриминации. Однако удалось ли ему в действительности разрушить традиционную гендерную систему? Какие представления о «мужественности» и «женственности» лежат в основе дискурса бесполой моды?
Жаркие дискуссии, посвященные проблеме гендерных ролей в Швеции в 1960-е годы, вызвали к жизни политическое движение, приверженцы которого ставили под сомнение легитимность «мужских» представлений о норме во всех социальных сферах. Политика гендерного равноправия получила институциональное подтверждение в 1972 году, когда социально-демократическое правительство Швеции учредило специальное представительство — Совет по равноправию мужчин и женщин (Delegationen for jamstalldhet mellan man och kvinnor). В то же время модельеры, средства массовой информации и рядовые потребители одежды исследовали новые принципы оформления, репрезентации и функционирования гендерной реальности, предполагающие трансформацию его прежней, жестко поляризованной структуры. До этого доминирующее положение в мужской моде занимали костюмы, не отличавшиеся богатством деталей и разнообразием дизайнерских решений. Описываемый период приобрел известность как «революция павлинов». Создатели мужской одежды начали усваивать и использовать в своих работах элементы, традиционно присущие женской моде, что свидетельствовало о зарождении нового представления о «маскулинности», обладавшего прогрессивным социальным потенциалом.
Исследование концепта маскулинности в контексте дискурса шведской моды унисекс 1960-х годов и является предметом данной статьи. Преимущественное внимание уделяется творчеству Сигстена Херргор- да, который занимался разработкой моделей мужской одежды. Однако прежде всего речь пойдет о самом понятии унисекс в связи с категорией гендера и его содержательными границами, процессом социальных изменений и модой.
Что такое стиль унисекс
Так что же такое стиль унисекс? Ношение женщинами мужской одежды, создание мужской одежды, вдохновленное женской модой, или производство костюмов, предназначенных в равной степени как для мужчин, так и для женщин? Терминология в данном случае несколько сбивает с толку. Прежде всего, в области производства готового платья унисекс — своего рода технический термин, описывающий (наряду с такими категориями, как «мужская», «женская» или «детская» одежда) определенную разновидность костюма. Однако, по моему мнению, необходимо различать, с одной стороны, «производственную» трактовку термина и, с другой — интерпретацию его в контексте модных тенденций, дезавуирующих социальные категории «маскулинности» и «феминности» на уровне не только кроя, но и стиля. В средствах массовой информации 1960-х годов журналисты, говоря о стиле унисекс, имели в виду как создание новых разновидностей одежды (например, спортивного комбинезона или монокини), традиционно не являвшихся специфически «мужскими» или «женскими», так и появление в мужской моде тканей, расцветок и рисунков, которые считались типично женскими — и наоборот. Так, одежда для мужчин шилась из мягких материалов (в частности, джерси) ярких цветов, с цветочным принтом. Женщины одевались в деним и джинсовые ткани и носили так называемые рабочие комбинезоны. Представляется, таким образом, что моду унисекс следует описывать как спектр практик, связанных с дизайном и ношением одежды, которые противоречат традиционно принятому в модной индустрии делению одежды на мужскую и женскую. Они репрезентируют социальную и эстетическую свободу индивидуума самостоятельно выбирать для себя стиль жизни независимо от гендерной принадлежности, а также могут выступать символом политической активности, направленной на завоевание абсолютного гендерного равноправия.
Традиционный взгляд на одежду в связи с проблемой гендерной стратификации представлен британским антропологом Эрнестом Кроули, утверждавшим в 1930-е годы, что физические различия между полами непосредственно и органично соотносятся с модой, поскольку именно строение тела подсказывает и задает форму одежды. Опираясь на примеры из истории и современности и обращаясь к культурам разных народов, Кроули стремился продемонстрировать, каким образом мужское или женское тело превращает одежду в материальную репрезентацию социальных форм. По мысли Кроули, костюм представляет собой кульминационное выражение идеи гендерно- го неравенства, и если бы люди разных полов одевались одинаково, одежда потеряла бы свою принципиальную социальную значимость (Crawley 1965: 72-74).
В послевоенный период изучение моды преимущественно было связано с попытками понять, какую роль играет костюм в формировании моделей культурной и социальной организации и в межличностном взаимодействии. В антологии 1965 года, посвященной одежде, украшениям и общественному устройству, социологи Джоанн Бу- болз Эйхер и Мэри Эллен Роуч утверждали: «Выводы, которые можно сделать на основе исследования платья и украшений, могут пролить свет на всю картину человеческого поведения» (Roach & Bubolz Eicher 1965: 3). Этот целостный подход отличался от перспективы, намеченной около 1900 года социологами Георгом Зиммелем и Торстейном Вебленом, скептически относившимися к трактовке моды как социального феномена. В их работах гендерные различия воспринимались как должное: мужчина зарабатывает деньги и одевает свою жену, превращая ее в символ собственных достижений (Simmel 2004; Veblen 2004). Социолог Герберт Блумер в 1960-е годы оспорил представление об эксцентричности, поверхностности и иррациональности моды, а также поставил под сомнение идею Зиммеля о том, что мода представляет собой одну из форм классовой дифференциации. «Мода в гораздо большей степени является разновидностью коллективного объединения людей на период обозримого будущего, чем направленной тенденцией, инициированной отдельными индивидуумами, наделенными престижем» (Blumer 2007: 237). В собственном эмпирическом исследовании Блумер отметил, что в основе изменений моды лежит коллективный процесс выбора. По его мнению, задача дизайнера сводится к тому, чтобы переводить проблемы и темы, возникающие в рамках искусства, литературы, политики, громких событий и массмедиа, на язык моделирования одежды, а также ориентироваться на определенную клиентуру и создавать наряды, которые могут быть ею востребованы.
В 1960-е годы предложенная Блумером трактовка моды не как визуального воплощения классовой стратификации, а как результата коллективного выбора нашла отражение в различных выступлениях по поводу моды в целом и стиля унисекс в частности. Вместо того чтобы просто поддерживать традиционный буржуазный порядок, мода обнаружила потенциальную способность к созданию новой социальной структуры посредством формирования новых коллективных вкусовых предпочтений: «...мода — очень мощный механизм, побуждающий людей совместно и организованно приспосабливаться к развивающемуся и меняющемуся миру в условиях потенциальной анархии» (Ibid.: 245). Слова Блумера о моде как базовом механизме структурирования современного мира и выражают собой идеологическое кредо стиля унисекс.
Ключевым фактором для понимания стиля унисекс как культурного и социального феномена является концепция гендерного равноправия. Это объяснение оказывается на удивление консервативным, когда речь заходит о проблемах гендерной стратификации. В 1968 году историк одежды Джеймс Лавер упомянул, что экономическая независимость изменила вкусы женщин в отношении мужчин: не нуждаясь более в добытчиках, они обратили благосклонные взоры на модно одетых длинноволосых красавчиков (The genderation 1968). Данное замечание подразумевает, что в современных условиях социальной мобильности женщина способна присвоить себе ведущую «мужскую» позицию, тогда как мужчина начинает играть роль экономически зависимого и внешне привлекательного «ведомого». С точки зрения Ла- вера, в основе этого феномена лежит гетеросексуальное притяжение. Мне же представляется, что мужчины, которые наряжаются для богатых женщин, просто переворачивают с ног на голову властные отношения, традиционно принятые в гетеросексуальном обществе, тогда как сами по себе социальные роли остаются, в большей или меньшей степени, неизменными.
В 1980-е годы французские социологи Оливье Буржелен и Мари- Терез Басс интерпретировали создание стиля унисекс как свидетельство конца эпохи, которую они именовали «вестиментарным апартеидом». Речь шла о практике жесткого деления одежды на мужскую и женскую, доминирующей в обществе с XIX века. В числе условий, способствующих популярности новой модной тенденции, исследователи называли борьбу женщин за равноправие, развитие молодежной культуры и появление феномена антимоды (Burgelin & Basse 1987: 46, 285-296). По их мнению, стиль унисекс символизировал собой начало новой вестиментарной эры, где любой дресс-код являет собой не обязательство, а возможность. Несмотря на ценность этой теории, подкрепляющие ее примеры представляются, однако, не вполне убедительными. Так, говоря о стиле унисекс, ученые ссылаются прежде всего на постепенное усвоение женской модой брючной одежды в целом и джинсов в частности; создается впечатление, будто вся мода унисекс связана с проблемой ношения джинсов, и при этом даже не упоминается о тех разновидностях одежды, которые были созданы непосредственно в рамках нового стиля (Ibid.: 291).
Сходным образом стиль унисекс интерпретируется в работе американского социолога Марка Готдинера, посвященной семиотике материальной культуры и формам бытования социума в эпоху постмодернизма. На основании исследования вестиментарного опыта работающих женщин Нью-Йорка 1980-х годов, носивших строгую офисную одежду, он пытался доказать, что появление стиля унисекс в 1960-е годы привело к разрушению оппозиции «мужское»/«женское» в моде (Gottdie- ner 1995: 228). Готдинеру, впрочем, принадлежит ценное наблюдение о том, что новая модная тенденция имела разное значение для мужчин и для женщин: для первых она стала пропуском на рынок моды, для вторых — символом профессиональной состоятельности (Ibid.: 229). Кроме того, по мнению Готдинера, изменение стиля женской одежды явилось визуальным свидетельством трансформации гендерных ролей.
Авторы упомянутых выше социологических исследований усматривали в стиле унисекс следствие трансформации социальных отношений, символ разрушения принципа гендерной спецификации моды и вестиментарную иллюстрацию идеологии, лежащей в основе борьбы за женское равноправие. Одежда, несомненно, играла важную роль в женском движении, однако неверно было бы утверждать, что оно привело к нивелированию гендерной стратификации в моде. Категории мужской и женской одежды по-прежнему актуальны: эти термины до сих пор используются в самых разных сферах (в школах, в описаниях дизайнерских решений, в производственном процессе, в магазинах), невзирая на то что их содержание и характер взаимоотношений меняются со временем. По моим представлениям, точнее было бы говорить не о разрушении системы гендерной дифференциации как таковой, а о размывании границ гендерных категорий и наполнении их новым смыслом. Свидетельством этому служит, в частности, содержание категории маскулинности в контексте разработок в стиле унисекс, принадлежащих шведскому дизайнеру мужской одежды Сигстену Херргорду.
Стиль унисекс в Швеиии 1960-х годов — мода или протест?
В конце 1960-х годов стиль унисекс представлял собой интернациональное явление. Казалось, это была одна из тех идей, что почти одновременно овладевают умами людей в разных странах. Во Франции Жак Эстерель создавал модели юбок для мужчин и брюк — для женщин. Ив Сен-Лоран также прославился моделями женских брюк и костюмом сафари в стиле унисекс. К тому же ряду, начиная с 1968 года, часто относят и коллекцию Пьера Кардена для «юношей/девушек».
Однако честь первооткрывателя моды унисекс традиционно отдается французскому дизайнеру Теду Лапидусу, чьи первые коллекции высокой моды, демонстрировавшиеся в 1963 году, включали в себя модели одежды, предназначенной одновременно как для мужчин, так и для женщин. В 1970 году австро-американский модельер Руди Гернрайх создал коллекцию под названием UNISEX в рамках крупного художественного проекта, включавшего в себя также фото- и видеоматериалы (Lobenthal 1990; Moffitt & Claxton 1990; Swinging sixties 2006). Что же касается шведских дизайнеров, таких как Роди Хейнц, Катя Шведская и других, то их роль в описываемом международном процессе до сих пор недостаточно изучена (Geiger & Ahlander 2000).
Созданная Сигстеном Херргордом модель комбинезона принесла шведской моде мировую известность. Карьера этого модельера началась уже в возрасте 15 лет: его объявили «Диором Броммы» (Бром- ма — предместье Стокгольма, где проживают представители высшего общества) после того, как он выиграл дизайнерский конкурс одежды для девочек. В начале 1960-х годов он разрабатывал модели купальной одежды для бренда Jantzen в Лондоне и входил в группу молодых шведских дизайнеров, носившую название Clique (Lewenhaupt 2001: 131). В 1968 году Херргорд поступил на работу в дом мод House of Worth в Лондоне, и его карьера стремительно пошла вверх. Коллекция одежды в стиле унисекс, которую он создал для этого респектабельного заведения, быстро завоевала мировую славу. Комбинезон из джерси, ярко-красный или скромный бежевый, был скроен так, что подходил и для мужчины и для женщины; он хорошо сочетался с аксессуарами, такими как ожерелья-подвески и длинные шарфы, сандалии или высокие ботинки, а также с поясом, затягивающимся на талии в том же характерном для Херргорда стиле унисекс.
Интерес к производству одежды в стиле унисекс в Швеции был достаточно широк. В стокгольмском Университетском колледже искусств, ремесел и дизайна (Konstfackskolan) молодые художники, активно вовлеченные в актуальные для 1960-х годов дискуссии по поводу распределения гендерных ролей, образовали дизайнерскую группу. Они разрабатывали простую и удобную одежду из мягких тканей ярких расцветок, зачастую — с растительным орнаментом (Eldvik 1988: 101-120). Группа носила название «Ма-джонг», что отчасти свидетельствовало о симпатии членов объединения к идеологии маоизма. Художники ставили своей задачей сделать моду и искусство в большей степени политически и социально ориентированными, «приблизить» их к людям. Они считали, что искусство должно находить практическое применение в повседневной жизни. Творческая деятельность членов группы находила воплощение в создании плакатов, организации разнообразных мероприятий и разработках коллекций одежды. Они стремились создать мир антимоды, противостоящий бытующим вестиментарным традициям и расширяющий пределы свободы для женщин, детей и представителей рабочего класса. Разработки дизайнеров отличались, в первую очередь, функциональностью и не должны были демонстрировать социальный статус владельца, как это было принято в мире высокой моды. Скромное производство располагалось в небольшом шведском городке, а сами вещи можно было купить в маленьком бутике в центре Стокгольма. В настоящее время одежда от «Ма-джонг» пользуется в Швеции легендарной известностью как своего рода «политическая декорация» эпохи.
Идеи унисекса, пропагандировавшиеся группой «Ма-джонг», стремившейся к реформированию социальной системы, несколько отличаются от стиля унисекс, который распространяли коммерческие дизайнеры, подобные Херргорду. Представители объединения «Ма- джонг» сами продавали свои модели всего в одном магазине и, соответственно, не могли иметь широкую клиентуру. Объемы коллекций мужской одежды были настолько малы, что зачастую эти вещи были доступны лишь близким и друзьям дизайнеров (Hallstrom Bornold 2003: 139). Между тем разработанная Херргордом модель комбинезона в стиле унисекс распространялась по всему миру. Она имела успех не только на западе, но также в Мехико и в Тегеране, где демонстрировалась в 1970 году в рамках недели моды (Herrgard & Werkelid 1988: 89-94, 114-129). Радиус охвата был несравним — так же как и политические интенции дизайнеров. Думается, что именно это и составляет их фундаментальное отличие. Если Херргорд стремился изменить индивидуальное отношение людей к моде, то члены объединения «Ма-джонг» ставили своей задачей трансформацию отношений между индивидуумом и обществом в целом. Впрочем, у них было и нечто общее — а именно представление о том, что основой реформирования и политической, и вестиментарной системы являются личность и ее поведение.
«Маскулинность» и «андрогинность» стиля унисекс
В 1969 году на шведском телевидении была показана программа, посвященная серому костюму (Den gra kostymen 1969). Самые разные люди — банковские служащие, богемные архитекторы, завсегдатаи ночных клубов — отвечали на вопросы журналистов. В результате был сделан следующий вывод: «костюм более не является нейтральной одеждой». Главный вопрос был таким: если модная одежда заключает в себе определенную информацию о своем владельце, то почему люди носят серые костюмы? Кроме того, в программе затрагивалась проблема новой разновидности маскулинного образа, отчасти порожденной модой, и об отношении этого образа к мужскому телу.
Выступая в этой программе, Херргорд говорил: «...мужчина может быть привлекателен и немного сексуален. До сих пор мужчины смотрели только на девушек. Мы должны принципиально изменить эту ситуацию и взглянуть в зеркало на себя самих». То есть модельер предлагал мужчинам обратить сексуально заинтересованный взгляд на себя самих, чтобы стать модными. Когда репортер спрашивал юношу, отправлявшегося в ночной клуб в обтягивающей мягкой одежде, не кажется ли ему этот наряд чересчур женственным, тот отвечал: «Когда молодой человек появляется в клубе, он должен выглядеть сексуально и излучать харизматическое обаяние. Это вовсе не делает его гомосексуалистом». Далее он добавлял: «Костюм должен быть комфортным. Не следует судить о людях лишь на основании того, как они одеты». Это замечание позволяет предположить, что, возможно, юноша чувствует себя комфортно именно благодаря намеченной костюмом гендерной трансгрессии, и тот факт, что его могут принять за гомосексуалиста, на самом деле не беспокоит его — скорее, лишь усиливает притягательность ситуации облачения в подобную одежду. Иначе говоря, кажется, что стиль унисекс бросает вызов дресс-коду гетеро-нормативной маскулинности, однако на деле нарушение этого кода усиливает гетеросексуальную маскулинную притягательность приверженца новых веяний.
В 1968 году в журнале Vi была опубликована статья, посвященная красочным моделям молодежной одежды. В тексте мужчина сравнивался с цветком — отсылка к костюмам с цветочным орнаментом, созданным шведским модным брендом Gul & Bla, фотографиями которых и была проиллюстрирована статья. Это замечание рисовало также метафорический образ мужчины как развивающегося, растущего и завоевывающего внешнее пространство организма, подобного в этом отношении цветку. Обычно таким сравнением пользуются, если речь идет о женщинах. Примечательно при этом, что новый мужской стиль также интерпретировался как форма социального протеста, а его приверженцы выступали в роли нарушителей социальных табу, связанных с гендерной дискриминацией, социальной дифференциацией и тяжелым экономическим положением молодого поколения (Vi 1968: 52, 57-63). Иными словами, хотя одежда этих людей и не соответствовала традиционным гендерным представлениям, они тем не менее играли типично «мужскую» роль бунтарей.
Образ мужчины, использующего моду для расширения границ присваиваемой ему гендерной роли, находит отражение в содержании архива Сигстена Херргорда. Дизайнер, умерший от СПИДа в 1989 году, передал Музею северных стран в Стокгольме 90 предметов одежды из своего личного гардероба, а также пять коробок с собранной им коллекцией вырезок, фотографий и набросков (Архив Сигстена Херргор- да). Она создает представление о работе дизайнера, подсказанное, в большей или меньшей степени, им самим. Основной корпус материалов относится к 1960-м годам.
Вырезки из коллекции Херргорда — благодатная почва для исследования содержания концепта маскулинности. Заголовки статей — «Привет, добро пожаловать, новый мужчина!» и «Смени рубашку и галстук на свитер и комбинезон!»1 — свидетельствуют о том, что стиль унисекс был непосредственно связан с конструированием нового типа маскулинности. Среди вырезок можно также встретить рекламу, на которой модели в одежде от Херргорда предлагают покупать, например, пиво или моющие средства. Людей, одетых в его комбинезоны, можно также увидеть в репортаже, посвященном организации фуршета. То есть одежда способствует трансформации социальных конвенций, открывая путь к новому, модному и непринужденному стилю жизни.
Предполагалось, что гендер представляет собой социальный феномен, поддающийся трансформации с помощью моды. В 1960-1970-е годы была разработана теория гендерных ролей, которая активно использовалась общественными деятелями и учеными западного мира. Она предполагает, что концепты «мужского» и «женского» — это маски, скрывающие естественное тело. Идеология стиля унисекс подразумевала, что одежда должна быть сама по себе настолько нейтральна, что ее владелец может сам регулировать свое гендерное поведение. Подобная мода позволяет индивидууму свободно выражать себя, выступать в качестве «мужчины» или «женщины» новым, непредсказуемым образом, бросая тем самым вызов традиционной бинарной гендерной структуре. Неслучайно одним из наиболее значимых признаков нового мужского стиля для Херргорда становится использование мягких материалов: «Я хотел сделать мужскую одежду пластичнее, даже если она предназначена для людей зрелого возраста. Больше цвета. Мягче и приятнее. Я использую „женские ткани", например джерси, — те, что раньше невозможно было встретить в мужской моде. Стиль должен быть простым и комфортабельным, никаких жестких деталей или уплотняющих вставок»2.
Следующее высказывание как будто свидетельствует о том, что мягкая ткань способна, в большей или меньшей степени, освободить мужское тело от любых физических ограничений, от необходимости соответствовать стандартному глянцевому идеалу: «Я люблю джерси, джерси, джерси. Это материал нашего века. Я работаю для сегодняшнего и завтрашнего дня — но не для прошлого и не для космической эры. Я хочу сделать одежду свободной от гендерного мышления. Долой застежки на „мужскую" и „женскую" стороны и долой эйджизм: лишь обстановка, настроение и стиль жизни определяют, какую одежду мы будем носить»3.
Приведенная выше цитата показывает, каким образом стиль унисекс, понимаемый как составляющая прогрессивного стиля жизни, утверждает категорию «маскулинности» с помощью трансформации якобы устаревшего и косного принципа гендерного мышления. В следующем отрывке Херргорд объясняет, как это устроено в повседневной жизни (по меньшей мере перед журналистами): «Лондонский дизайнер Сиг- стен Херргорд и его подруга, модель Анн Дженнифер, почти всегда носят одну и ту же одежду: „брюки, свитера, рубашки, пояса. Мы не думаем о том, где тут чья одежда; мы просто берем то, что нам хочется надеть в данный момент"» (The genderation 1968).
Это высказывание, пафос которого составляет идея абсолютной свободы выбора гардероба в стиле унисекс, заставляет вспомнить идеальный образ андрогина, во многих отношениях значимый для описываемой эпохи.
В 1974 году психолог, сторонница феминистского движения профессор Сандра Бем выдвинула идею «психологической андрогинности», описывая принципы поведения мужчин и женщин, сочетающие в себе признаки, характерные для разных гендерных ролей. Она предположила, что андрогинность может стать решением проблемы традиционно жесткой гендерной дихотомии (Bem 1974: 155-162). Согласно платоническому мифу, изложенному Платоном, и спиритуалистической традиции, андрогинность является изначальным условием гетеросексуального притяжения, репрезентацией идеи conjuncto oppositorum — единства противоположностей. Образ андрогина играл важную роль в алхимии, теософии, каббале и других спиритуалистических учениях как символ завершенного, полноценного индивидуума, являющего собой идеальное единство мужского и женского начал. Иными словами, идея андрогинности базируется на представлении о существовании двух отдельных полов, взаимодополняющих друг друга в духовном и физическом отношениях.
Своеобразной точки зрения придерживается в этом отношении американский философ Джудит Батлер, которая утверждает, что различение социального и физического гендера в действительности подтверждает трактовку пола и гендера, присущую фундаментальной гетеро-нормативной системе (Butler 1999: 162-166). При ближайшем рассмотрении облегающий покрой и мягкие материалы акцентируют особенности физического строения тела, а не маскируют их. Одежда в стиле унисекс делает видимым «скрытое под ней естественное тело», намекая тем самым на «искусственность» принятой в моде гендерной дифференциации, противостоящую «естественности» физического пола. Этот аспект также подчеркивался Херргордом: «Одежда в стиле унисекс не скрывает половую принадлежность, — говорил он, потуже затягивая широкий пояс из черной кожи вокруг черного свитера в рубчик, который он носил с серыми твидовыми брюками. — Нет никакого сомнения, что, несмотря на общий размер брюк и свитеров и на тот факт, что ее плечи шире моих, она — женщина, а я — мужчина»4.
Значимость социальных гендерных различий до определенной степени могла подвергаться сомнению, однако особенности физического строения мужского и женского тел принимались как должное — так же, как и существование между ними взаимного гетеросексуального притяжения. Сигстен Херргорд и женщины-модели, с которыми он встречался в начале своей карьеры, позировали вместе для журналов всего мира. Одетые в комбинезоны в стиле унисекс, они являли собой идеальную гетеросексуальную пару, андрогинный союз мужского и женского начал. В то же время Херргорд состоял и в гомосексуальных отношениях — иногда в те периоды, когда у него не было женщин- возлюбленных, а иногда и за их спиной. Он мог легко сойти и за ге- теро-, и за гомосексуалиста, и его комбинезон в стиле унисекс был в этом отношении прекрасной маскировкой, одновременно свидетельствующей как о нарушении, так и об утверждении границ традиционной гендерной роли. Жители крупных городов, мужчины и женщины, склонные к гомо- или бисексуальности, использовали стиль унисекс для манифестации собственной социальной идентичности (Cole 2000: 89; Lomas 2007, 1: 88). Так, облегающая яркая одежда была популярна среди гомосексуалистов как признак нетрадиционной сексуальной ориентации.
Информация о сексуальных пристрастиях Херргорда стала достоянием широкой публики лишь в конце 1980-х годов. Это стало вдвойне откровением, поскольку он был первым человеком в Швеции, публично объявившим о том, что является ВИЧ-инфицированным. В своих воспоминаниях Херргорд именует себя бисексуалом, несмотря на то что со временем женщины-любовницы в его жизни появлялись все реже, а мужчины — все чаще (Herrgard & Werkelid 1988: 230-233). Одежда в стиле унисекс способствовала разработке идеальной стратегии гомосексуального поведения при наличии гетеросексуальной маскировки.
С одной стороны, она ассоциировалась с образом гетеросексуального мужчины, ищущего свою женскую «половинку», с другой — подчеркивала чувственный потенциал мужского тела, адресуя это послание не только женщинам, но и мужчинам.
Заключение
В конце 1970-х и в 1980-е годы мода унисекс высмеивалась шведскими средствами массовой информации как яркое свидетельство того, что эпоха 1960-х якобы представляла собой мир, где все было поставлено с ног на голову: мужчины одевались в бархат, а женщины носили смокинги. В Швеции словосочетание «велюровый мужчина» до сих пор описывает мужчину, который слишком нежен, чувствителен и сознательно демонстрирует собственную слабость (Hill 2007: 222; Lindquist 2008: 40-41). Мягкие вельветовые брюки без ширинки, в 1960-е годы служившие сигналом появления нового, прогрессивного типа маскулинности, всего спустя десятилетие превратились в символ слабости.
Необходимо учитывать, что в 1960-е годы маскулинность в стиле унисекс представляла собой пример мужской гендерной роли, в рамках которой присвоение и адаптация «женских» атрибутов являлись манифестацией протеста против социальной несправедливости. Однако сами по себе категории «маскулинности» и «феминности» никогда не подвергались сомнению. С перформативной точки зрения стиль унисекс обладает не большим освобождающим потенциалом, чем традиционная гендерная позиция. Стремление украсить себя с помощью одежды подчеркивало эротический, чувственный потенциал физического тела мужчины, его потенциальное стремление к разрушению традиционных сексуальных установок. Эта интенция, однако, носит подчеркнуто имплицитный характер. Неслучайно представители массмедиа усматривали в стиле унисекс эпохи 1960-х годов средство утверждения нового типа маскулинности, шаг, ведущий к размыванию границ гендерных категорий.
Перевод с английского Елены Кардаш
Литература
Bem 1974 — Bem S. The Measurement of Psychological Androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. No. 2.
Blumer 2007 — Blumer H. From class differentiation to collective selection [1969] // Fashion Theory. 2007.
Burgelin & Basse 1987 — Burgelin O., Basse M.-Th. L'unisexe. Perspectives diachroniques // Communications. Paris, 1987. No. 46.
Butler 1999 — Butler J. Gender Trouble. Feminism and the Subversion of Identity. N.Y.; London, 1999 [1990]).
Cole 2000 — Cole Sh. Don we now our gay apparel. Oxford, 2000.
Crawley 1965 — Crawley E. The Sexual Background of Dress [1931] // Dress, Adornment and the Social Order. Ed. M.E. Roach & J. Bubolz Eicher. N.Y.; London; Sydney, 1965.
Eldvik 1988 — Eldvik B. "Mah jong" Klader. Fataburen. Stockholm, 1988.
Form, 1967-1968. Geiger & Ahlander 2000 — Geiger K., Ahlander L. Katja of Sweden: mode och design utan granser: en biografi. Stockholm, 2000.
The genderation 1968 — The genderation // Womens Wear Daily. 23 August 1968.
Gottdiener 1995 — Gottdiener M. Postmodern Semiotics. Material Culture and the Forms of Postmodern Life. Cambridge (Mass); Oxford, 1995.
Hallstrom Bornold 2003 — Hallstrom Bornold S. Det ar ratt att gora uppror: Mah-Jong 1966-1976. Stockholm, 2003.
Herrgard & Werkelid 1988 — Herrgard S., Werkelid C.O. Sighsten. Stockholm, 1988.
Hill 2007 — Hill H. Befria mannen: ideer om fortryck, frigorelse och forandring hos en svensk mansrorelse under sent 1970-tal och tidigt 1980- tal. Umea, 2007.
Lewenhaupt 2001 — Lewenhaupt L. Modeboken 1900-2000. Stockholm, 2001.
Lindquist 2008 — Lindquist M. Velourmannen, bogen och Jarn-Hans: Mans- kurser och maskulinitet // Lambda Nordica. 2008. No. 4.
Lobenthal 1990 — Lobenthal J. Radical rags. Fashions of the Sixties. N.Y., 1990.
Lomas 2007 — Lomas C. Men don't wear velvet you know! Fashionable gay masculinity and the shopping experience London 1950 - early 1970's // Oral history. 2007. No. 1.
Moffitt & Claxton 1990 — Moffitt P., Claxton W. The Rudi Gernreich Book. Koln; London, 1990.
Roach & Bubolz Eicher 1965 — Dress, Adornment and the Social Order.
Ed. M.E. Roach & J. Bubolz Eicher. N.Y.; London; Sydney, 1965.
Simmel 2004 — Simmel G. Fashion [1901] // The Rise of Fashion. A Reader.
Ed. D. Leonard Purdy. Minneapolis; London, 2004.
Swinging sixties 2006 — Swinging sixties: fashion in London and beyond 1955-1970. Ed. Breward Ch., Gilbert D., Lister J. London, 2006.
Veblen 2004 — Veblen Th. The Theory of the Leisure Class [1899] // The Rise of Fashion. A Reader. Ed. D. Leonard Purdy. Minneapolis; London, 2004. Vi, 1967-1968.
Архив
Архив Сигстена Херргорда. Музей северных стран. Стокгольм, Швеция.
Фильм
Den gra kostymen 1969 — Ulla Wingard & Margareta Wasterstam. Den gra kostymen. SVT 22 October 1969 (22 октября 1969 г.). svtplay.se/v/1392767/ den_gra_kostymen (по состоянию на 21 октября 2011 г.).
Примечания
1) "Hej, valkomna nya man!" // Bonniers Manads Tidning. 1967. No. 9/10; "Byt skjortan mot overall och troja!" // Goteborgs-tidningen. 30.03.1968.
2) Veckorevyn. 1967. No. 43.
3) Hallands nyheter. 26.12.1969.
4) Newsday NY. 14.03.1969.