Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №20, 2011
Образовательная программа Practicum: British Fashion. Центр современного искусства «Гараж», Москва. 1-2 апреля 2011.
Мода — это управляемая эпидемия.
Бернард Шоу
Мода — это не только высокое искусство, но и прибыльный бизнес. На сегодняшний день индустрия моды является одним из самых динамичных и перспективных секторов современной экономики. За фасадами показов и глянцевых фотосессий крупнейшие дома борются за место на рынке. Мейнстрим постепенно вытесняет высокую моду, отводя ей все более узкую нишу. Витрины магазинов пестрят коллекциями H&M и Top Shop.
В таких условиях начинающему дизайнеру практически невозможно пробиться к покупателю. У большинства молодых российских модельеров остается только два пути: присоединиться к одной из крупных компаний, оставив мечту о создании собственной марки, или уйти в модное подполье, ограничившись любительскими показами для друзей и маленькой студией на окраине города.
Ситуация усугубляется тем, что в России практически не существует современных программ профессионального развития в области моды.
Выпускники дизайнерских факультетов — это художники, которые в большинстве своем не знакомы с законами модного бизнеса и не готовы к тому, чтобы открывать собственное дело.
Одной из первых попыток исправить положение стала образовательная программа Practicum: British Fashion, прошедшая в Москве в апреле 2010 года. Программа, организованная Британским советом России совместно с партнерами, имела большой успех: в рамках практикума прошли лекции, круглые столы и дискуссии с участием успешных британских дизайнеров и консультантов, а начинающие российские модельеры получили возможность познакомиться с самым прогрессивным модным рынком Европы и заявить о себе на международном уровне.
В этом году организаторы программы решили расширить как состав участников, так и спектр обсуждаемых вопросов. На практикуме, прошедшем 1-2 апреля 2011 года в Центре современного искусства «Гараж» и приуроченном к неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia, двенадцать молодых дизайнеров из России и Европы представили свои проекты широкой аудитории и приглашенным экспертам. В роли жюри выступили британские специалисты: Тоби Медоуз — автор бестселлера «Как создать и раскрутить модный бренд»; Джанин Пасли — менеджер по закупкам Top Shop и руководитель консалтинговой компании EI8HT; Амелия Грегори — издатель, редактор и арт- директор журнала Amelia's Magazine; Клэр Лопман — профессиональный дизайн-консультант и модельер, преподаватель Британской высшей школы дизайна в Москве; Майкл Салак — создатель агентства BLOW PR, консультант Лондонской недели моды.
Презентации молодых модельеров, перемежавшиеся комментариями экспертов и вопросами зрителей, погрузили взыскательную московскую публику в калейдоскоп образов, стилей и направлений. Ярко и необычно выглядели геометрические платья Лизы Шахно — постоянной участницы фестивалей Design Act и Faces and Laces, лауреата конкурса Kremlin Stars 2009. Изюминкой ее дебютной коллекции «Squaring the Square» является нестандартный крой моделей: вся одежда состоит из прямоугольников, квадратов и треугольников, образующих причудливые сочетания и создающих эффект оптической иллюзии.
Коллекции Лизы Шахно вторят работы латвийского дуэта MARE- UNROL'S. Победители конкурса Grand Prix L'Oreal, дизайнеры Мааре Мастиня и Роланс Петеркорпс долгое время занимались созданием театральных костюмов (в том числе костюмов к латвийской постановке оперы «Евгений Онегин»). Театральность и лицедейство стали визитной карточкой коллекций MAREUNROL'S, причем это проявляется не только в стиле самой одежды (асимметричный крой, многослойные драпировки, замысловатые капюшоны и воротники), но и в оформлении самих показов, каждый из которых превращается в неповторимое шоу.
В противоположность латвийской коллекции подчеркнуто просто и практично выглядят модели коллаборации [Пять Пять] — группы выпускников Британской высшей школы дизайна в Москве. [Пять Пять] — это качественная и комфортная повседневная одежда, созданная для активной и независимой молодежи. Дизайнеры [Пять Пять] работают в стиле slow-fashion, не гонясь за эпатажем, но создавая вещи, которые будут любить и носить годами.
Простая и удобная одежда «для жизни» — излюбленная тема как для российского, так и для европейского рынка. В этом стиле работает датский дизайнер Силас Адлер, автор марки Soulland, получившей признание на показах в Копенгагене и Париже. Сегодня мало кто помнит, что модельер, чьи работы продаются сегодня по всему миру, начинал в 2002 году с небольшой компании по производству футболок с принтами.
С ярких принтов в свое время начинала и Михаэла Мазаланова—модельер из Словакии. Михаэла работает сразу в нескольких направлениях: с одной стороны, это коллекция, созданная на основе готовой одежды (recycled); с другой стороны — чрезвычайно элегантная и женственная линия коктейльных платьев из роскошного атласа и шелка.
В ходе презентаций выяснилось, что европейские дизайнеры, так же как и их российские коллеги, сталкиваются при освоении рынка с одними и теми же трудностями. Как отмечает Малгоржата Кральковска, организатор польского фестиваля Fashion Philosophy, «большинство молодых дизайнеров уезжают в Италию и Францию, поскольку не видят перспектив на местном рынке. Те, кто остается, работают с узкой группой клиентов, создавая одежду „для своих"». Эти слова подхватывает Михаэла Мазаланова, дизайнер из Словении: «Сейчас я работаю над тремя разными коллекциями, каждая из которых рассчитана на конкретную аудиторию с определенным доходом, стилем жизни, образованием и кругом интересов. Каждый раз мне приходится проводить целое исследование, прежде чем найти своего покупателя, поскольку большинство предпочитает искать одежду на распродажах».
Попыткой найти ответ на этот и другие актуальные вопросы стали лекции британских экспертов, прошедшие в рамках практикума. Клэр Лопман, модельер и дизайнер, впервые представившая свою коллекцию в России в рамках прошлогодней программы Practicum: British Fashion, на сегодняшний день является куратором курса Fashion Design в Британской высшей школе дизайна в Москве. Ее уникальный курс — это практическое руководство по созданию и развитию собственного бизнеса в области моды. Студенты Клер получают возможность стажироваться за границей, создавать коллекции совместно с признанными модельерами, на практике постигать механизмы работы модного рынка и рекламы. Наиболее талантливые студенты принимают участие в показах вне основного расписания (off-schedule) на Российской неделе моды, которые являются стартовой точкой для молодых модельеров и смотровой площадкой для журналистов и потенциальных заказчиков.
Своим опытом охоты за аудиторией поделилась Амелия Грегори, редактор журнала Amelia's Magazine. Журнал начал издаваться в 2004 году, в 2008 стал электронным. Издание знакомит читателей с последними новинками мира моды, дизайна и музыки, предлагая увлекательные тексты, яркие иллюстрации и множество дополнительных материалов. Онлайн-аудитория Amelia's Magazine составляет 65 000 уникальных посетителей в месяц. Электронная версия журнала обходится дешевле и одновременно позволяет использовать нестандартные подходы к оформлению иллюстраций: 3-D инсталляции, анимационные клипы с участием моделей и самих дизайнеров, музыкальное сопровождение, прямые трансляции с показов моды и закрытых вечеринок. Амелия также активно осваивает социальные сети: журнал имеет свои странички в нескольких десятках ресурсов, включая Face- book, Twitter, Open Space, Tumblr.
«Сегодня социальные сети и блоги — это один из главных источников информации о подающих надежды модельерах, которые пока не имеют возможности представить свои коллекции нигде, кроме собственного сайта»,— вслед за Амелией Грегори отмечает Майкл Салак, создатель рекламного агентства BLOW PR. Агентство Майкла оказывает поддержку начинающим модельерам, предоставляя им площадку для показов, мастерские для пошива одежды и стартовый капитал для раскрутки своей марки. Открытиями Майкла стали такие имена, как Alexander McQueen, Giles, Luelle.
Подобных стартовых платформ в Великобритании достаточно много, недаром британский рынок моды признан одним из самых прогрессивных и динамичных в мире. Счастливчики, прошедшие конкурсный отбор и попавшие на подобную программу, за несколько лет приобретают солидное имя в мире моды и выходят на международную арену. Ярким примером такого проекта является лондонский фестиваль Fashion East, именитые выпускники которого представили свои коллекции 3 апреля 2011 года в Москве, на фестивале Mercedes Benz Fashion Week Russia. Как рассказывает руководитель проекта, Луиза
Кеннеди, фестиваль Fashion East был основан в 2000 году с целью поддержки и профессионального развития начинающих дизайнеров. Каждый сезон три дизайнера мужской и женской одежды получают возможность представить свои коллекции в рамках Лондонской недели моды. С 2005 года в рамках фестиваля существует отдельное направление MAN для дизайнеров мужской одежды.
Именно с показов MAN начал свою карьеру Джеймс Лонг, представивший в Москве дебютную коллекцию женской одежды осень-зима 2011. Выпускник Королевского колледжа искусств, Лонг впервые заявил о себе в 2007 году, когда его мужская коллекция была признана главным открытием Лондонской недели моды. С тех пор сочетание кожи и джинсовой ткани, яркие принты и массивные аксессуары стали визитной карточкой Лонга. Вдохновленный успехом, модельер приступил к созданию линии женской одежды. Любитель эклектики, Лонг играет на сочетании крупной вязки и макраме, базовых тонов и ярких акцентов (вышивки или плетения), свободного кроя и асимметричного силуэта.
Любовь к контрастам, которая проявляется в коллекции Лонга довольно сдержанно, в полную силу раскрывается в работах его коллеги, Луизы Грей, которая также является выпускницей программы Fashion East. Коллекцию Up Your Look, которая была представлена в Москве, Луиза охарактеризовала следующим образом: «клетка, полоска, горох и некоторые вариации на тему». Воздушные шары в качестве головных уборов, сочетание красного атласа, синей сетки и зеленой кожи, лаковые сапоги в золотистый горох—по сравнению с коллекцией Джеймса Лонга модели Луизы Грей выглядят эксцентрично, однако, как заявляет сама Луиза, «моя одежда — это прежде всего произведения искусства». Ее излюбленный прием — игра с фактурой ткани и сочетание геометрических орнаментов. Источниками вдохновения для Луизы являются с одной стороны, народный костюм (в частности, традиционная клетка, которую прославили шотландские килты и пледы), с другой — авангардная геометрическая графика, которой знаменита Школа искусств Глазго.
Вместе с Луизой Грей и Джеймсом Лонгом свою коллекцию в Москву привез Мариос Шваб, чье имя уже несколько лет не сходит с обложек солидных журналов. В 2006 году участник программы Fashion East стал главным открытием Лондонской недели моды. В его элегантных платьях из мягкой кожи и воздушного шелка с отделкой из полудрагоценных камней не раз появлялись Кейт Мосс, Кайли Миноуг и Клеманс Поэзи. Осенне-зимняя коллекция Шваба, на которую модельера вдохновило эссе австрийского архитектора Адольфа Лоссе, автора книги «Орнамент и преступление»,— это функциональный декор, ажурная выделка кожи и элегантный крой, подчеркивающий красоту женского тела.
Показы Джеймса Лонга, Луизы Грей и Мариоса Шваба, прошедшие при поддержке Британского совета России и программы Fashion East, стали центральным событием фестиваля Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Будучи далеко не новичками в мире моды, все трое были приятно удивлены интересом, который их коллекции вызвали у зрителей. Как отметил Мариос Шваб, «сегодня, когда большинство дизайнеров уходят в Интернет, нам вдвойне приятно демонстрировать свои работы „вживую" и видеть в глазах публики реакцию на наши идеи. Особенно интересно наблюдать за зрителями в России, поскольку здесь, как ни в одной другой стране, люди открыты новым веяниям и возможностям. У современной российской моды огромный потенциал, и я уверен, что через несколько лет на мировом рынке появится несколько новых имен».
Новых имен действительно много, и, пожалуй, главное, чего не хватает молодым российским дизайнерам,— это профессиональный опыт и знание международного рынка. Первое — дело наживное, второе — вполне поправимое: успех программы Practicum: British Fashion доказывает, что образование в сфере моды должно стать главной тенденцией сезона.