Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №34, 2014-2015
Judith Clark and Amy de la Haye with
Jeffrey Horsley. Yale: Yale University Press,
2014. 252 pp.
«Людей нужно завлечь, чтобы они смогли по-настоящему увидеть и прочувствовать моду, прежде чем что-то узнать о ней. Посетители музеев становятся все более искушенными зрителями, поэтому возрастает роль организации выставочного пространства», — утверждала Валери Стил шесть лет назад в специальном выпуске Fashion Theory, посвященном демонстрации одежды (Steele 2008: 14). В новой книге Эми де ла Хэй и Джудит Кларк, вышедшей незадолго до открытия магистратуры «Кураторство моды» (Лондонский колледж моды), руководителями которой они являются, авторы рассматривают историю и философию связанных с модой выставок, уделяя особое внимание приемам и общему замыслу их внутреннего устройства.
Изначально авторы предполагали исследовать различные аспекты кураторской деятельности, включая собирание, каталогизацию и архивную работу (de la Haye 2014). Однако в конечном счете, чтобы сохранить единство материала, они сосредоточились в первую очередь на практической стороне: отборе экспонатов, использовании пространства, освещения и реквизита, преобразованиях манекенов и мизансцены, развитии возможностей многоканального чувственного восприятия и приемах вовлечения публики в действо. Размышления над этими вопросами, как и над более широкими проблемами музеологии, переплетаются с рассмотрением конкретных выставок в первой части книги, написанной Эми де ла Хэй. В частности, анализируются костюмы, представленные на Всемирной выставке в Париже (1900) и на лондонской выставке «Британия это может» (1946), а также работа кураторов середины ХХ века: Джеймса Лейвера, Дорис Лэнгли-Мур, Энн Бак и в особенности — Сесила Битона, организовавшего в 1971 году в Музее Виктории и Альберта (Лондон) выставку «Антология моды».
Как указывает вынесенная в заглавие дата, авторы считают проект Битона поворотным моментом истории кураторского дела в области моды. Это был первый показ, отличавшийся интересом к дизайнерским достоинствам одежды, а не к ее материалу или принадлежности знаменитостям. Новаторским было и использование выставочных стратегий того времени для демонстрации исторического (довоенного) костюма: выставочное пространство, в планировке которого участвовал Майкл Хайнс (раньше сотрудничавший с Jaeger), со стандартными манекенами вместо портновских или стилизованных кукол, по словам критиков, имитировало «оригинальность и непринужденность лучшей из лондонских витрин» (de la Haye 2006: 130).
Главы, посвященные выставке Битона, содержат десятки не публиковавшихся прежде фотографий с выставки — как во время ее подготовки, так и после открытия. Наряду с документальными и устными свидетельствами, они точно воссоздают отдельные ее части. Следующий за этими главами раздел, «28 решений», представляет собой серию зарисовок Джудит Кларк, рассуждающей об «Антологии моды» и других подобных выставках с точки зрения организатора: она показывает изнанку различных кураторских приемов и затрагивает такие вопросы, как необходимость точности при воспроизведении исторического костюма и способы задействовать исследовательские находки на выставке, не прибегая к вербальным средствам.
Признание выставки Битона радикальным переворотом в связанном с модой кураторском деле расходится с научной традицией, приписывающей роль реформатора Диане Вриланд, которая во время своей работы в Институте костюма при Нью-Йоркском Метрополитен-музее (вновь) утвердила методологию в этой области (Koda & Martin 1993; Steele 2008). Довод, приводимый де ла Хэй в пользу первенства Битона, очень прост: его выставка открылась до назначения Вриланд куратором, а многие принципы, которыми она прославилась (такие, как приоритет зрелищности перед имитацией старины), были впервые применены именно им. Де ла Хэй вспоминает, как она, в бытность свою куратором в Музее Виктории и Альберта, обнаружила, что многие наиболее значимые и ценные экспонаты в огромной музейной коллекции были получены в дар от Битона (de la Haye 2014). Подобные свидетельства, полученные и от других кураторов Музея Виктории и Альберта, среди которых Кристофер Брюард (2008), Клэр Уилкокс и Валери Мендес (Ibid.), показывают, насколько новаторским был подход Битона. Таким образом, первый подробный обзор «Антологии моды» добавляет важную страницу к истории выставок моды.
Однако, сосредотачиваясь на проекте Битона, «Мода на выставке» является в первую очередь всесторонним анализом кураторского дела в области моды. Книга выигрывает из-за различия профессиональных сфер и подходов ее авторов: де ла Хэй занимается историей костюма и материальной культурой, в то время как Кларк, по образованию архитектор, больше уделяет внимания тому, «как кураторские техники участвуют в создании костюмной выставки» (Clark 2011) и как можно рассказать о моде, используя иные средства, нежели костюмы и подписи к экспонатам, — такие, как постаменты, манекены, позы, парики, фоновые декорации и другие визуальные элементы (см.: Clark 2014).
Фрагментарная по своей структуре, отражающей конкретность ее проблематики (авторы ссылаются на рабочий альбом Битона в качестве источника вдохновения (de la Haye 2014)), книга может рассматриваться как сборник эссе, с разных точек зрения заставляющих задуматься о выставках, посвященных моде. Исследователя, в большей степени сосредоточенного на конкретных предметах, заинтересует глава «Биография экспоната и другие музейные истории», где Эми де ла Хэй рассказывает о костюме от Шанель 1930-х годов, который носила и затем подарила Музею Виктории и Альберта Диана Вриланд, причем акцент ставится на его материальной и социальной значимости как предмета потребления и соответствующей ценности, которую он приобрел в статусе музейного экспоната. Ученый, занимающийся историей устройства выставок (весьма актуальная проблема в современной науке), найдет новые подходы в «28 решениях» Джудит Кларк. А те, кого интересует костюм в музейном контексте, могут многое почерпнуть из анализа ранних выставок моды в начале книги, а также в ее заключительной (и самой объемной) части — «Неполном перечне выставок, посвященных моде, с 1971 года», составленном независимым исследователем Джеффри Хорсли и включающем более 900 музейных показов, где демонстрировалась модная одежда, по всему миру.
Размышляя о выставке костюма в вышеупомянутом тематическом выпуске Fashion Theory, Кристофер Бруард заметил, что «успешные выставки всегда дают посетителям больше, чем обыкновенная и неоднократно высмеянная «брошюра-путеводитель» (Breward 2008: 90). «Мода на выставке» подробно описывает, как такие экспозиции создаются. Это книга, полная плодотворных идей, полезная как для кураторов, так и для историков костюма/искусства и критиков, не говоря уже о студентах.
Перевод с английского Татьяны Пирусской
Литература
Breward 2008 — Breward C. Between the museum and the academy: fashion research and its constituencies. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture. 2008. Vol. 12.1. Pp. 83–94.
Clark 2011 — Clark J. The judgement of Paris. London: Fashion Space Gallery, 2011.
Clark 2014 — Clark J. Inaugural lecture at the London College of Fashion. London. 2014, June 9.
de la Haye 2006 — de la Haye A. Vogue and the V&A vitrine. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture. 2006. Vol. 10.1–2. Pp. 127–152.
de la Haye 2014 — de la Haye A. Interview with the author. London. 2014, May 21.
Koda & Martin 1993 — Koda H., Martin R. Diana Vreeland. Immoderate Style. N.Y.: Metropolitan Museum of Art, 1993.
Steele 2008 — Steele V. Museum quality: the rise of the fashion exhibition. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture. 2008. Vol. 12.1. Pp. 7–30.