Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №28, 2013
Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве.Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва. 19 декабря 2012 — 3 марта 2013
Поиск таинственной формулы вечной красоты был смыслом жизни многих художников, до тех пор пока их творчество не назвали китчем. Произошло это примерно в 1860-е годы в Баварии, где в среде антикваров появилось это словечко. С тех пор искусство старается тщательно маскировать свою потребность в красоте, дабы не быть обвиненным в намеренном «украшательстве» жизни. А изящество и гламурность были узурпированы массовой культурой, индустрией рекламы и шоу- бизнеса. Дадаисты первыми придали ценность объектам массовой культуры и китча. Вслед за дадаистами эстетикой китча увлеклись поп-артисты, именно они узаконили китч в сфере contemporary art, сделали его методом. Сегодня китч является одним из важных компонентов, из которых складывается визуальный образ современного искусства. Преувеличение, ирония, гротеск на грани фола, откровенная имитация плохого искусства, игра со смыслами, инверсия, неприкрытое цитирование — все эти китчевые приемы давно вошли в словарь искусства постмодернизма. Изобразить «прекрасное» прогрессивный художник ХХ века имеет право лишь в двух случаях: пародируя своих предшественников (тем самым глумясь над историей искусства) либо утрируя приемы китча (насмехаясь уже над окружающей действительностью, а иногда и над зрителем). Вариации этих двух основных мотивов и были продемонстрированы на выставке в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Кураторы выставки Кирилл Светляков и Кирилл Алексеев ключевой принцип экспозиции почерпнули в авангардном девизе Михаила Ларионова «Признавать всё!», выдвинутом в 1913 году на выставке «Мишень», и позволили себе реализовать весьма расплывчатую концепцию, трудно поддающуюся логическому анализу. В одном пространстве они соединили произведения авангарда первых десятилетий ХХ века, андеграунда 1970-х годов и работы современных художников с недатированными рыночными клеенками и ковриками, а также деревянными рельефами самоучки Алексея Пичугина (1909-1999), имитирующими популярные картины русских художников. Конечно, китч гораздо разнообразнее, чем несколько забавных клеенок и резных картин, но для кураторов важнее было раскрыть эту тему в произведениях современных художников. Для многих специалистов наивное искусство (naive art) и китч — понятия очень близкие, иногда даже взаимозаменяемые — но это вовсе не так. Они имеют разную природу, и если наивное искусство неизменно в своем мифологизированном миросозерцании, то китч — явление изменчивое и напрямую зависит от модных тенденций. Давно замечено, что китчем в разное время считались иногда противоположные вещи. Авторы выставки восприняли китч как нечто неизменное, застывшее во времени. Но поскольку это «нечто» они не смогли четко определить, то и выставка получилась невнятной по общему впечатлению.
Название выставки отсылает к композиции Валерия Кошлякова, составленной из грубо разукрашенных розовой, голубой и белой красками фотопортретов артистов Ростовского театра оперетты. Используя точно такой же материал — черно-белые фотопортреты советских артистов, Вячеслав Колейчук, один из лидеров группы «Движение», подошел к выполнению задачи иначе. Он меняет восприятие с помощью ножниц и клея, вырезая части лица (глаза, нос, рот) и просто поворачивая их. Результат ошеломляет — вместо идеальных отретушированных лиц мы видим уродливые маски («Артисты советского кино». Серия из 13 листов. 1974-1975). Работы В. Кошлякова и В. Колейчука с гламурными портретами артистов утрируют до безобразия приемы журнальной ретуши и раскрашивания фотографий.
Такой широко используемый в китче прием, как копирование популярного произведения в ином материале, раскрывается в работах М. и Н. Аренд, И. Кругликова, которые имитируют супрематические картины Казимира Малевича, используя ткань и искусственный мех. По этому же пути давно и уверенно двигается Дмитрий Цветков, который создает из кусочков атласа и бархата модели оружия, расшивая их стеклярусом и бисером. Выполненные в ином мягком материале автоматы, пистолеты и револьверы теряют свое милитаристское значение, возвращают нас к детским играм. Его ироничная работа «Родной, убей авангардиста!» дала название одному из разделов выставки.
Лидеры российского «актуального» китча Владимир Дубосарский и Александр Виноградов были представлены одной скромной и крайне неудачно расположенной картиной «Мишки» (2008) из собрания П. Броше, продолжавшей тему копирования любимых картин Третьяковской галереи в самодельных ковриках и раскрашенных рельефах. Творчество В. Дубосарского и А. Виноградова опирается на китч как на источник, их работы часто отсылают к впечатлениям детства; жаль, что присутствие на выставке таких значимых для этой темы художников было малозаметно.
Как попытку показать преемственность нынешних авторов от традиций русского авангарда, можно расценивать включение в состав экспозиции случайных произведений 1910-1920-х годов: Н. Гончаровой, Б. Кустодиева, В. Чекрыгина, П. Кончаловского и Н. Денисовского. Раскрытию заявленной темы они никак не способствовали, а лишь вводили зрителей в заблуждение (не все же помнят историю искусства!). В произведениях первых десятилетий ХХ века отчетливо видно, что китчем считалось совсем другое искусство: народное творчество, произведения ремесленников и кустарей, детский рисунок.
Центральной работой выставки несомненно было произведение петербургского интеллектуала и художника Андрея Хлобыстина, начинавшего свой путь в составе группы «Новые художники». Довольно крупный холст представляет собой мифическую обложку журнала «Искусство и театр» за 2022 год с анонсом: «Великий в Большом. Премьера балета „Виктор Цой" на сцене Большого театра в постановке Георгия Гурьянова». Это явная аллюзия автора на попытку современной массовой культуры «канонизировать» героев андеграунда, инкрустировать их образы в массовое сознание, используя язык классического искусства. Такое наложение противоположных смыслов и рождает тот самый пресловутый китч, который, по прозорливому суждению Клемента Гринберга, всегда противостоит авангарду. Художник подчеркивает абсурдность сюжета, изображая на сцене классического театра в традиционных декорациях балет-каратэ, а над ним — бархатный занавес с девизом «Цой — это мир!» и подретушированным слащавым портретом Виктора Цоя, ассоциирующимся не то с плакатом Мао Цзедуна, не то с образом христианского мученика.
Такие излюбленные приемы китчевой эстетики, как эклектичность (К. Звездочетов, Л. Резун-Звездочетова), ретроспективность (Е. Семенов), имитативность (Г. Майофис), адаптивность (В. Мамышев (Монро)) и серийность (В. Комар и А. Меламид), стали и основными характеристиками постмодерна. Концепция Тимура Новикова опиралась на игровое восприятие прошлого, а его программная ретроспектив- ность строилась по принципу попурри, где классикой был провозглашен декаданс. Для Аркадия Петрова китч стал наиболее адекватной формой персонального автобиографического высказывания в искусстве. Его картины, имитирующие раскрашенные черно-белые открытки с сентиментальными надписями, давно стали символом рефлексии поствоенного поколения.
Знаменитый писатель Милан Кундера в своем культовом романе «Невыносимая легкость бытия» (1982) приписывает китчу новые дефиниции, соответствующие национальным, религиозным или политическим взглядам людей. По его мнению, существуют разные кит- чи: католический, протестантский, иудейский, коммунистический, фашистский, демократический, феминистский, европейский, американский, национальный, интернациональный. Следуя его логике, мы можем утверждать, что существует советский китч, базирующийся на идеологических штампах и агитационной пропаганде, отсюда проистекают попытки рассматривать искусство соцреализма как воплощение китча (С. Бойм).
По мнению французского философа и социолога, исследователя массовой культуры и общества потребления Жана Бодрийяра, «искусство теперь повсюду, поскольку в самом сердце реальности теперь — искусственность» (Бодрийяр 2000: 154). Ласковые сети китча обволакивают каждого из нас с самого раннего детства. Умилительные образы зайчиков и котят, нарочитые гримаски, которыми снабжаются не только герои детских сказок, но и неодушевленные предметы, яркие цвета и блестки воспитывают привычку приятия китча. Китч начинают принимать за вариант нормы и даже хорошего доброго искусства. Но на поверку оказывается, что творчество современных художников, внешне иногда не отличимое от китча, гораздо честнее. Утрируя украшательские приемы, имитируя доброту и сентиментальность, современные художники позволяют нам взглянуть на себя со стороны, раскрывают изнанку наших кумиров, обличают мещанскую сущность. Все это имеет одну цель — помочь зрителю критически относиться к себе и к окружающей жизни. Ведь неслучайно многие обыватели категорически не приемлют такое искусство, воспринимая его как оскорбление собственного образа жизни.
Литература
Бодрийяр 2000 — Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Пер. и вст. ст. С. Зенкина. М., 2000.