Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №29, 2013
Джудит Чейзин-Беннаум (Judith Chazin-Bennahum) — в прошлом балерина, выступавшая в составе труппы Метрополитен-опера под руководством Энтони Тюдора. Сейчас преподает теорию театра и танца в Университете Нью-Мехико. Автор книг «Танец в тени гильотины» (Dance in the Shadow of the Guillotine) и «Балеты Энтони Тюдора» (The Ballets of Antony Tudor).
Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2002. Vol. 6.4)
Ознаменовавшая конец XVIII столетия очарованность классическим платьем породила новый, увлекательный дискурс, оперирующий понятиями тела и классического тела. Облаченные в тонкие, почти невесомые драпировки, женщины обратились в идеализированные живые аллегории демократии, равенства и признания того, что ценность одежды связана с ее трансформативным потенциалом. Открытое взорам тело становится средством, с помощью которого в изменившихся обстоятельствах заново изобретали и развивали представления о политической и общественной жизни Греции и Рима (Porter 1999: 13).
Интерес к классической античности возродился за несколько лет до начала Французской революции, в 1780-е годы, но продлился совсем недолго и угас после окончательного падения Наполеона в 1815 году. Это было далеко не первое обращение к идеалам Античности: они служили ориентиром на протяжении всей эпохи Возрождения и находили признание в более поздние времена, что особенно заметно в величественных драмах Расина и Корнеля, создававшихся при Людовике XIV.
Тогда же Мольер ради большего комического эффекта использовал образы мифологических персонажей, пародируя их в своих comedie- ballets (комических балетах). Мифологические сюжеты были de rigueur1 в опере, драматическом театре и балете веками.
Совершенно иначе выглядел неоклассицизм конца XVIII — начала XIX века, нашедший воплощение в одежде — в модном женском платье, а также в мужских и женских сценических костюмах. (Вне сцены мужчины в те времена не осмеливались щеголять в тогах и туниках.) В том, что неоклассицизм занял столь важное место в цивильном и театральном гардеробе, сыграли роль разные факторы — археологические открытия, тенденция к соблюдению исторической точности при выборе костюмов для постановок на мифологические сюжеты, просветительские воззрения на моду (сформировавшиеся под известным влиянием английского стиля), проникновение «уличных» тенденций в костюмерные парижской Оперы, а также тот факт, что обнажать женское тело доставляет удовольствие. В сущности, неоклассицизм освободил тело от тяжеловесной, ослепляющей декоративности нарядов и придал юбкам белизну и колонноподобный, вытянутый вверх силуэт античной туники.
Неоклассицизм произвел замечательный переворот в эстетике одежды: «В 1780-е годы женская фигура распрощалась с экстремально подчеркнутой линией талии и получила взамен податливую, удлиненную юбку из типичной для хитона волнистой материи, что позволило ногам свободно двигаться» (Hollander 1993: 117). Женское тело приобрело новые характерные черты, оно как будто родилось заново! Грудь стала выглядеть округлой и налитой — как «две четко очерченные полусферы», тогда как в XVIII веке ее подпирали так, что она выглядела как два холма.
Струящиеся, полупрозрачные туники одновременно обнажали женское тело и приближали его к идеалу, заставляя признать, что это создание не только имеет ноги, чтобы крепко стоять на земле, но также наделено волнующей сексуальной привлекательностью, что особенно заметно в этом новом облике. Однако такие платья больше подходили для греческого климата. Иногда, имитируя складки греческих одежд, смачивали водой муслин, чтобы он местами прилипал к телу (Laver 1995: 152). В новой моде большое внимание уделялось изяществу девичьих форм, и это также способствовало ее популярности. «Это был первый случай в истории моды, когда она так или иначе вернула к жизни стиль давно минувших времен. Также это был первый случай, когда появилась мода, ориентированная на молодежь» (Ewing 1971: 44). Именно в те времена детские фасоны, которые отличала простота и легкость в носке, начали оказывать влияние на одежду для взрослых (Boucher 1983: 303).
Этот новый стиль пришел на смену той в высшей степени формализованной, шаблонной и искусственной одежде, которая до сих пор удовлетворяла запросам аристократического высокомерия. Жизненное пространство, которое занимала аристократия, не предусматривало легкого доступа в салоны или ежедневных встреч. Напротив, пропорции помещений на наш сегодняшний вкус кажутся явно преуменьшенными. В XVIII веке особы королевской крови сознательно втискивали себя в эти тесные пространства, одеваясь в придворный костюм вместе со всей прилагавшейся к нему амуницией — фижмами, кружевами, перьями, драгоценностями, громоздкими париками, массивными обувными пряжками и высокими каблуками. Стальной корсет создавал каркас для архитектурных форм, которые требовали, чтобы грудь женщины высоко вздымалась, а талия была как у осы. Женские формы вместе со всей их чувственностью прекрасно приспособились к этим regles de jeux2, что позволяло дамам посягать на власть всюду, где только можно. Мелкие, семенящие шаги создавали впечатление, будто в движение пришел не помпезный царственный зад, а корма военного корабля, маневрирующего в полных опасностей водах двора. Столь пышные одеяния никоим образом не могли носить представители всех слоев населения, коль скоро их великолепие олицетворяло славу и власть, на которую простым смертным следовало благоговейно взирать, всячески выказывая свое нижайшее почтение. Аристократия жила в недоступной для посторонних, герметичной среде, которой практически не было дела до всего остального мира. Тем не менее путешественники, деятели искусства и интеллектуалы всех мастей уже начали расшатывать культурные устои своего времени.
Археологические открытия и литературные труды Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768) пролили свет на то, какое влияние греческая культура оказала на искусство и архитектуру Древнего Рима. Обнаруженные в 1738 году в итальянских Помпеях и Геркулануме произведения искусства и прочие артефакты породили новую волну оживленного интереса к древнему миру. В 1750-е годы сборники гравюр и другие иллюстрированные издания познакомили публику с облаченными в ниспадающие одежды божествами двух этих городов и сделали эти образы весьма популярными. Найденная при раскопках древняя амфора и другие древнегреческие артефакты были извлечены из земли и отправлены в Британский музей сэром Уильямом Гамильтоном. В 1770 году он опубликовал свой труд «Рисунки на греческих вазах», а двадцать лет спустя, будучи послом в Неаполе, женился на Эмме Гамильтон.
Появление неоклассического костюма сопровождалось негласным утверждением того, что греческие вазы и скульптуры, как и их римские копии и имитации, обладали не только археологической или этнографической ценностью как материальные свидетельства, дающие представление о других культурах, но были формой искусства, несущей ясный эстетический и идеологический посыл. Искусство наполняло содержанием сцену, и театральной публике это нравилось, потому что такие зрелища казались правдивыми. Динамичные скульптуры из собрания «Мрамор Элджина»3 воскрешали то прошлое, в котором зародились основополагающие принципы демократии и были обнародованы философские идеалы, сообразно которым следовало поступать гражданину. Одна выдающаяся из общего ряда книга, «Путешествия [молодого] Анахарсиса» Аббата Бартелеми, также побудила многих обратить взоры в прошлое, а именно к IV веку до н.э., и погрузиться в мир, которым правил Филипп Македонский. Красота античного прошлого Греции «призывала людей идентифицировать себя с ними [греками]» (Starobinski 1988: 166) и способствовала тому, что представления о всеобщем братстве овладевали умами. Сценические костюмы и повседневная одежда для улицы стали «выразительным средством» для нового гражданина Франции, человека, который верил в свободу и значимость собственного «я».
Даже королева испытывала потребность выразить себя. В 1780-е годы в моду вошло платье-сорочка, чему способствовали популярность английского стиля (или a l'anglaise, как его называли во Франции), портреты кисти Виже-Лебрен и пример самой Марии-Антуанетты. Если верить слухам того времени, поддавшись английскому влиянию, в 1783 году Мария-Антуанетта настоятельно потребовала, чтобы Виже-Лебрен написала ее портрет в сорочке, без парика и с ненапудренными волосами. Благодаря этому портрету возник фасон chemise a la reine («сорочка как у королевы»). Революционный в своей простоте, первоначально он представлял собой простой цилиндр из белого муслина с горловиной, которая присборивалась с помощью шнурка, и матерчатым поясом на талии. Откуда взялся этот фасон? Согласно одной из версий, его ввели в обиход благородные дамы из провинции Бордо, позаимствовав идею у креолок; и он стал предтечей тех муслиновых платьев, которые женщины носили на протяжении последующих тридцати лет (Delpierre 1997: 109). Нежная расцветка в сочетании с силуэтом и драпировкой создавали очаровательную ауру. «Родом из Французской Вест-Индии (где добывался растительный краситель индиго, придававший одежде чистый голубовато-белый оттенок), она стала популярной благодаря Марии-Антуанетте и распространилась за пределы ее двора по всей Европе» (Ribeiro 1983: 15). Виже-Лебрен писала портрет Марии-Антуанетты двадцать пять раз.
Политические взаимоотношения, установившиеся между Британией и Францией, сыграли важную роль в формировании этой моды. Когда в результате военных действий Британия оказалась в морской блокаде, порты, куда прибывали колониальные товары, в том числе шелковые ткани и перья, стали недоступными для торговых судов, и мода моментально претерпела существенные изменения. Хлопковые ткани как нельзя лучше подходили к фасону туники, скопированному с греческих скульптур (см.: Ribeiro 1996). «Недавно вошедшие в моду ткани, такие как набивной хлопок и тонкой выделки муслин, получили широкое распространение; если кто-то и одевался в шелка, то чаще всего это была шелковая вуаль (газ), чтобы создать трепещущий, парящий образ, довольно популярный в 1780-е годы, или расписной шелк с Востока» (Ribeiro 1983: 15).
(Продолжение читайте в печатной версии журнала)