Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №21, 2011
Колин Маккуиллин (Colleen McQuillen) — доцент кафедры славистики и баптистики Иллинойсского университета в Чикаго. В настоящее время работает над монографией, посвященной исследованию маскарада в России в 1890—1914 годах. Многочисленные лекции и публикации Колин Маккуиллин посвящены русской и польской модернистской литературе, а также вопросам, связанным с изучением визуальной и материальной культуры.
Базовые принципы маскарада как культурного феномена подверглись переосмыслению в эпоху fin de siecle (1890—1914). Костюмированные балы, организуемые студентами Санкт-Петербургской Академии художеств, послужили толчком к созданию новой художественной реальности, использующей элементы коллажа и театральной постановки для разработки нового способа выражения индивидуальности, отвечающего идеям модернизма. В XVIII — начале XIX века маска скрывала личность владельца, обеспечивая ему анонимность; в эпоху модернизма она, напротив, была призвана подчеркнуть индивидуальность и оригинальность носителя. Модернистский маскарадный костюм демонстрировал наличие у человека творческого начала и художественного чутья — качеств, одобряемых публикой. Возможность для развития подобного подхода появилась в России в 1870-1880-е годы, после того как государство смягчило контроль над театром и изобразительными искусствами1. Свободное экспериментирование в сфере маскарадного костюма представляет собой органичную, пусть первоначально и маргинальную прелюдию культурного расцвета русского Серебряного века.
Настоящая работа посвящена двум видам костюма (назовем их условно «концептуальным» и «синекдохическим»), которые выявляют характерные для описываемой эпохи принципы саморепрезентации, ее полемический и творческий потенциал. Кроме того, есть основания считать, что балы художников, среди прочего, побудили дизайнеров (в частности, Льва Бакста) взглянуть на платье как на средство выражения художественной идеи и тем самым способствовали утверждению идеи моды как творческого усилия. И наконец, балы художников являли собой примечательный эстетический феномен, русский прототип вагнеровской концепции Gesamtkunstwerk, или «совокупного художественного произведения», нашедшей воплощение в знаменитых балетных постановках Сергея Дягилева.
Маски, появлявшиеся на балах художников, отличались живым разнообразием и оригинальностью. Это противоречило устоявшейся традиции ряжения, в рамках которой мимикрия личности осуществлялась в соответствии с категориями пола, профессии, национальности или возраста. Маскарад в его западной разновидности был воспринят русской культурой при Петре I, в начале XVIII века. В то время горячими поклонниками нового развлечения были члены императорского двора, использовавшие ряжение как один из механизмов утверждения власти. Императрицы Елизавета (1741—1761) и Екатерина Великая (1762—1796) часто устраивали придворные костюмированные балы, в процессе которых составляющие ключевых для культуры бинарных оппозиций подвергались инверсии. Известно, что императрицы любили наряжаться в мужскую одежду, особенно в русскую военную форму, что подтверждало их статус национальных лидеров. Сообщалось, что за первые четыре месяца правления Елизавета успела покрасоваться на публике в мундирах всех русских полков, используя военную форму в качестве маскарадного костюма (Зарин 1991: 82). Щеголяя офицерскими регалиями, императрицы подтверждали свое право на власть, традиционно принадлежавшую мужчинам, и сообщали своему правлению законный статус (особенно важно это было для Екатерины, урожденной немки). Русские императоры также зачастую использовали маскарад для укрепления своего авторитета. Например, облачение в национальный костюм было призвано свидетельствовать о патриотизме его обладателя. Описывая маскарад, проводившийся во время празднеств в честь коронации Николая I в 1826 году, наблюдатель отмечал, что созерцание «отечественного наряда» переносит «воображение мечтателя в те благословенные веки, когда русские не стыдились своего прекрасного одеяния, приличного климату, имеющего свой национальный характер, несравненно красивейшего пред иностранным» (Свиньин 1827). В 1903 году пышный костюмированный бал, на котором Николай II появился в коронационном платье царя Алексея Михайловича (взошедшего на трон в 1645 году), был призван упрочить связь России и ее правителя с национальной традицией, воссоздать, в условиях назревающей угрозы самодержавию, стилизованный образ безмятежного и безопасного прошлого великой Московии. В отличие от членов императорского двора, обычные граждане во время маскарада свободно облачались в чужеземные национальные костюмы, не опасаясь, что их уличат в неверности отечеству. Вне сферы политических коннотаций испанский или китайский наряд всего лишь приобщал владельца к миру экзотики, фантазии и увлекательной авантюры. Разновидности масок, появлявшихся на придворных балах, демонстрируют, что в описываемый период времени идентификация личности осуществлялась в соответствии с тремя базовыми категориями — пол, профессия и национальность; создатели костюмов даже и не помышляли о том, чтобы бросить вызов человеческой природе как онтологическому феномену. Между тем, как мы увидим позднее, в эпоху fin de siecle создатели маскарадных костюмов, демонстрировавшихся на балах художников и рекламировавшихся женскими журналами, рассматривали ряжение как средство выражения определенной идеи или полемической позиции, а сама маска могла репрезентировать причудливый неантропоморфный объект.
Маскарады и костюмированные балы приобрели большую популярность за пределами императорского двора и со временем стали неотъемлемой составляющей театральной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Облачение в чужую или необычную одежду и выход за рамки обыденного хронотопа роднили маскарад с исполнительским искусством. Разумеется, спонтанность и непредсказуемость отличали маскарадное действо от театрального представления, строго подчиненного сценарию, однако оба вида развлечения предоставляли участникам возможность на время скрыться от реальности, увидеть свои фантазии воплощенными, пережить катарсис. Костюмированные балы стали постоянной частью театральных сезонов и попросту включались в программу — так, например, было сделано в 1759 году в Оперном доме Джованни Локателли в Санкт-Петербурге. Другим ярким примером тесного взаимодействия театра и маскарада служит Петровский театр Михаила Ме- докса в Москве: в 1780 году англичанин-импресарио выстроил ротонду, вмещающую 2000 человек, непосредственно для проведения коммерческих публичных балов-маскарадов.
(Продолжение статьи читайте в бумажной версии журнала)