Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №34, 2014-2015
Michael Carter. Overdressed:
Barthes, Darwin and the Clothes
That Speak. Puncher and Wattman, 2013
Своей книгой «Больше, чем на первый взгляд» Майкл Картер затрагивает несколько важных тем. Во-первых, он от вечает на воп рос, который задал мне в качестве темы для эссе пятнадцать лет назад, когда я был студентом кафедры истории моды в Сиднейском университете. Вопрос звучал как: «Существует ли в природе стиль?» Картер хотел, чтобы студенты выделили в конструировании образа и выборе определенной стратегии в моде черты, присущие и не присущие человеку. В «Больше, чем на первый взгляд» он всесторонне отвечает на этот вопрос и идет еще дальше в своих размышлениях об антропоморфизме, рассматривая предположение о том, что эстетический выбор и эстетические удовольствия, почитающиеся исключительно человеческими привилегиями, на самом деле могут быть частью животного мира. Исследуя и углубляя философское разграничение между человеком и животным, автор делает попытку проанализировать поведение с точки зрения моды и одежды и показать, что в обоих случаях эстетический выбор совершается и в животном мире — то есть является генетически обусловленным — и что в нашем поведении обнаруживаются инстинкты, коренящиеся в нашей животной природе.
Во-вторых, как подразумевает подзаголовок, «Больше, чем на первый взгляд» обращается к мыслителю, ставшему настоящим классиком теории моды, Ролану Барту. Утверждение Барта, что мода по сути представляет собой коммуникативную деятельность и по своей структуре сходна с языком (и поэтому подчиняется законам структурной лингвистики), было последней революцией в подходе к понятию моды. Умение Картера, однако, заключается в его способности уловить самую суть идей больших мыслителей и отыскать изъян в их обобщениях. Целью его предыдущей работы, «Классика моды: от Карлейля до Барта» (Carter 2003), было одновременно разработать понятийный аппарат теории моды и показать недочеты всех существующих теорий. В ней в том числе говорилось и о Барте, как и в статье, предпосланной Майклом Картером и Энди Стэффордом выполненному ими переводу книги Барта «Язык моды» (Barthes 2006). Поэтому «Больше, чем на первый взгляд» — уже по крайней мере третья большая работа Картера, содержащая в себе критику Барта и его подхода к теории моды.
Критика концепции Барта построена здесь вокруг предположения, что в моде и одежде заключается полезность или же что одежду и моду можно полностью объяснить с такой утилитарной точки зрения. В своей книге Картер пытается более глубоко понять, что стоит за человеческой наружностью, поэтому он отвергает и подход Торстейна Веблена, несмотря на свое известное восхищение Вебленом и его язвительными замечаниями о вычурности и помпезности в одежде. Веблен не устраивает его по той же причине, по какой он пытается опровергнуть Барта: что одежда всегда выходит за рамки рационального, не являясь просто средством. Веблен вослед Марксу рисовал утопическое будущее, когда в одежде не останется никаких излишеств, как только мы осознаем их. Но автор книги «Больше, чем на первый взгляд» не верит, что существует рациональное решение «проблемы» одежды. Он ищет ключ к пониманию одежды в ее неуловимых аспектах; выражаясь языком Барта, «в избытке деталей, лежащих за пределами требований коммуникации». И это, вероятно, наиболее важная из задач, которые ставит перед собой автор: полностью обосновать включение моды в область истории искусств. Если мода и одежда не ограничиваются пользой, превышают коммуникативную необходимость, значит, они принадлежат не только антропологии и социологии, но и эстетике, являясь полноправной частью истории искусств. Майкл Картер был первым, кто стал рассуждать о моде и одежде в контексте истории искусств и читал курсы по моде задолго до сегодняшнего всплеска интереса к ней в прессе и в науке. Как все независимые люди и первопроходцы, в науке он столкнулся с одиночеством аутсайдера. Он очаровал своих студентов (в том числе пишущего эти строки), но, вероятно, вызвал недоумение среди своих коллег, поскольку еще не существовало сложившейся схемы, в рамках которой можно было размышлять о том, о чем размышлял он. «Больше, чем на первый взгляд» — прекрасное обобщение труда целой жизни и бесспорный довод в пользу — теперь уже очевидного — включения моды и одежды в научную и интеллектуальную сферу истории искусств.
В начале своего анализа автор обращается к теории эволюции Дарвина — как к определенной схеме мышления и богатому источнику метафор. Происходит интересная смена ролей, ведь обычно точные науки черпают свои термины и метафоры из гуманитарных. В «Больше, чем на первый взгляд» поднимается та же проблема, что волновала Дарвина: расхождение между естественным отбором и половым. Сам Дарвин так никогда и не был полностью убежден, что существует лишь одна обуславливающая все процессы система. Естественный отбор, несомненно, является системой, но не единственной системой. В «Больше, чем на первый взгляд» этот недочет самой, возможно, существенной научной концепции используется для доказательства двух утверждений: во-первых, что половой отбор у животных содержит в себе эстетический элемент. Самка выбирает самый пышный павлиний хвост, самую нежную соловьиную песню, самые длинные рога у жука и самые пестрые птичьи гнезда, хотя все это никак не помогает приспособиться к окружающей среде, скорее наоборот. Эти привлекательные декоративные черты определяют «брачный» успех, несмотря на то что являются недостатком с точки зрения естественного отбора. Одним контраргументом служит то, что самке выгодно выбирать самца, который способен к лидерству, несмотря на такой недостаток, однако, если и полезные для приспособления качества, и их нехватку считать частью естественного отбора, этот довод выглядит по меньшей мере сомнительно. Затем автор использует ту же нестыковку в переносном смысле, показывая ошибочность предположения о рациональности пользы в одежде. Разумеется, в одежде есть утилитарные элементы. В книге в качестве примера таких безусловно функциональных предметов приводятся дождевик и трусы. На первом курсе студентов также часто спрашивают о происхождении одежды, и многие пишут свои эссе, полагая, что некоего пещерного человека, впервые накинувшего на свои плечи шкуру, побудило к этому разумное желание защититься от холода. Более изощренные ответы отсылают к желанию украсить себя, связанному с предполагаемой магической функцией, защитой посредством симпатических чар и символов. А затем студенты знакомятся с идеей Веблена о пользе классовых различий, с гипотезой Барта о пользе социальной коммуникации и концепцией Жоржа Батая, считавшего пользу универсальным принципом человеческого существования. Но в книге «Больше, чем на первый взгляд» утверждается, что всегда есть нечто, выходящее за рамки какой бы то ни было выгоды. Рациональные элементы, разумеется, присутствуют иногда в выборе одежды, а иногда в приводимых задним числом доводах, но всегда есть что-то большее. Как в половом отборе у животных, всегда присутствует элемент эстетического удовольствия, не объяснимый никакими практическими соображениями.
Для проверки своей первоначальной посылки автор обращается к двум, возможно, забытым ученым. Один из них — Адольф Портман, биолог, изучавший формы жизни и поведения животных, а также выдвинувший серьезные доводы против абсолютного господства дарвинизма. Он, в свою очередь, не отрицал, что естественный отбор является исключительно важным фактором, он лишь был не согласен с тем, что это единственный действующий фактор. Он полагал, что выбор самки обусловлен некоторым эстетическим неравноправием, и на основе тщательного изучения жизни животных разработал теорию внутренней потребности всех живых существ в самовыражении через внешний облик. Иными словами, в природе есть существенный эстетический элемент, несводимый к выживанию. Портман также считал, что в природном мире слишком много «нерационального», чтобы считать пользу основополагающим принципом: эстетическое неравноправие, выставление себя напоказ, горе, украшение, хитрость, игра. «Больше, чем на первый взгляд» дополняет эту концепцию размышлениями Роже Кайуа, французского философа, который добавил к списку Портмана удовольствие, роскошь, изобилие, головокружение и опьянение — «иррациональный осадок», лишенные практической пользы силы, выходящие за рамки выживания, которое, по Дарвину, является ключевым жизненным устремлением.
«Больше, чем на первый взгляд» — небольшая, но насыщенная плодотворными идеями книга, результат размышлений всей жизни на тему моды и одежды. Она красноречиво убеждает, что одной только пользой нельзя объяснить ни природные процессы, ни человеческую одежду. В том, что не исчерпывается одной лишь пользой, присутствует удовольствие — эстетическое удовольствие. И, демонстрируя это, автор ясно обосновывает принадлежность моды и истории костюма к истории искусств. Он исчерпывающе показывает, в чем главный недостаток представлений Барта о моде и почему, таким образом, возникает настойчивая необходимость пересмотреть и расширить существующие концепции моды и связанного с ней поведения. Книга также рассказывает о существовании в природе эстетических удовольствий и выбора и о том, что граница между эстетическим чувством у человека и у животных, казавшаяся такой четкой, на деле оказывается размытой. Книга «Больше, чем на первый взгляд» — прекрасный и вдохновляющий труд.
Перевод с английского Татьяны Пирусской
Литература
Barthes 2006 — Barthes R. The Language of Fashion / Ed. by A. Stafford, M. Carter; trans. by A. Stafford. Sydney: Power Publications, 2006.
Carter 2003 — Carter M. Fashion Classics: From Carlyle to Barthes. Oxford: Berg, 2003.