Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №28, 2013
«Лев Бакст. Открытие материи». «Наши художники», Москва. 25 января — 15 апреля 2013
Бывают странные сближения. В осеннем номере 2012 года «Теория моды» опубликовала несколько черно-белых изображений эскизов для ткани, принадлежащих перу Льва Бакста (Беспалова 2012). По сути, у нас эти рисунки были известны только по двум старым американским публикациям: несколько фотографий сопровождали статьи Хелен Эплтон Рид в нью-йоркском журнале «Бюллетень Центра искусств» (Read 1927) и Катарины Гибсон в журнале «Дизайн — керамическая студия» (Gibson 1929).
А в начале 2013 года в галерее «Наши художники» открылась выставка эскизов, никогда ранее в России не экспонировавшихся. Тридцать три из сорока рисунков для ткани, созданных Бакстом в последние два года его жизни (1923-1924) для нью-йоркского фабриканта Артура Селига, владельца шелковой мануфактуры (иллюстрации см. во вклейке 4).
Стоит ли добавлять, что это были те самые рисунки: цветные подлинники черно-белых изображений, с которыми мы были знакомы по публикациям 1927 и 1929 годов?
После скоропостижной смерти Бакста в 1924 году текстильные эскизы, подготовленные для Артура Селига, несколько лет пролежали в конторе нью-йоркского адвоката художника, а затем перешли к Ало- ну Бементу, директору Мэрилендского института-колледжа искусств (Maryland Institute College of Art). В 1942 году, уже оставив пост директора, он преподнес их в дар родному институту. Несколько лет назад рисунки были выставлены на продажу и перешли в частное собрание. Таким образом коллекция оказалась в России.
До выставки, открывшейся в Москве в январе этого года, текстильные рисунки Бакста принимали участие в нескольких выставках в Америке. Первая состоялась три года спустя после смерти художника: на протяжении 1927-1929 годов передвижная выставка Бакста, включающая сорок эскизов для тканей, побывала в нескольких американских городах. Именно в результате перемещений этой выставки были опубликованы статьи с черно-белыми изображениями, по которым мы до сих пор были знакомы с этой серией работ художника. Всего, как отмечает Елена Беспалова, «по американским публикациям 1927-1929 годов нам известно двенадцать последних текстильных эскизов Бакста» (Беспалова 2012: 54).
В следующий раз коллекцию выставили в Мэриленде в 1943-м, сразу вслед за тем, как Алон Бемент передал ее в дар своему институту. Еще одну выставку в 2003 году организовал Балтиморский музей искусства. Она называлась «Великолепный Бакст: театральный и текстильный дизайн из коллекции Балтимора» и включала несколько эскизов из проданной затем в Россию коллекции (Курникова 2013: 9).
Побывав на выставке, понимаешь, как тебе повезло: знать о существовании эскизов, коллекции и о такой стороне деятельности Бакста, как текстильный дизайн, по публикациям и небольшим фотографиям — это одно, а увидеть эти вживую набросанные карандашом, а затем прорисованные и раскрашенные гуашью работы — совершенно другое. И еще: раз увидев их, осознаешь, что никакое воспроизведение, увы, не передает магии сделанных рукой изображений.
Рисунки довольно крупные (в среднем 50 х 65 см), цвета, используемые Бакстом, довольно сложные по составу. Бумажные же репродукции сильно проигрывают — и от уменьшения размера, и от неточностей в передаче тонов.
Впрочем, галерея не ограничилась воспроизведением эскизов на бумаге, в изданном к выставке каталоге, но пошла на интересный эксперимент: на итальянской фабрике Пунто Комо было напечатано на шелке несколько бакстовских орнаментов. Здесь тоже нельзя говорить о полном попадании: какие-то цвета «просели» и получились несколько темнее, какие-то — напротив, вышли более яркими (скажем, блестящий на шелковой основе шоколадный — вместо глубокого матового коричневого совершенно другого тона).
Следует принимать во внимание, конечно, и сложность цветовых сочетаний, которой славятся работы Бакста, и многокрасочность многих его эскизов. На представленных работах художник зачастую помечал используемые цвета цифрами — прописывал их белилами в углу рисунка. Есть работы, рассчитанные на 6, 7, 10 цветов. А есть и такие, в которых участвуют сразу 11 или 13 красок. Причем часто без учета цвета основы.
Отдельным вопросом остается, каким предполагался на этих эскизах фон. Как правило, Бакст прорисовывал красками сам рисунок, орнамент, оставляя при этом незакрашенной основу, которую, таким образом, представляла простая бумага. По своему свойству — или от времени — эта бумага-основа имеет оттенок слоновой кости, скорее бежево-сливочный, чем выраженно белый. От этого иначе играют и цвета узора. При печати на шелке в большинстве случаев основой был выбран яркий белый шелк. Свойственный шелку блеск и контрастное сочетание с белым, конечно, тоже изменили общий характер рисунков.
Впрочем, о точности передачи цветовых решений художника, похоже, не шло речи и при его жизни. Равно как неясным остается и вопрос о фоне, который тогда предполагалось использовать при печати. Елена Беспалова цитирует письма Артура Селига к Льву Баксту, в которых обсуждаются вопросы производства тканей: «Я уверен, — писал Селиг, — что многие орнаменты будут хорошо выглядеть на темном фоне — черном, синем, коричневом». По всей видимости, фабрикант «деликатно навязывал» свою волю художнику: темный фон для набивных тканей был тогда популярен (Беспалова 2012: 52). Не по этой ли причине на многих своих рисунках Бакст оставляет незакрашенный фон: на выбор заказчика?
В музее Эвергрин в Балтиморе, в бывшем доме американских покровителей Льва Бакста Алисы и Джона Гэрретов, сегодня можно увидеть как рисунки художника, так и созданные по ним материи. Елена Беспалова отмечает, что «сравнение текстильного эскиза и ткани показывает, что фабрикант позволял себе большие вольности в обращении с творчеством маэстро. Сине-зеленая и красно-коричневая гамма эскиза заменена серо-малиновой и желто-фиолетовой гаммой на ткани» (там же: 56).
Так что при современном воспроизведении рисунков на шелке с эскизами Бакста обошлись весьма бережно. Старались сохранить задуманные художником тона, а кроме того — что очень интересно — и сам характер письма: на материи рисунки воспроизведены без отрисовки или автоматического повторения орнамента из одного его элемента, без заполнения силуэтов ровным тоном — а со всеми мазками, неровностями рисунка и подтеками краски, точь-в-точь как в рукотворном оригинале. Все это создает ощущение вживую нарисованного орнамента.
И все же, должна с сожалением отметить, что наново созданная ткань (равно как и печатное воспроизведение рисунков) не передает того совершенно завораживающего воздействия, каким обладают оригинальные эскизы художника.
Глядя на эти яркие и, как иногда кажется, излишне причудливые, сочетаемо-несочетаемые внутри одного построения рисунки: на синих и зеленых лошадок в окружении малиновых бордюров, на изящных желто-зеленых слоников с синеволосыми погонщиками, на смешных и немного пугающих, ощетинившихся коричневых и черных котов, на яркую стаю однообразно повторяющихся малиновых птиц, на «Василия Блаженного», заполняющего поле вперемежку с аленькими цветками, — невольно задумываешься, а что же так привлекает, едва ли не затягивает тебя внутрь каждого полотна? Почему так хочется всматриваться в эти, казалось бы, только декоративные вещи и почему так не хочется уходить? Сотрудники галереи, работающие на выставке, подтверждают: многие посетители приходят сюда уже не в первый раз, возвращаются снова и снова. Как снова и снова повторяются одни и те же элементы в жанре, называемом орнаментом.
Поначалу не понимаешь: как можно было многократно повторить, перерисовать один и тот же элемент, создавая из него узор. В голову приходит мысль о лекале, которое художник просто обводил. Но потом начинаешь всматриваться — видишь карандашные следы и понимаешь, что, к примеру, множество одинаковых, на первый взгляд, птиц прорисовывалось по сетке (сделанной заранее мелкой, по квадратикам, разметке, заполняющей весь лист). А значит, каждая из этих малиновых птиц честно рисовалась отдельно — так, чтобы быть похожей — и непохожей на других. Чтобы создать это ритмическое движение, свойственное народному орнаменту — и сохранить при этом свое собственное «выражение лица». То же — со слониками, с уточками, с человечками.
Бакст сделал для Артура Селига несколько серий текстильного декора в «этническом стиле»: русскую, африканскую, индийскую и — по специальной просьбе заказчика — в то время особенно модную в Америке, индейскую, основанную на искусстве коренных народов. Так Катарина Гибсон «сообщает, что в своем путешествии по западным штатам в 1924 году Бакст изучал искусство индейцев в резервациях» (там же: 54). А Хелен Рид даже перечисляет названия племен, искусство которых, по ее мнению, повлияло на работы Бакста: зуни, хопи, акома (там же: 56).
Художник использовал в своих работах и элементы народного искусства, и характерные «этнические» цвета, и названный уже затягивающий в магический круговорот принцип повторяемости элементов, переплавлял их в своем тигле, смешивая иногда до неузнаваемости и добавляя к традиционным — элементы нового стиля, ар-деко. И, похоже, он был абсолютно прав, когда под конец жизни все же с энтузиазмом взялся за то, чему противился поначалу, — за декорирование обыденной жизни. Чтобы «раздвинуть границы искусства» и «поднять эстетический вкус публики» (там же: 57-58), чтобы вдохновить и подняться над обыденностью. И отзвуки этой его интенции доходят до нашего времени — это остро ощущаешь, находясь в галерее, среди тридцати трех все-таки добравшихся до нас из Америки рисунков.
Литература
Беспалова 2012 — Беспалова Е. Текстиль Бакста // Теория моды: одежда, тело, культура. 2012. № 25. С. 35-62.
Курникова 2013 — Курникова Н. Предисловие // Лев Бакст. Открытие материи. Каталог выставки. Галерея «Наши художники». М.: Petronius, 2013. С. 7-9.
Gibson 1929 — Gibson K. Textile Designs by Leon Bakst // Design — Keramic Studio. November 1929. Vol. 31. No. 6. Pp. 109-112.
Read 1927 — Read H.A. Bakst Textile Design Exhibition // Art Center Bulletin. N.Y. April 1927. Vol. V. No. 8.