Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №21, 2011
Сергей Петров — журналист, редактор издательства «Альпина Бизнес Букс».
В 1981 году британские журналисты Пол Леви и Энн Барр придумали слово «фуди». Этим термином в своей вышедшей три года спустя книге «Справочник для настоящего фуди» (The Official Foodie Handbook) они обозначили людей, которые не просто любят поесть, но страстно интересуются кулинарией в самом широком смысле слова: например, готовы ехать за определенной специей на стамбульский базар или планировать свой отпуск таким образом, чтобы попасть по записи в знаменитый ресторан или на кулинарный фестиваль, и вообще увлекаются всем, что связано с едой и готовкой. Ключевое слово тут «увлекаются»: речь идет не о тех, кто готовит изо дня в день профессионально или в силу сложившихся семейных обстоятельств, а о тех, кто делает это из интереса, любви и ради удовольствия.
Термин этот, несмотря на довольно почтенный возраст, в русский язык еще не вошел (Google услужливо переправляет результаты поиска с «фуди» на «ауди»). Впрочем, уже есть в русскоязычной среде те, кому знакомо не только это слово, но и явление, которое оно обозначает. Как часто бывает, язык отражает ситуацию, происходящую в жизни: российский потребитель вслед за западным с опозданием минимум в два десятилетия осваивает новое занятие — приготовление пищи для собственного удовольствия.
Каким образом возникает мода на столь, казалось бы, обыденное и приземленное занятие, прежде всего связанное с домашним бытом и буднями домохозяйки? Очевидным условием для этого представляется наличие достаточного количества ингредиентов в магазинах, а также освещение средствами массовой информации соответствующей тематики и создание ими же — и рестораторами — определенного ажиотажа вокруг этой темы. Также сюда следует добавить наличие свободных финансовых средств и времени у определенной части населения (прежде всего речь идет о представителях среднего класса, которые используют готовку в качестве средства самовыражения и социализации).
Прежде всего попробуем обрисовать несколько обобщенно и схематически основные этапы изменения отношения к кулинарии в нашей стране.
«В советский период отношение к еде за редким исключением было чисто функциональным. Некоторые рецепты из относительно немногочисленных кулинарных книг, издававшихся до революции, впоследствии стали советской „классикой". Прежде всего это рецепты из таких изданий, как „Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве"1 Б. Молоховец и „Общедоступный дешевый и вкусный стол" Н. Коломийцевой, вошедшие в „Книгу о вкусной и здоровой пище" и меню большинства столовых на территории СССР», — как рассказала в интервью автору первый издатель журнала «Хлеб&Соль» Анна Людковская.
Можно пофантазировать и предположить, что в раннесоветское время, когда столовая внедрялась в повседневную жизнь трудящегося как средство освобождения времени для досуга и отдыха, могло зародиться собственное движение «фуди»: граждане, освобожденные от ежедневной кухонной повинности, могли начать воспринимать готовку как подходящее занятие для досуга выходных дней и отнестись к нему с большим вдохновением. Но не будем забывать о других факторах, к которым относятся стандартизованность и ограниченность набора продуктов, продававшихся в общедоступной торговой сети, и, конечно, отношение к еде как к некоей необходимости, а не как к изысканному «буржуазному» удовольствию (ведь не зря ананасы и рябчики пришлось бросить вслед за Пушкиным с корабля современности).
В дальнейшем кулинарные рецепты сопровождали советского человека в уже упомянутой «Книге о вкусной и здоровой пище», но настрой, создаваемый этой книгой, был скорее назидательным и никак не вызывал настойчивого желания немедленно воплотить в жизнь один из рецептов у себя на кухне (как вспоминает поэт Лев Рубинштейн: «Эта книга, эта вербально-визуальная проекция Рога Изобилия восхищала и подавляла, как станция „Комсомольская-кольцевая", как здание Университета на Ленинских горах, как кинофильм „Падение Берлина"» (Рубинштейн 2002). Другой постоянный источник рецептов — отрывные календари. Последние, впрочем, в условиях вечного магазинного «дефицита» своей «техничностью» больше напоминали описания изобретений и ухищрений, публиковавшихся в журналах типа «Техника молодежи» и «Моделист-конструктор».
Условия для изменения отношения к еде возникли только после окончательного разрушения советской модели экономики с ее скудным предложением товаров повседневного спроса, а также после того, как в продовольственной системе была налажена полноценная капиталистическая схема снабжения и торговли. Представляется, что начало изменения отношения россиян к еде было положено в 1994—1996 годах, когда торговля была максимально либеральной, и в магазинах стали встречаться новые и непривычные продукты. Впрочем, тот период можно считать лишь прелюдией, поскольку не было еще одной составляющей для возникновения «фуди» — доступных ресторанов, представляющих различные кухни мира.
«Полностью компоненты для возникновения массового кулинарного культа появились в нашей стране после 1998 года. Именно тогда стали появляться в массовом порядке рестораны для среднего класса. Помимо уже имевшихся „Елок-палок" (открывшихся в 1996 году), возникли сетевые „Якитория" и „Планета суши". Таким образом, „особенная", „эксклюзивная" еда стала доступной для людей со средним достатком», — продолжает Анна Людковская.
Естественное развитие событий: попробовав нечто необычное в ресторане, многие начинают испытывать желание повторить это дома, удивить этим своих близких, ведь что может быть лучше материальной иллюстрации собственного сенсорного опыта? Однако для этого нужны соответствующие ингредиенты, «подделать» которые в домашних условиях невозможно, — специи и прочие «эндемичные» продукты вроде тхины или водорослей для суши.
И как раз после 1998 года такие продукты начали появляться в магазинах. Поначалу в супермаркетах «топового» уровня, в небольшом количестве и по высокой цене. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что в Москве во второй половине 1990-х было два китайских магазина «Тянь Кэ Лун» — на Новом Арбате и в районе метро «Беляево», но они были скорее предназначены для удовлетворения кулинарных потребностей столичной китайской диаспоры и закрылись, не дожив до нынешнего фуди-бума. Постепенно уксус для суши, лапша из гречневой муки, зира и прочие специи проторили путь на прилавки магазинов для покупателей среднего класса. К сожалению, доступной статистики в этой области нет, приходится полагаться лишь на эмпирические данные и воспоминания.
Таким образом, к началу 2000-х годов возникли почти все материальные условия для зарождения движения тех, для кого кулинария стала средством самовыражения. Однако не хватало последнего ингредиента — средства популяризации такого отношения к еде. И как раз в этот период стали появляться первые из них. Сначала это были телевизионные передачи — одной из первых (она возникла еще в 1993 году) была программа «Смак» Андрея Макаревича, рассказывавшего телезрителям о том, как готовить самые популярные блюда. В ней не было какой- то особой «пряности» или «фишки» — скорее это была вдохновенная и личная видеоиллюстрация к уже имевшимся рецептам, в том числе из «Книги о вкусной и здоровой пище», на фоне общения с приглашенными знаменитостями. Но уже тогда, благодаря обаянию личности ведущего, в ней появилась своеобразная «интимная» интонация (плов предлагалось обязательно запивать запотевшей рюмочкой водки), побуждавшая повторить этот рецепт у себя на кухне — конечно же, не забыв про обжигающе-холодный ритуал.
К 2000-м годам количество кулинарных передач на телевидении стало множиться. Новым шагом в телепередачах стало появление шоу «Едим дома!» с Юлией Высоцкой, которая, во-первых, довела степень интимности до новых глубин (она обращается к зрителю на «ты», глядя прямо в телекамеру, адресуясь лично к каждому), а во-вторых, показала, что готовить блюда, которые встречаются в ресторанах с миш- леновскими звездами, тоже возможно дома. Важная отличительная черта этой передачи — сопровождающая ее «кулинарная социальная сеть» edimdoma.ru, участники которой не только узнают новые рецепты отсюда, но и привносят свои, тем самым обращая внимание редакторов на новые темы и ориентируя их в соответствии с потребностями аудитории.
Почти одновременно с кулинарными передачами в Интернете стали появляться свои гуру кулинарии, которые в собственных блогах раскрывали тайны приготовления многочисленных блюд. Пожалуй, первым и наиболее авторитетным из них можно считать Сталика Ханкишиева (stalic.livejournal.com), впоследствии появились Влад Пискунов (vlad-piskunov.livejournal.com) и Максим Сырников (www.syrnikov.ru). Популярность Ханкишиева и Сырникова, а также некоторых других блогеров позволила им «выйти в офлайн» и издать книги, посвященные изучаемой ими тематике.
По мнению Алексея Зимина, главного редактора журнала «Афиша- Еда», мода на кулинарию в России окончательно оформилась в середине нулевых. «Тогда по крайней мере в столицах — Москве и Петербурге, а также в богатых губернских центрах сформировалась критическая масса из больших супермаркетов, наполненных разнообразными продуктами („Азбука вкуса", „Глобус гурме", „Седьмой континент", „Перекресток"), ресторанов разных типов кухни и публики, которая достаточно напробовалась, наездилась по миру и для которой еда стала чем-то вроде стилеобразующего элемента жизни. Это еще одна сторона относительной стабильности, нефтяного благополучия и нагулянного средним и высоким средним классом потребительского жирка», — рассказал он в интервью автору.
Пожалуй, самым важным свидетельством превращения приготовления еды в культ и хобби стали журналы. По сравнению с телепередачей они более дороги в запуске и дольше окупают вложенные в них деньги.
Первым и самым крупным таким журналом считается журнал «Гастрономъ»2, издающийся с 2001 года. В свое время он был единственным массовым изданием, и сейчас издатели преследуют прежнюю стратегию, стремясь охватить как можно более широкую аудиторию, что наносит ущерб его содержанию: ему уже не хватает «идентичности» или собственного характера. В качестве яркой иллюстрации такой дезориентации можно привести материал из июньского номера за 2011 год в рубрике «Аппетитная история» про покойного актера Михаила Казакова, который в одном из интервью признался, что, достигнув 70-летнего возраста, в силу семейных обстоятельств был вынужден осваивать готовку супов из пакетика и омлета с помидорами. В материале, больше похожем на эпикриз («Когда однажды моя мама передала ему сациви, ел с удовольствием. Еще любил цветную капусту в сухарях и селедку с картошкой»), при этом приводится рецепт «омлета с помидорами и молодым чесноком» (Гастрономъ 2011). Как бы то ни было, этот журнал может похвастаться весьма солидным тиражом, приближающимся к 200 тысячам экземпляров, а это хороший показатель популярности и востребованности.
Второй кулинарный журнал, появившийся много позже «Гастронома», перед самым кризисом 2008 года, — это «Афиша-Еда»3. Это издание отпочковалось от ресторанного раздела журнала «Афиша». Для него был снят специальный особняк со своей кухней и всеми возможностями для документирования процесса готовки. И хотя кризис и сокращение рекламных бюджетов вынудили издание сократить расходы, это не сказалось на качестве и концепции издания, которое по-прежнему ориентировано на представителей среднего класса, интересующихся приготовлением непростых блюд и готовых делать это со всем энтузиазмом. Тираж журнала — около 80 тысяч экземпляров.
Вслед за «Едой» был выпущен журнал «Хлеб&Соль»4, главным редактором которого стала уже упомянутая Юлия Высоцкая. «Афиша-Еда» — это в большей степени журнал мужской или по крайней мере не «женский». Стоит оговориться, что под этим мы подразумеваем определенный набор характеристик печатного издания, а не буквальную ориентацию на пол читателя. Инструкции по приготовлению отличают внимание к деталям, трепетное отношение к самому ритуалу приготовления еды, свойственные, на наш субъективный взгляд, мужскому подходу к готовке. Это не значит, что аудиторию журнала составляют только мужчины, но это значит, что именно «Афиша-Еда» и ее главный редактор внесли существенный вклад в разрушение стереотипа о кулинарии как о женском деле.
У журнала «Хлеб&Соль» различий с «Афишей-Едой» довольно много, причем, если так можно выразиться, они носят стилистический характер. Это журнал для женщин (и издатели не пытаются скрыть этот факт), делящий, по всей видимости, свою аудиторию с такими изданиями, как «Лиза», «Домашний очаг» и др. Благодаря харизме главного редактора, а также возможностям самого издательства «Эксмо», журнал быстро стал популярным: его тираж сейчас составляет около 150 тысяч экземпляров. Как и «Афиша-Еда», «Хлеб&Соль» с гордостью сообщает читателям, что все опубликованные в нем рецепты прошли редакционное тестирование. Интересно, что «Эксмо», и судя по всему не зря, не испугало наличие на рынке вполне успешной «Афиши- Еда». Это лишний раз свидетельствует о том, что пока места в этой нише достаточно.
Наконец, позже всего появившийся журнал — это «Первое. Второе. Третье»5, который возглавила бывший ресторанный критик «Афиши» Светлана Кеосаян. Это издание — дальнейший пример сегментации журнального рынка в области кулинарных журналов. «Первое. Второе. Третье» посвящен кухням народов мира. Это сочетание журнала о путешествиях и кулинарной книги, построенное на текстах высокого качества. Журнал начал издаваться в конце 2010 года и пока только набирает свою аудиторию, но сам факт его появления говорит о том, что мода на кулинарию в России только началась и продолжает развиваться.
По мнению Алексея Зимина, от моды на международную кухню и новые продукты все естественным образом свернет на увлечение «фермерскими, почвенными вещами». «Органическая, здоровая еда — этот путь прошли все западные кулинарные традиции, и эхо, разумеется, добьет и до нас», — убежден главный редактор «Афиши-Еда». Другую тенденцию в развитии интереса к кулинарии отмечает и Анна Людков- ская, которая обращает внимание на то, что в последнее время в московских ресторанах появились бранчи, которые устраивают разного рода кулинарные «звезды» — на них приходят специально, чтобы попробовать блюда, приготовленные тем или иным известным кулинаром.
Таким образом, российские «фуди» появились вслед за распространением моды на готовку как хобби на Западе, но с опозданием на 20—25 лет в силу, во-первых, того, что в России мода на многие вещи (поп-музыку, например, да и стиль жизни) повторяет западный путь, а во-вторых, благодаря благоприятному стечению обстоятельств в виде изменения политического строя, появления первого «Макдональдса» и возникновения ресторанов, а также развития сети розничной торговли импортными продуктами питания. И судя по всему, этот процесс будет развиваться как экспансивно, так и интенсивно, поэтому, возможно, в скором времени мы увидим новые формы моды в области кулинарии в России.
Литература
Гастрономъ 2011 — Не здесь и не сейчас // Гастрономъ. 20И. Июнь (№ 6). С. 100-102.
Рубинштейн 2002 — Рубинштейн А. Как вкусно! Как здорово! // Еженедельный журнал. 2002. №31. supernew.ej.ru/031/life/art/04cooking/ index.html.ъ
Примечания
1) www.molohovetc.ru.
2) www.gastronom.ru.
3) eda.ru.
4) www.breadsalt.ru.
5) kompot.vokrugsveta.ru.