Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №29, 2013
Евгения Пищикова — журналист, работала в «Большом городе», «Крокодиле», «Русской жизни». Автор книги «Пятиэтажная Россия».
«Тикает будильник. Светает. Солнечный луч пробивается через штору, освещает отрывной календарь. На листке календаря — первое сентября. На стуле возле Марусиной кровати — форменное школьное платье, коричневое, с черным передником. Маруся спит». Это, как вы понимаете, Шварц, «Первоклассница».
Вот-вот Маруся проснется, и ярким осенним утром отправится в школу, испытывая острое, пронзительное чувство счастья. Она впервые в форменном платье выходит из дома, и ее, вместе со всеми школьниками, поздравляют по радио. Вчерашние друзья по двору, которых еще не взяли учиться, стоят в стоптанных летних сандаликах и завистливо глядят на солидную Марусю. А из всех семи подъездов дома выбегают «взрослые», шагающие в школу без провожатых, мальчики «в длинных штанах» и девочки в передниках. И это с ними-то Маруся теперь вместе!
Первоклассница ежится от счастливого чувства — она «не как все» и «как все» одновременно. Ее форма — это и знак особости (ей уже можно надеть коричневое платьице), и знак общности, принадлежности к великой вечной толпе коричневых платьиц. Помните бунинское «Легкое дыхание»? «Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц». Что еще нужно ребенку? Два самых главных отроческих желания всегда противоположны — выделиться и спрятаться.
Разумеется, перед Марусей лежит долгий путь — до самого последнего звонка; надо полагать, к середине пути форма ей опостылеет, ближе к концу дороги она поймет важность «женской прически, дорогих гребней и туфелек в двадцать рублей», всех тех мелочей, которые делают форму, в сущности, почти не замечаемым фоном, но смысл коричневого платья останется с ней навсегда.
Поскольку смысл любой форменной одежды — одновременная отъединенность и вовлеченность.
Важное государственное дело — эта школьная форма. Вот, опять решено вводить (и даже по инициативе президента), и быстрый Зайцев серенький уже представил свою линию «детской одежды офисного плана». Название линии-коллекции — «От заурядной неприглядности к красоте и практичности». Ничего плохого, прямо скажем, в этой линии нет — кроме, конечно, названия.
Много вариантов; розово-серая гамма для девиц, клетчатые и плиссированные юбки, пиджачки. Одна из тем коллекции — трикотажные вещи, выполненные в сине-красно-белых тонах. Синие пуловеры с красными и белыми полосочками по вороту и рукавам, что-то такое неброское. Штат Неброско, как говаривала великая умелица одеться, интуристовская экскурсоводша Эмма Лисицина (о ней романы надо писать, поскольку она одна из главных куртизанок Москвы 1980-х годов). Простите, отвлеклась. Словом, одежда как одежда, и хорошо б, действительно, чтобы она шилась, как обещают, из натуральных тканей, а детям из недостаточных семей выдавалась бесплатно. Тогда и упрекнуть не в чем. Беда в одном — форма эта не имеет вообще никакого внутреннего смысла. Ни зловещего, ни симпатичного.
Ведь как работает форменная одежда? Вот, скажем, пример воинской, поскольку воинская наиболее откровенна. Самый первый пласт — выделить и соединить. На это чаще всего работает цвет, общий цвет. Обязательно — обратная перспектива, историческая преемственность. Дальше важная смысловая часть: объединив — разделить уже внутри сообщества. Тут главное — знаки отличия. Форма подчеркивает внутрикорпоративное положение, вводит зримую иерархию. Рядовой — офицер — старший офицер. Кому кирзач, кому папаха. Вот это вывернутое наружу тщеславие, как водопроводные трубы, вывешенные на фасад центра Помпиду, и обеспечивает идею подчинения, строя, порядка. Каждый носит на себе знаки «своего места» и знает свое место. И еще одна деталь, обеспечивающая «работу подчинения», — это подчеркнутая сакральность формы, то, что именуется «честью мундира». Необходимая часть механизма этического воздействия.
Школьная форма, казалось бы, никогда внутренних знаков отличия не имела. Но это — казалось бы. Одно время знаками отличия были разные цвета форменных платьев и костюмов — в зависимости от возраста. Эти различия в цвете сохранились в ряде английских, великих, драконовских пансионов, где еще поддерживают традицию «фагов» (младший ученик как бы подчиняется и прислуживает старшему в обмен на покровительство). В Смольном институте благородных девиц различались по цвету платья старших и младших воспитанниц. Но в советской школе ничего такого же не было? Были унифицированные наряды — и основная претензия противников введения формы основывается на советском опыте: от единообразия несет тоталитаризмом; отвратительно, когда дети, наряженные в одинаковые одежки, глядятся казенной массой и чувствуют себя оттого незначительными, мелкими частями системы.
В упреке есть правда, но я хочу сказать, что тоталитаризм пощадил еще детей в свое время. Самое страшное — это не однородная масса, а вот именно знаки различия внутри однородной массы. Уничтожить детей можно одним легким действием — например, ввести нашивки «троечник» — «хорошист» — «отличник». И что-то в этом роде в советской школе брезжило: имелись легкие знаки тщеславия. Нашивки командира октябрятской звездочки и пионерского звена; знаки комиссара и председателя комитета комсомола. Все дело в том, что советская форма имела сакральные детали — звездочку, пионерский галстук, комсомольский значок.
Это детали, конечно, привнесенные, навешанные «сверху» на коричневое гимназическое платьице или «сивый», тоже родом из чистого времени, мальчишеский костюмчик (синяя форма — это уже излет советской школы, 1980-е годы), но детали очень даже значимые.
Без них никак не проведешь любого рода идеологическую работу или работу, ныне названную делом патриотического воспитания.
Мы в свое время были собраны в общность не просто школьников, но советских школьников. Курточка и платье не могли играть роль мундира с его декоративной честью, но такую роль мог играть галстук. «Ты позоришь гордое звание советского школьника, позоришь пионерский галстук, частицу знамени, под которым наши отцы и деды.», и так далее. Великий воспитательный вопль, до сих пор звенящий в ушах.
Что же нынешняя предложенная нам форма? А ничего. Ни к какой общности она никакого отношения не имеет. Что такое общность «российский школьник»? Чего он там может позорить, этот несчастный бурсак? Непонятно. И слава Богу, что непонятно — месяц тому назад в новостях промелькнула информация, что г-н Зайцев планирует сделать свою коллекцию в цветах российского флага. Вот тут я испугалась — это было бы большим подарком любителям патриотического натаскивания. Страшное заклинание нашего детства могло вернуться: «Ты носишь цвета российского флага, а ведешь себя...» — но, по счастью, пуловеры с бело-красными полосочками выглядят достаточно безопасно.
Так что зловещего смысла будущая школьная форма, кажется, лишена. Но симпатичного лишена тоже. То, что нам предлагают (помимо зайцевской, есть еще коллекции), все эти клетчатые юбки и свитера с ромбами, вся эта чужая, бесконечно безликая форма не имеет обратной перспективы, не имеет истории. Она не волнует. Не рождает ощущения приобщенности.
Но так как (предположительно) она будет обязательна для всех, то, не прибавляя общей сентиментальности или гордости, отнимет частную гордость. Отберет у детей возможность носить цвета своей школы, то есть пробавляться частным школьным патриотизмом.
Маленький школьный патриотизм — очень симпатичное чувство. В Москве мало школ, которыми ученики действительно могли бы гордиться. Мало, но есть. Одна 57-я чего стоит. Ну, и за эти годы прибавилось несколько лицеев, которыми могут гордиться родители. В смысле, гордиться собой, что они заработали те деньжищи, которые в этих лицеях дерут за обучение. В Сорбонне и Кембридже ребенка дешевле выучить, чем в какой-нибудь «Рублевской юности» при очередном управделами. Но так или иначе — есть известные школы, есть. У них отнимется индивидуальная форменная одежка.
А между тем в распространенности маленькой гордости за свою школу многие видели спасение образовательной системы. Не в каждой окраинной школе отыщется блестящая авторская программа или знаменитый учитель, не у каждой есть традиции, но — писали некоторые знатоки вопроса — есть же школьный спорт. Всякая американская скул может собрать учеников, и родителей, и местную общину вокруг собственной бейсбольной или баскетбольной команды. Это уже много! Значит, будут школьные цвета, и группа поддержки, и прекрасные названия. Скажем, Гольяновские бизоны. Или Новокосинские ястребы. Чем плохо? Но нет в наших школах командного спорта, и полгода, с декабря по март, дети таскаются вокруг родимого корпуса по волглому снегу на постылых лыжах. К чему эти лыжи, объясните вы мне? Почему у всех — лыжи? Мы что, к новой финской войне готовимся? И пока знатоки вопроса мечтали о том, как бы прибавить школе индивидуальности, — последнюю отняли. Нынче проходят укрупнения, по три школы в один образовательный центр, и вот вводят всеобщую «детскую одежду офисного плана».
Собственно, в названии зайцевской линии сквозит голая правда. Вводят не форму, вводят дресс-код. Унылая одежда. Унылое занятие. Только одно забавляет. Собственно, наши дети давно носят все эти офисные костюмчики и клетчатые юбки. И без обязательного введения формы в большинстве школ давно перешли на всеобщий школьный одежный язык. И вот сижу я на родительском собрании, а директриса нам говорит: «Проследите за своими старшеклассницами. Слишком много эротики во внешнем виде. Каблуки, золотые украшения. Некоторые девочки позволяют себе носить чулки! Дорогие родители! Девочка должна быть в юбочке из шотландки и белой блузочке с галстучком. И все! Что бы ничего эротического в образе!» Сколько, действительно, чистоты в неведении! Юбочка из шотландки и белая блузочка с галстучком — это, что ни говорите, так называемый костюм «японской школьницы» — известнейший эротический образ. Так что определенные смыслы в новой школьной форме все-таки можно отыскать.