Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №30, 2013-2014
Прибытия прерафаэлитов в Москву ждали еще со времен Стасова и передвижников: за полтора века с момента основания Братства прерафаэлитов работы английских «бунтарей» в России не показывали в таком объеме и с таким размахом. Выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард», подготовленная ГМИИ им. А.С. Пушкина вместе с галереей Тейт, Британским советом и благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт», собрала больше 80 работ — живописи и акварелей, витражей, гобеленов, образцов обоев и набивной ткани. Параллельно проходила масштабная образовательная программа для взрослых и детей: издание сборника «Поэтический мир прерафаэлитов», специальные лекции и экскурсии, встречи с кураторами, конкурсы рисунков и проектов, посвященных прерафаэлитам. Хотя в России не было ни одного крупного показа этих мастеров, британские организаторы не стали придерживаться простого для восприятия хронологического принципа. Взамен экспозиция разделилась на темы «Образы прошлого», «Природа», «Поэтическая живопись», «Красота», «Утопия» и «Спасение». Расширив число участников движения (включив в него не только изначальных членов Братства, но и позднейших представителей движения — Эдварда Берн-Джонса, Уолтера Кейна, Джона Уильяма Уортехауса и др.), кураторы включили в проект и работы, сделанные за пределами относительно короткого, пятилетнего существования Братства, основанного в 1848 году. Хотя хорошо представлены и главные действующие лица — Джон Эверетт Милле, Уильям Холман Хант, Данте Габриэль Россетти, Уильям Моррис, Артур Хьюз.
Парадоксальное название выставки (какой авангард в Викторианскую эпоху?) лукавит лишь отчасти. Для взгляда из XX и XXI веков никакой «революции» у прерафаэлитов не видно, но в Викторианскую эпоху казался вызовом и кощунством их сознательный отказ от академических правил, отсутствие лессировок и линейной перспективы, чистые краски дорафаэлевского времени, андрогинные герои и роковые героини без корсетов и кринолинов, фотографическая точность природы и работа на пленэре, не идеальные натурщики. Картина Дж.Э. Милле «Христос в родительском доме» вызвала настолько сильный скандал из-за внешности маленького Иисуса и его родителей, что в спор пришлось вмешаться королеве Виктории, лично осмотревшей полотно.
С их легкой руки и усилиями У. Морриса интерьеры в домах стали полем для художественных экспериментов, где на стенах, тканях и витражах распускались причудливые цветы и сплетались изящные орнаменты. Обращаясь к литературным и историческим сюжетам, художники в точности изображали костюмы и интерьер избранного времени, будь то Средневековье или эпоха Возрождения. Под влиянием прерафаэлитов героев исторических романов и шекспировских пьес перестали изображать в современных викторианцам костюмах и платьях. Не без помощи прерафаэлитов изменился идеал женской красоты: вместо добродетельной матери семейства появились томные красавицы с распущенными волосами, чувственными взорами и в свободного кроя одеждах. Они призывали женщин забыть о корсетах, взамен вспомнив о красоте естественных линий. Их искусство повлияло на моду, да и усилия У. Морриса по возрождению декоративных ремесел не пропали даром. Как и другие живописцы Викторианской эпохи, они использовали теоретические труды по истории костюма, но при этом и сами носили подобную одежду дома. Склонные к натурализму, прерафаэлиты часто наряжали своих натурщиц и натурщиков в исторические одежды. Художники часто подражали венецианским костюмам (с пышными рукавами и широкой юбкой), двухслойным флорентийским нарядам, одежде позднего Средневековья — платьям S-образного силуэта с узкими рукавами. Ткани выбирали близкие к «средневековому» колориту — на натуральных красителях; такая палитра, воспроизведенная в живописи, казалась скучной и простой большинству викторианских зрителей. Их влияние на моду и массовую культуру перескочило свое время. Недопонятые современниками, прерафаэлиты обрели сверхлюбовь зрителей уже в ХХ веке. Любовь настолько сильную, что образы с их полотен превратились в штампы: одну лишь «Офелию» Дж.Э. Милле можно увидеть во всевозможных вариантах (в видеопроекциях на показах мод, на календарях, магнитах, зонтиках, тканях, в использующих ее шаблон фотосессиях и кинопостерах, например к «Меланхолии» Л. фон Триера). Последние несколько лет fashion-дизайнеры часто «играли» с образами, текстурами и колористикой прерафаэлитов. Их роковые декадентские женщины переселились с полотен на подиум и задники во время показов Джона Гальяно, Гарета Пью, Рика Оуэна, Валентино, Жана-Шарля де Ка- стельбажака и журнальных фотосессий для Vogue, W, LOVE (например, съемки Стивена Майзеля и Тима Вокера).