Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №25, 2012
«Бальные платья: британский гламур начиная с пятидесятых годов» (Ballgowns: British Glamour since 1950). Музей Виктории и Альберта, Лондон. 19 мая 2012 — 6 января 2013
В рассказе «Дебютантка» художница-сюрреалист Леонора Каррингтон (на тот период своей жизни — еще англичанка и аристократка) рассказывает, как, не желая идти на бал, наряжает вместо себя гиену: «В комнате я достала платье, в котором должна была появиться вечером. Оно было длинноватым, да и у гиены плохо получалось ходить на высоких каблуках. Я нашла перчатки, чтобы скрыть ее руки.» (Carrington 1989: 201-202). История закончилась плачевно, но ее эмоциональный фон достаточно прозрачен: на балу никто и не заметит, женщина ты или гиена, главное, — чтобы платье сидело как влитое.
«Французский или итальянский аристократ может достичь заученного и утонченного великолепия, но никто не выглядит столь естественно и непринужденно в бальном платье, как британская леди», — утверждает журнал Life в 1953 году, описывая торжества по случаю коронации королевы Елизаветы II (Life 1953: 119-122). Шестьдесят лет спустя Музей Виктории и Альберта в Лондоне отмечает бриллиантовый юбилей королевы на престоле выставкой бальных платьев от 1950-х годов до наших дней. И хотя балов при Сент-Джеймском дворе давно уже не устраивают, английская аристократия все еще самая аристократичная в мире — о чем свидетельствуют даже витрины магазина Harrods, который проходишь на пути к музею. В Harrods своя выставка бальных платьев, попроще.
История героини Каррингтон — история подросткового бунта против сложившихся традиций. Когда она мечтала, чтобы интеллигентная гиена избавила ее от необходимости появляться на балу, она не могла предугадать, что буквально через двадцать лет, в 1958 году, королева Елизавета отменит церемонию представления ко двору — тем самым перечеркнув двухсотлетнюю историю института дебютанток. Однако балы не исчезли — а лишь мимикрировали под благотворительные мероприятия, чайные церемонии, приемы на открытом воздухе, открытие охотничьих сезонов, в рамках которых цвет общества демонстрировал хорошие манеры и фамильные драгоценности.
Многообразию нарядов, которые шьются специально по случаю таких выходов в свет, и посвящена новая выставка в Музее Виктории и Альберта. Некоторые из них (включая творения Нормана Хартнелла, Виктора Стибеля, Зандры Роудс, Хусейна Чалаяна) являются частью постоянной коллекции музея, другие были специально заказаны прямо с подиумных дорожек (Ролан Муре, Джайлз Дикон, Эрдем, Антонио Берарди), одно — серебряное кожаное платье Гарета Пью — было специально сшито к открытию выставки (что не мешает ему быть автоцитатой: похожие платья дизайнер демонстрировал еще два года назад в коллекции весна — лето 2011 года).
Точкой отсчета выставки стали коронационные торжества 1953 года, хотя условно ее можно разделить на две части (с точки зрения организации пространства они разнесены по этажам): история и современность — аристократия и «эстрада».
Первая часть выставки организована не хронологически, а хроматически: в стеклянных витринах, декорированных картонными рисунками фамильных драгоценностей и старинной мебели, платья разнесены — условно — по цветам. В центре — розовые облака тюля: «Для официальных дневных выходов в свет они [Объединенное общество лондонских дизайнеров моды. — К.Щ.] предлагают ансамбли намного более яркие, чем те, что носят в США. Для балов, банкетов и приемов шьются пышные бальные платья, а не короткие вечерние, популярные у нас. Учитывая, что дамам приходится соревноваться с кавалерами, облаченными в церемониальное оперение, — придворные приемы в парадной форме и при полных регалиях действительно ослепительны, — дамы предпочитают бледные цвета», — описывает английскую светскую моду Life. Боковые пространства более драматичны: золотой кожаный корсет и юбка, отделанная лиловым кружевом, от Осси Кларка, барочное золото тюля от Зары Роудс, одновременно напоминающее парадные платья Елизаветы I и фантики конфет Ferrero Rocher.
Одно из самых примечательных творений — бело-кремовое платье с V-образным вырезом, расшитое голубым узором по краям юбки и корсета, созданное для королевы-матери в 1953 году. Автор шедевра — Норман Хартнелл. Рядом, среди витрин с роскошными бальными нарядами, демонстрируется в режиме нон-стоп показ его моделей в замке Хайклер, среди почтенной публики — королева-мать, принцесса Маргарет и другие августейшие особы. Колорит времени налицо: модели на фоне старинного камина и уютных книжных полок резко контрастируют с современными подиумами. Это, кстати, важное отличие старой «культуры бала», которой посвящен первый этаж: вечерняя мода до указа Елизаветы ориентирована на узкий круг лиц, где «все свои», а приглашение нельзя купить ни за какие деньги (в отличие от современной культуры «красной дорожки», предполагающей «массовку» и папарацци).
История отношений Хартнелла, легендарного кутюрье британской королевской семьи, и его венценосной клиентки — отдельная тема выставки. В 1936 году, в преддверии коронации Георга VI, когда дизайнера впервые пригласили в Букингемский дворец, король продемонстрировал ему парадные бальные портреты XIX века кисти Франца Винтерхальтера, попросив создать «что-нибудь в этом духе». И Хартнелл выполнил высочайшее пожелание: платье, вдохновленное образами Винтерхальтера, настолько понравилось королеве-матери, что до конца своих дней она появлялась на публике в нарядах того же фасона — и платье 1953 года не исключение.
Это же платье можно считать ключевым для понимания одного из основных лейтмотивов выставки: связь между клиентом и его дизайнером глубока и даже интимна. Только такой любовью и глубоким пониманием характера можно объяснить то, что Анна Хезелтайн в пятьдесят с лишним лет могла щеголять в черно-красном платье с открытой спиной. (Любопытная деталь: как вспоминает сама хозяйка платья, в приглашении на бал было написано: «одевайтесь так, чтобы околдовать» — и большинство гостей, истолковав пожелание буквально, явились в костюмах колдуний.)
Своеобразным признанием эмоциональной связи между дизайнером и клиентом является расшитое жемчугом платье «Элвис» и соответствующее ему болеро, которые Кэтрин Уокер придумала специально для визита принцессы Дианы в Гонконг. Выбор цвета и материала не случаен: согласно неписанной традиции, наряды представителей королевской семьи, готовившиеся для официальных визитов, украшались цветами или символикой страны пребывания. «Каждый раз, как я видела принцессу в этом платье, мне казалось, что его не мог бы носить никто другой. Она сияла в этом платье — а платье сияло вокруг нее, словно ослепительная колонна сверкающего жемчуга», — эти слова Уокер вынесены в экспликацию. На противоположной стене вполне приличествующая случаю цитата Харди Амиеса: «Лучше всего дисциплинирует дизайнера клиент с хорошим вкусом».
Во второй части экспозиции, занявшей мезонин, представлены платья последнего пятилетия. На первый взгляд, их преемственность кажется натянутой — это логика «мула в лошадиной сбруе», следуя меткому определению Мамушки в «Унесенных ветром». Выбор наряда для выхода в свет — «себя показать» — всегда являлся способом объективизации женского тела обществом, своего рода капиталистическим форматированием продукта и выставлением его на витрину на всеобщее обозрение, чтобы купили. Бал дебютанток, на котором юную аристократку представляли двору, являлся прежде всего инициацией во взрослую жизнь. Следовательно, и бальное платье такой дебютантки можно считать не более чем торжественной, красивой упаковкой, а значит, сценические наряды современных деятелей эстрады функционально должны быть ему тождественны. Но не все так просто.
Ведь с другой стороны, если вспомнить, как Норберт Элиас разбирает ритуал одевания Людовика XIV, дресс-код определяет не просто личное пространство (габитус), но и структуру власти. Положение в обществе было обусловлено способностью придворных подражать и подыгрывать тому языку тела (а следовательно, и облачению тела), в котором власть в этот момент находила воплощение. И с этой точки зрения функция платьев, в которых актрисы появляются на светских церемониях, церемониях вручения премий или выступают на концертах, является полной противоположностью цели и значению придворного платья. Последнее имитирует/демонстрирует позицию власти (жемчужное платье «Элвис» принцессы Дианы). Современное же вечернее платье представляет собой либо ироничный комментарий на тему эстетизации отношений купли-продажи (как платье из латекса от Ацуко Кудо), либо ту самую праздничную упаковку дорогого товара (как серебристое платье от Ральф и Руссо, в котором Бейонсе выступала на концерте в Белом доме перед президентом Бараком Обамой). Эта разница в субъектно-объектном отношении заявлена даже в позах и формах манекенов: если на первом этаже платья проецируют образ живой женщины с неидеальной фигурой, то в мезонине телесность возможных моделей отступает на второй план. Идеальное «социальное» тело конца ХХ века не обладает ни женственностью, ни вообще человечностью. Взять то же латексное кружево от Ацуко Кудо: с тем же успехом в нем можно представить Зигги Стардаста, инопланетянина- андрогина. Или доспехи из перьев от Александра Маккуина (точнее, уже Сары Бертон для Alexander McQueen) — в подобном облачении мне почему-то представляется архангел Михаил. Возможно, сами дизайнеры с таким замечанием не согласились бы (на подписи к платью Ролана Муре, в котором Мэгги Джилленхол появилась на вручении «Золотого глобуса» в 2010 году, приведена цитата модельера о том, что платье должно создавать «вау-эффект»: «Платье — это инструмент, и инструмент должен работать»). Но и в словах Ацуко Кудо проскальзывает вера в первенство материи над моделью: дизайнер уверена, что рано или поздно наступит день, когда и королевскую семью можно будет «упаковать» в латекс (материал власти и чувственности, с точки зрения дизайнера).
Впрочем, нужно отметить, что стилистика организации пространства второго этажа разительно отличается от стеклянно-антуражной эстетики первого. Над головой — на альковы — проецируются фотографии Дэвида Хьюза: на них выставочные платья демонстрируются на манекенах, у которых вместо голов — то свитки, то ноты, то вообще раскрытая книга. В общем, опять же, постмодернизм и пастиш.
На трех платформах представлены платья последних лет от известных модельеров; многие успели «засветиться» в светской хронике (как, например, творение Дженни Пэкхем, в котором Сандра Буллок появилась на 68-й церемонии вручения премии «Золотой глобус», а Дита фон Тиз снялась в февральском номере Instyle). С этим были сопряжены и некоторые проблемы: вышеупомянутое платье Бейонсе — всего лишь полная реплика (правда, кураторы утверждают, что все пропорции оригинала сохранены). Оказывается, из-за плотного гастрольного графика певица то ли не успела, а то ли не захотела предоставить оригинал.
Во второй части выставки силуэты и материалы гораздо более разнообразны. Одни дизайнеры следуют аффектированно-театральному канону и создают из ткани и других материалов настоящий спектакль: творение из черного тюля и перьев от Вивьен Вествуд или все те же доспехи от Сары Бертон для Alexander McQueen. Последние, кстати, сами по себе стали частью представления: перед тем как появиться в них на балу, посвященном творчеству Александра Маккуина, в музее Метрополитен в Нью-Йорке Дафна Гиннесс устроила перформанс и облачилась в него прямо в витрине магазина Barneys на Мэдисон-авеню.
Другие авторы представляют более практичный подход к светским раутам. Так, черное вечернее платье Стеллы Маккартни, в котором появилась Аннетт Беннинг на церемонии вручения премии кинокритиков Нью-Йорка, на поверку оказалось комбинезоном с очень широкими штанами. Иногда практичность граничит с китчем — как, скажем, буклированное платье цвета фуксии от Osman с вырезанными квадратами в районе ребер, в котором Николетт Квок пришла на вечеринку в галерее Тейт по случаю своего пятидесятилетия, или платье от Крейга Лоренса, более всего похожее на огромную папильотку из фольги.
Прекрасным завершающим аккордом — который во многом объясняет и разницу в подходах к светскому образу в 1950-е годы и в наши дни — является платье от Гарета Пью. Доспехи из серебряной кожи, увенчанные гигантским воротником-стойкой, который фактически полностью закрывает лицо, — подтверждают тот факт, что в XXI веке незачем кричать «А король-то голый!». Девиз нашего времени — «А платье-то — без короля!». В общем, гиена была бы довольна.
Литература
Carrington 1989 — Carrington L. The Debutante // Salmonson J.A. (ed.) What Did Miss Darlington See? An Anthology of Feminist Supernatural Fiction. N.Y.: The Feminist Press: The City University of New York, 1989. Life 1953 — Life. March 30, 1953.