Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №24, 2012
Анна Разогреева — канд. юридич. наук (диссертация на тему «Уголовная ответственность за злоупотребления полномочиями в коммерческих и иных организациях», 2002), доцент кафедры уголовного права и криминологии Южного федерального университета. Читает курсы по криминологии, международному уголовному праву, ключевой судебной практике по уголовным делам, современным технологиям сбора, обработки и анализа правовой информации. Область научных интересов: практики применения уголовного закона, ситуационные практики предупреждения преступности.
«Узенький ручеек, скатываясь с дюн, течет по песку; вдоль его русла расставлены вешки с предупреждающими табличками: „Внимание, через сто метров дикий пляж. Французская федерация любителей вольного воздуха и природы".
И верно — в ста метрах от них люди толпами устремлялись к океану, чтобы кинуться в волны. На таком расстоянии нельзя было различить, в купальниках они или нет. Видно было только, что большинство загорело куда сильнее обычных завсегдатаев пляжей.
Луи чуть не затошнило при мысли, что все эти мужчины, женщины, дети ходят в чем мать родила.
Тут же стояли другие люди — они наблюдали за всем тоже с иронией и подозрительностью.
- Поворачиваем назад, — сказал Луи.
- Еще чего? Идем туда. А вы не пойдете? — упорствовала Жизель.
- Ни за что. Мари, я тебе запрещаю!
- Боишься, что у тебя уведут Мари, ревнивец ты эдакий?
- Антуан, скажи наконец хоть слово.
- Они спятили, эти бабы. Я остаюсь с тобой.
Он уже готов был сдаться. Мари взглянула на Луи с издевкой. Женщины перешли no man's land. Мужчины видели, как, отойдя чуть подальше, их жены расстегнули лифчики, нагнулись, сняли трусики и побежали к воде» (Андре Ремакль. Время жить, 1965).
Повесть Андре Ремакля «Время жить» была впервые выпущена в Советском Союзе издательством «Правда» в 1984 году. Увесистая книжка в бордовой обложке, а в ней четыре повести, которые, как написано в аннотации, «раскрывают основные черты „общества потребления" и показывают, в чем именно заключается его враждебность человеческим ценностям» (Веркор и др. 1984: 4). «Квота, или Сторонники изобилия» Веркора и Коронеля, «Вещи» Жоржа Перека, «Молодожены» Жан-Луи Кюртиса и «Время жить» Андре Ремакля. Основная тема сборника, предупредили читателя во вступительной статье, — «разоблачение антигуманистической природы вещей, денег, престижности, с ее бездуховностью и безнравственностью» (Уваров 1984).
С антигуманистическими и бездуховными вещами в этой книжке для меня все было ясно — свадебное платье, скопированное с обложки модного журнала, кристалл кварца и сумка из крокодила в «Молодоженах», лайковые перчатки и бобриковый ковер в «Вещах», педальный чудо-холодильник и крошкособиратель в «Квоте, или Сторонниках изобилия», телевизор и автомобиль во «Времени жить». Но в нашей семье тоже были холодильник («Бирюса»), телевизор («Таурас») и машина (салатный «Москвич ИЖ-комби» в гараже). И что это означает — мы тоже живем в страшном обществе потребления? Это в моей пионерской голове никак не умещалось. Спас меня нудистский пляж, точнее его отсутствие в поле видимости. Такое может быть только у «них», оптимистично решила я.
Прошло очень немного времени, и я узнала, что такое есть и у нас.
Пляжи «дикие» и не очень...
Еще одно воспоминание из советского детства. Середина 1980-х. Лето. Поезд «Ростов — Адлер», везущий несколькими плацкартными вагонами множество детей от семи до пятнадцати в пионерский лагерь «Восход». Раннее утро, никто не спит (всех разбудили заранее, потому что после Туапсе начинается санитарная зона и туалеты закрывают). Радостный крик: «Гля, голый мужик на пляже!» И мы все приникли к окнам, с жадным любопытством рассматривая что-то лицом к морю, а к поезду, соответственно, спиной, обернутое в махровое полотенце. И жаркий шепот ночью в палате того же пионерлагеря: «А за Адлером вообще есть дикий пляж. Там все голые».
Информационный сайт о натуризме (naturism) в деталях описывает его особенности и преимущества (вид на горы, близость кафе, мелкая галька, холодное течение и славная история): «Пляж натуристов расположен в юго-восточной части городского общего пляжа в устье реки Мдзымта. На фото № 1 показан общегородской пляж с Центрального причала. Стрелкой указано место расположения натуристского пляжа. От причала до пляжа натуристов расстояние примерно 500-600 метров. Пляж натуристов расположен непосредственно в устье реки Мдзымта с правой стороны (основная часть) и с левой стороны. См. фото № 3. Длина береговой линии пляжа натуристов примерно 150 метров, ширина 30-40 метров. Пляж усыпан мелкой галькой (см. фото 4). Особенностью места отдыха является наличие холодного течения от впадающей в море реки. Температура воды в районе расположения пляжа на 2-3 градуса ниже, чем на городском пляже у причала. Температура воды в горной реке Мдзымта не превышает +17-18 градусов. С территории пляжа открывается прекрасный ландшафт — даже в знойную жару видны покрытые снегом горные вершины Кавказа! Пляж натуристов существует 19 лет. До ближайшего кафе не более 10 минут ходьбы»1.
Адлерский пляж был не единственным и не самым крупным местом средоточения нудистов. География позднесоветского обнаженного досуга повторила маршруты обычных для 1960-1980-х годов отпускных, выходных и праздничных перемещений: Рижское взморье, Паланга, Клайпеда, Крым, Сочи, Новороссийск. И локальные рекреации — левый берег и Зеленый остров в Ростове, остров напротив «Речного вокзала» в Саратове, Серебряный бор и берег Истринского водохранилища в Подмосковье, Сестрорецк под Ленинградом. На сайте самого крупного и известного в Сестрорецке натуристсткого пляжа «Дюны» посетителю не без гордости рассказывают, что «впервые натуристский пляж был организован в данном месте еще в начале 60-х годов группой энтузиастов, вероятно, под влиянием и по примеру немецкой FKK (Freikoerperkultur — „Культура свободного тела"). Его популярность непрерывно растет, начиная с конца 70-х годов. Из тысяч приверженцев натуризма большинство просто наслаждается солнцем, летним теплом (столь ценимым и коротким у нас на севере) и расслабленной атмосферой пляжной жизни» (dunes-spb).
На сайте знакомств нудистов в теме «Нудизм в СССР» yuliyaskiba спрашивает: «В СССР даже секса не было, какой может быть нудизм? Как вообще шифровались нудисты? Никогда не поверю, что были специальные пляжи в те времена» (сайт-нудистов). Ее наивный вопрос взрывает сообщество, она получает достойную отповедь от почетного натуриста Leshka_Kor и больше в теме не появляется. Барышне активно отвечают, что и секс был, и пляжи были. Но формально девушка не так уж не права.
Несмотря на гордое именование мест индивидуального, группового и массового обнаженного времяпрепровождения рядом с водоемами различного происхождения пляжами, формально они таковыми не были. Санитарные правила по устройству и содержанию пляжей и мест купания, утвержденные Минздравом СССР 26 июля 1944 года, допускали устройство пляжей и мест купания только с разрешения местных исполкомов Советов депутатов трудящихся после предварительного осмотра и положительного заключения местной государственной санитарной инспекции и представителя Комитета по делам физкультуры и спорта. К пункту 1 данных правил имеется также примечание следующего содержания: «При устройстве пляжей и мест купанья на море или судоходных внутренних водоемах привлекаются к участию в предварительном выборе места представители Нар- комморфлота или Наркомречфлота СССР». Инициатором запуска разрешительных процедур могли быть «советские общественные, хозяйственные и ведомственные организации, в чьем ведении находятся пляжи и места купанья». Нудисты в 1960-1980-е годы в систему советских государственных и общественных органов встроены не были и, соответственно, ни в исполком обратиться, ни с Наркомморфлотом согласовать обустройство специальных мест купания для себя и в своем ведении не могли.
Места их сбора на картах и в путеводителях отмечены не были. Никаких рекламных щитов, табличек и указателей, никаких точных маршрутов и ориентиров. Где-то рядом, но не на виду. Все знали, что они есть, но большинство не знает, где точно. Если нет наводки — не факт, что найдешь: «Тридцать минут вправо вдоль моря до Черных камней», «один километр влево, если встать лицом к морю», «тридцать минут влево от центрального пляжа до уединенной бухты», «если встать лицом к морю, повернуться направо и пойти, то через десять минут окажетесь на месте» (rubikm). Они существовали где-то на окраинах освоенного пространства — заброшенные парки, карьеры, пустынные острова. И регулярно упоминаемые кусты — символическая граница двух миров. «Натуристам приходилось прятаться по кустам и избегать купания неодетыми на открытом со всех сторон для обозрения берегу моря» (dunes-spb).
Или, как вариант, — советские граждане осваивали подобные практики за пределами государственной границы СССР. «В бытность свою солдатом ГСВГ в Германии раз 5-7 был на таком пляже. Даже тогда, во время тоски по женскому телу, восхищался красотой вокруг. Девочка, загоревшая с пяток до макушки до степени молочного шоколада, молодая мама лет 30-35 с дочкой, начинающей превращаться в девушку, и сыном лет 10. Это красота!» (andrey.cool, 17.09.2007, форум «Дом друзей» (domdruzei)).
Располагаясь за оградой (благо)устроенных с разрешения местных исполкомов пляжей, нудисты оказывались вне пределов организованного досуга. Конечно, кое-чего они были лишены: на нудистских диких пляжах не было переносной плетеной или деревянной будки или скамьи, оборудованной навесами, или специального павильона для раздевания, площадью не менее 1,1 кв. м (в одиночных кабинах); не менее 1,25 кв. м (в общих раздевальных) при длине скамьи 0,75 и ширине 0,5 м (п. 21 Правил), не было устойчивых обносов для купания, мостиков и лестниц без выбоин, острых углов и заусениц (п. 28 Правил), не было плакатов и правил спасения утопающих на видных местах (п. 33 Правил), а также канализованных уборных или пудркло- зетов из расчета одно очко на 75 человек (п. 31 Правил). Но другого пути у любителей «голого» времяпрепровождения не было: только физическое выпадение из пространства регламентированного отдыха позволяло им игнорировать ключевое требование «эксплуатации пляжей и мест купания» (раздел «Г» Правил) — обязательность пользования купальными костюмами на общих пляжах для обоих полов, а также на раздельных, если они находятся в черте населенного пункта (п. 34 Правил).
Без купальных костюмов на пляже в черте населенного пункта свободно могли появляться представители двух подвидов человека — больные и дети.
Для не вполне здоровых граждан, нуждающихся в специальном лечении путем принятия в обнаженном виде воздушных и солнечных ванн по врачебному предписанию, и пляжи были специальными — лечебными (участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала — п. 2.1 «Лечебные пляжи» Санитарных правил устройства, оборудования и эксплуатации, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 26 ноября 1985 года. И внутри пляжа они помещались в специальное пространство аэрария под сплошным, ячеистым, жалюзийным или щелевым покрытием высотой в чистоте 2,5-3 метра (п. 6.5 Правил) вместе с другими столь же или по-другому нездоровыми однополыми согражданами.
Осторожно: «голопопики»!
С детьми было по-другому. Их не собирали в отдельный «загончик» и для обнажения не требовалось специального медицинского назначения: голая малышня по-броуновски хаотично перемещалась по всему пространству пляжа, а иногда оказывалась и в городских фонтанах. Трусы, а тем более плавки или купальник, не были обязательной приметой курортного ребенка. Главное — панамка или косынка на голове: за этим следили строго. Голый ребенок, помещенный между родителями, иногда с указанием места и времени «Сочи, 1983» или «Сухуми, 1979», — фотография, которая без труда обнаруживается во многих семейных архивах.
Для «мамских» форумов рунета тема одевать, не одевать или как одевать ребенка на пляже является обязательной. «Начался сезон отпусков, и тема про голозадых отпрысков вновь актуальна)))». Формулируется она по-разному: почти гамлетовская альтернатива «ребенок на пляже — купальник, трусы или голышом?» на форуме «Мой ребенок» (moyrebenok); вопрос о порядке нормативности «Дети без трусов на пляже — нормально???» на портале «Интернет для женщин Woman.ru» (woman), предупреждение об опасности — «голые дети на пляже!!!» на бэби.ру (baby), однозначное «На пляже — одежда» на самом семейном сайте 7ая.ру (7ya) или предложение к обсуждению «Голое купание — за и против» на сайте «Родительство» (mamafo). Но вне зависимости от названия эта тема (равно как и другие (стиле)жизненные вопросы — как рожать, чем кормить и делать ли прививки) быстро становится полем боя — со взаимными обидами, страшилками о педофилах, выложенными фотографиями детей в купальниках в качестве дополнительного аргумента и «банами» от модератора за спам, флуд и провокации.
Обращение к опыту собственного советского прошлого в этой битве является обязательным для каждой из сторон. Родители голышей, вспоминая свое счастливое детство, с помощью ностальгического ресурса поддерживают непрерывность подобного опыта и осуществляют его нормализацию.
Пишет iksi на сайте «МаминКлуб»: «Вспомните свое детство. 90 % из вас ходили ГОЛЫМИ! у кого какие психологические травмы? а? для меня голый ребенок — это ЕСТЕСТВЕННО! а что естественно, как говорится НЕ БЕЗОБРАЗНО! Это ЛИЧНО МОЕ мнение! ВОТ» (maminklub). Пользователь «Просто приснилось» на сайте «Родительство»: «Я помню, когда была маленькой, на пляже все детки бегали голышом, и никто не стыдился и не стыдил» (mamafo). Надя Павловская на сайте «Семья и город. Московская семья»: «Совсем маленькую меня могли выпустить на пляж голышом (до 2-3 лет). Мне кажется, что примерно до этого возраста голые дети на пляже — ок. Девочки эстетичнее, зато мальчики — гигиеничнее))». Попутчица на woman.ru: «Не вижу ничего страшного в том, что 10-летняя девочка купается голышом! Я сама в этом возрасте находилась на пляже без трусов и даже ходила покупать мороженое в киоске неподалеку от побережья. И ничего, никакие педофилы ко мне ни разу не приставали!» (woman).
Родители облаченных в специальные памперсы, купальные костюмы или трусики детей, признавая свой детский опыт пляжной обнаженности нормальным, проводят различия между прошлым и настоящим.
«НО... Давайте не будем забывать, что после распада СССР количество насилия над детьми сексуального характера выросло в более чем в 30 раз (я это уже писала), давайте не будем забывать, что появились телефоны с камерами и фотоаппаратами, давайте не будем забывать о наличии данного видео в просторах Интернета. И Вы же допускаете мысли, что возможно человек с наклонностями к педофилии может находиться на пляже рядом с Вами, а если допускаете, то почему допускаете такое отношение к Вашему ребенку и провоцируете на такое отношение? Если Вам не противна мысль, что возможно кто-то вашего ребенка рассматривает с таким подтекстом, ну что ж. это Ваш ребенок, лично я не позволю этого» (mamafo).
Вожделеющий взгляд педофила, вооруженного дополнительными оптическими приборами, предельно сексуализирует детское тело, делая его уже вполне не детским. Сходный эффект по размыванию отличий детского и взрослого тела производят купальные костюмы «как у мамы», в которые может быть помещен даже младенец до года (wildberries)2. Прощай, детство!
Голая попа (до 2-3 лет) — хлопчатобумажные трусы (до школы) — настоящие плавки/купальник (к 10-12 годам): контрольные пункты, через которые прошло в своем взрослении «поколение 76-82».
«Родственники у нас жили на берегу Азовского моря и с 6 лет несколько лет подряд я проводил там по 2-3 месяца. В первое лето я загорал то так, то этак. Даже не помню почему, скорее всего, видимо то трусиков запасных не было, то ли еще чего, но на детских фотках того времени и голым сфотографирован и в плавках. А в семь лет (перед школой) у меня на попе после купания начали красные прыщи высыпать в большом количестве. Причем, по-моему роли не играло в мокрых ли я (уже в плавках, а не трусах) был или переодевался после купания в сухие. Ну, и чтобы они проходили — надо было несколько дней не купаться или, как альтернатива, предложенная врачом родителям — купаться и загорать голышом. Естественно, был выбран второй вариант, просто уходили мы подальше от центрального пляжа и ничего. На следующий год я уже немного начал стесняться (все-таки первый класс уже закончил, 8 лет), но история с прыщами повторилась, как только мы приехали. Поэтому, опять-таки пришлось голой задницей сверкать на пляже. Поначалу было несколько стыдновато с другими детьми знакомиться и играть, но через очень короткое время (даже не день или полдня, а 15-20 минут) все было нормально и всем все пофиг было. На следующий год все прошло и я уже купался в плавках на обычных пляжах. Но в начале июня и в конце августа, когда народа поменьше было, если было мало народа (или уходили подальше) — спокойно мог раздеваться как раз лет до 11. Потом родителей стал стесняться. Хотя и после этого тоже были случаи, когда, например, выезжали на пикник, а запасных плавок не брали, купался голым и в более старшем возрасте. У знакомых на даче — было нам по 12 лет, со своим одноклассником тоже на возле реки на маленьком пляже. Плавок не было. Играли в трусах обычных, а перед купанием обернулись полотенцем, снимали трусы, шли к воде, там зайдя по колено в воду, снимали полотенца, отдавали кому-то из взрослых и купались голышом, когда выходить надо было — так же несли полотенца, мы оборачивались и выходили. Правда раза с третьего его мама говорит, ну что вы только балуетесь? Все равно все уже все увидели. Поэтому просто снимали трусы и шли купаться, потом выходили, также голыми немного обсыхали на подстилке, потом одевали трусы и так и бегали.» (woman).
И никто на это не реагировал. Голые дети на советских пляжах общественного беспокойства не вызывали. Копаясь в песке, строя башни из гальки и подставляя солнцу поочередно спинки и животики, они делали важную работу по ежелетнему производству детства, своими телами вписывая его в советский порядок.
«Хулиганству — бой!»3
Голое тело лиц постарше советский порядок не поддерживало. Явленное в неположенном месте4 и в неположенном виде, оно его грубо нарушало. И без последствий это оставаться не могло. Для нарушителей общественного порядка в советском законодательстве был придуман особый состав — хулиганство. «Такого, — писали авторы тематического выпуска библиотечки общества „Знание" „Предупреждение хулиганства", — в мировой юридической практике еще не было» (Кузнецова, Портнов 1983).
Изобретение оказалось чрезвычайно удачным: статью о хулиганстве в зависимости от текущего запроса можно было применить к кому угодно — от политических противников режима до «женщин, появлявшихся в общественных местах в брюках или шортах, глубокодекольтированных платьях-сарафанах» (Клюшниченко 1970), от шайки бандитов в летнем саду Москворецкого района (Хулиганство 1927) до квартирных скандалистов и дебоширов.
В 1960-1980-е годы спрос на хулиганство стабильно оставался высоким. Советский человек осваивал повседневность5 — и у него это получалось как-то коряво: «толкание или приставание к прохожим, насмешки над ними, обрызгивание людей водой, бросание в них грязи или других предметов, протягивание веревок или проволок поперек тротуаров и дорожек с целью помешать уличному движению, произнесение в адрес прохожих бранных слов, ложные вызовы по телефону, ложные звонки в квартиры. порча насаждений или оградительных устройств, телефонных проводов, загрязнение водоемов, разрушение заборов или памятников, уничтожение мебели иди предметов личного обихода, разбивание стекол, срывание дверей. распевание непристойных песен, бесцельная стрельба из огнестрельного оружия, стрельба в местах общего пользования из пугачей, рогаток, луков, бесцельный стук в ворота и заборы, срывание афиш, плакатов или объявлений, гашение электрического освещения в местах общего пользования, шум, крик и свист на улицах, в подъездах домов и т.д.» (Виттенберг 1973: 13).
На улицах и в квартирах развлекался пролетариат. «Основную массу из них (более 65 %) составляли рабочие промышленных предприятий с невысокой степенью организованности и концентрации производства, причем преобладали рабочие физического неквалифицированного труда или низкой квалификации» (Кузнецова, Портнов 1983).
С хулиганящим гегемоном надо было что-то делать. «Учитывая многочисленные пожелания граждан и предложения общественных организаций», Президиум Верховного Совета СССР 26 июля 1966 года принимает ключевой для антихулиганской кампании позднесо- ветского периода Указ № 5362-VI «Об усилении ответственности за хулиганство» (Ведомости 1966). Теперь дебоширящий рабочий класс точно должен был испугаться: Указ бил по живому. «В свое время много нареканий со стороны общественности вызывал режим содержания „мелких" хулиганов. Эта тема была излюбленной на страницах журнала „Крокодил". Кинематографисты посвятили ей ленту „Операция Ы". И сатирики были правы: порядок содержания арестованных нуждался в коренном пересмотре. В том виде, в котором режим существовал, он лишь развращал хулиганов, приучал их не бояться наказания. К тому же работники милиции не могли наказывать лиц, отбывающих арест, за нарушение режима. Новый указ выправил положение. Лица, арестованные за мелкое хулиганство, содержатся исключительно под стражей и используются на физических работах без оплаты труда. С них удерживается в бесспорном порядке стоимость питания и содержания под арестом. Заработная плата за время их нахождения под стражей не выплачивается. Переписка с родственниками, передача посылок, покупка продуктов питания арестованным запрещены. Эти строчки, возможно, прочитают и любители дебоша. Специально для них сообщаем следующие подробности. Кормят сейчас в КПЗ скудновато: горячая пища через день, а через день — хлеб, соль и кипяток. Курение запрещено. Режим суровый. И если кто-то собирается его нарушить, не советуем. За уклонение от работы и за нарушение внутреннего распорядка арест хулигану может быть продлен до 30 суток» (Денисов 1966: 26-27). И это ответственность за мелкое хулиганство (нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). Если общественный порядок был нарушен грубо и действия виновного свидетельствовали о явном неуважении к обществу — хулиган попадал в зону действия уголовного закона: лишение свободы до года или исправительные работы на тот же срок или штраф до 200 рублей. А если те же действия отличали по своему содержанию исключительный цинизм или особая дерзость, наказание возрастало до пяти лет лишения свободы (злостное хулиганство).
Ситуация: жил себе некто П., поссорился он однажды с соседями по квартире, оскорблял их всяко-разно, видимо, непечатно, в лицо плевал, а «затем разделся донага и бегал по квартире, выкрикивая нецензурные ругательства в адрес женщин» (Игнатов и др. 1971: 332). Благодаря этому акту квартирного обнажения П. попал даже в Курс уголовного права — самого авторитетного научного издания в этой области. Его голое тело иллюстрировало такой признак состава злостного хулиганства как исключительный цинизм — «демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам нравственности» (п. 16 Постановления Пленума Верховного суда СССР от 16.10.1972 № 9 «О судебной практике по делам о хулиганстве» (Бюллетень 1972)). Дополнительная опасность хулиганства с раздеванием объяснялась особой ценностью объекта преступного посягательства — в ходе подобных действий нарушался не просто общественный порядок («совокупность общественных отношений, установленных в нашем государстве, основанных на правилах социалистического общежития и определяющих поведение людей в процессе общественной жизни» (Игнатов и др. 1971: 317)), а основания советской морали. Голый хулиган, посягая на «самое святое», заслуживал сурового наказания.
Показательную историю о пределах терпимости рассказали советскому читателю А. Курбанов и М. Хоменкер в книге под впечатляющим названием «Не щади хулигана!», выпущенной в Ашхабаде в 1967 году. «Гражданка Ч. неоднократно совершала мелкое хулиганство. Общественность прощала ей эти поступки, стремясь воздействовать на нее убеждением. Однако видя, что ее поступки остаются безнаказанными, хулиганка распоясалась окончательно. Находясь в нетрезвом состоянии, она в столовой № 2 Ашхабада учинила скандал с обслуживающим персоналом, перебила посуду, избила гражданку А., а затем обнаженная стала бегать по рынку. Гражданка Ч. была привлечена к уголовной ответственности» (Курбанов, Хоменкер 1967).
Общественный порядок мог быть нарушен не только оголением тела, но и публичным осуществлением им своих естественных функций. Как злостное хулиганство квалифицировалось «отправление естественных надобностей в общественном месте на виду возмущенных граждан» (Яценко 1976: 87). Но здесь были свои тонкости. Простого акта мочеиспускания в общественном месте для уголовной ответственности было недостаточно — необходима была аудитория в лице возмущенных граждан и доказательства того, что «виновный совершением таких действий желает оскорбить их нравственные чувства» (Ibid.). Иначе состав преступления отсутствует, как в случае, когда «подвыпивший гражданин отправлял малую нужду, будучи зажат в переполненном трамвае, в связи с хроническим заболеванием мочевого пузыря, когда под действием алкоголя наступило недержание мочи» (Ibid.).
Для описания и, соответственно, оценки особого цинизма использовалась линейка стыда — в Постановлении Пленума подобные действия именовались «проявлением бесстыдства». «Бесстыдное обнажение» (Игнатов и др. 1971: 317) было крайним проявлением хулиганства по ведомству общественной нравственности — в одном ряду с «издевательством над больными, престарелыми, лицами, находящимися в беспомощном состоянии» (п. 16 Постановления).
Под вывеску «бесстыдного обнажения» следственно-судебная практика того периода, кроме раздевшихся «по пьянке» домашних и уличных дебоширов, упаковала главного монстра наших дней — педофила. «У. днем перед окнами школы на виду преподавателей и учащихся демонстративно обнажал себя. Ленинградский районный суд Москвы правильно усмотрел в действиях У. злостное хулиганство, отличающееся по своему содержанию исключительным цинизмом» (Гри- шанин, Шергина 1974: 8). Иногда для решения вопроса об уголовной ответственности хватало и «непристойных гнусных телодвижений». Так, «К. поздно вечером 18 марта 1972 года в состоянии опьянения проник на территорию Винницкой детской инфекционной больницы, где стучал в окна, разбудил находившихся с больными детьми женщин и показывал им половой орган, а затем влез на подоконник, расстегнул брюки и демонстрировал оголенные части тела» (интересно какие, если член показал раньше?). По ч. 2 ст. 206 УК УССР К. за совершение хулиганства, отличающегося исключительным цинизмом, Народным судом Винниц был осужден к лишению свободы сроком на 4 года» (Яценко 1976: 87).
Голое тело находилось под плотным контролем. В квартире и на улице, в автобусе и на рынке, скандалящее и мочащееся, «особо пошлое» (Ibid.: 86) и нетрезвое — оно вызывало раздраженную реакцию власти, грубо попирая «существующие в обществе правила моральности, чувство стыдливости и благопристойности граждан» (Ibid.).
Нудизм, натуризм и все такое... (чисто теоретический изыск)6
А что с нудистами? Лишение свободы от года до пяти. Гневные статьи в центральных газетах и фотографии на доске позора родного предприятия. Одно из опасных преступлений, которые еще встречаются в нашей среде, — нудизм. Трудящиеся просят оградить их от нудистов. Все на борьбу с нудистами! Нудизму — бой! Не щади нудиста!!! Или в академическом формате — это чуждое нашему обществу явление, вызывающее глубокое возмущение общественности, свидетельствующее об исключительном пренебрежении к чувству морального стыда.
Удивительно, но ничего подобного в Союзе не было. Нудистов в СССР просто «гоняли». И все.
Инструктор Ростовского горкома партии в конце 1970-х и в первой половине 1980-х годов: «Не было у нас такой проблемы». Сотрудник ВНИИ МВД СССР7 (середина 1960-х — конец 1970-х): «В отличие от всех других девиаций, нудизм у нас не попал в фокус острого общественного внимания». Работник следственных органов МВД в Новороссийске (начало 1970-х — середина 1990-х): «Нет, ничего подобного у нас в производстве не было»8.
На специализированных нудистских/натуристских ресурсах любят вспоминать славное прошлое движения — но и в этом случае все ужасы режима ограничиваются «эпизодическими преследованиями милиции» и «определенным неодобрением со стороны части публики» (dunes-spb). На сайте «Любителей ровного загара» о том же «основатель и бессменный руководитель Эстонского общества нудистов, кандидат наук» Олев Меремаа: «Помню, на нудистский пляж в Клоога-Ранд тогда регулярно приезжали милицейские „бобики" и подкарауливали нас. Когда милиционеры приближались, мы натягивали плавки, женщины — купальники, одним словом, маскировались. Если кто-то зазевался или задремал, то попадался в руки милиционерам» (nudism-club).
Вопрос — почему при всей внешней привлекательности и доступности нудисты не стали объектом пристального внимания власти? Почему не была запущена «антинудистская кампания» — боролись же примерно в эти годы с хулиганами, несунами и тунеядцами?
Голое тело слишком скользкий предмет? Как об этом говорить на партсобрании и писать в приговоре? Используя весь набор «гнусных телодвижений», «бесстыдного обнажения», «особой пошлости» «проявлений бесстыдства», «умышленных посягательств на нравственность», «возмущения нравственного чувства общественности», «возмущенных граждан», виртуозно освоенный в практике борьбы с «голым» хулиганом? Ресурса нормы для того, чтобы упаковать нудиста как злостного хулигана, с избытком хватило бы. Но ведь не было же этого.
Нудиста сложно обнаружить? Он очень хорошо прячется? В труднодоступных и уединенных местах? Как же! Пешком по жаре в форме тридцать минут до Черных камней милиционер не пройдет, он в пути пропадет.
Или юридизированная версия — в действиях нудистов отсутствовал состав преступления (правонарушения). Прячась за кустами, они не нарушали общественного порядка — отсутствовал объект преступного посягательства. И здесь не все так просто. Нас долго учили тому, что «определять общественный порядок только как поведение граждан в общественных местах — значит слишком сужать это понятие» (Игнатов и др. 1971: 317).
Скорее, по-другому. Нудизм в позднесоветскую эпоху осваивался как вполне себе буржуазная практика. «Я начал купаться и загорать обнаженным годе этак в 85-86м. „Завербовал" приятель-коллега по работе, я тогда подвизался м.н.с.'ом в одном НИИ. Сам институт базировался в пригородном поселке на берегу Волги. Работа была „творческая" (напиши во время план работ исдай во время же отчет и фсё), начальство не строгое, поэтому приклеить лишние часа полтора к обеду было не проблемой и мы ходили на Волгу. Я устроился в НИИ ~ в октябре, а в середине мая мы уже нудили. Иногда к нам присоединялись шеф (завлаб) с женой. Особо не скрывались, но и не выставлялись. Основная „идея" и профит заключались в том, что не требовалось возиться с мокрыми купальниками-трусами и проч. заморочками — взял полотенце и двинул купацца.
Потом нашел место в городе — за ВФУ было что-то вроде заброшенного парка было и там намыли огромную кучу песка, которую потом растащили по стройкам года за 3-4. По выходным там собиралось человек 5-7, в основном мужчины, но была и пара девчушек. Как-то был там в одиночестве в будний день — на меня наткнулся милиционер. Обалдел, вытаращил глаза и обозвал „сексуальным гигантом", устроившим „дикий пляж". Ну натянул трусы, перевернулся и стал продолжать загорать дальше. Взять с меня было нечего, да и не принято это было. Старлей двинул дальше — я опять разделся (сайт-нудистов: AlBars 15 марта 2011 года).
Приличные люди («По крайней мере мне ни разу не попадался в качестве соседа по голому отдыху рабочий с завода, грузчик или водитель- дальнобойщик, а вот инженеров, врачей и преподавателей ВУЗов — больше чем достаточно, не говоря уже о студентах» гость 24.05.2010 на woman.ru), трезвые, друг дружку не бьют, на пляже не гадят9. Отдыхают на природе, с друзьями или семьей. А то, что голые, — просто ближе к природе, новая естественность, так сказать.
Отказ от «текстиля» на диких пляжах Союза в 1960-1980-е годы производил эффект, сходный с впечатлением, которое вызывали стиляги 1950-х, — приобщения к другой жизни. Почему же буржуазно раздетое тело нудиста жесткой публичной реакции в отличие от буржуазно одетого стиляги не вызывало? Поменялся сам порядок — Советы обуржуазились. Из перспективы 1970 года в академическом издании критике подвергается практика наложения административных взысканий за ношение платьев ненадлежащего образца и «за фривольное исполнение некоторых западных танцев». «Никаких оснований для привлечения к ответственности за мелкое хулиганство в этих случаях не было. Достаточно было применить ординарные воспитательные меры — беседы, внушения и т.д.» (Клюшниченко 1970).
В новом порядке нашлось место и нудистам в укромном месте, и джинсам на попе, и хрусталю в серванте, и машине в гараже. В далеком прошлом остались голые шествия радикалов из общества «Долой стыд». Сейчас все должно быть приличным.
В этот порядок приличного не вписалась только пьяная голая тетка на ашхабадском базаре.
Литература
Бюллетень 1972 — Бюллетень Верховного Суда СССР. 1972. № 6.
Ведомости 1966 — Ведомости Верховного Совета СССР. 1966. № 30. Ст. 595.
Веркор и др. 1984 — Веркор и Коронель, Перек Ж., Кюртил Ж.-Л., Ремакль А. Французские повести. М.: Правда, 1984.
Виттенберг 1973 — Виттенберг Г. Если нарушен общественный порядок. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973. С. 13.
Гришанин, Шергина 1974 — Гришанин П., Шергина К. Квалификация хулиганства по признакам исключительного цинизма или особой дерзости // Советская юстиция. 1974. № 20.
Денисов 1966 — Денисов В. Хулиганству — бой! М., 1966.
Игнатов и др. 1971 — Игнатов А.Н., Кириченко В.Ф., Рашковская Ш.С., Стручков Н.А., Чхиквадзе В.М., Шишов О.Ф. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения // Курс советского уголовного права в шести томах. Т. 6 «Преступления против государственного аппарата и общественного порядка. Воинские преступления», 1971.
Клюшниченко 1970 — Клюшниченко А. Производство по делам о мелком хулиганстве (из опыта работы милиции УССР). Киев, 1970. С. 63.
Кузнецова, Портнов 1983 — Кузнецова Н., Портнов И. Предупреждение хулиганства. М.: Знание, 1983. С. 9.
Курбанов, Хоменкер 1967 — Курбанов А., Хоменкер М. Не щади хулигана! Ашхабад: Туркменистан, 1967. С. 31-32.
Уваров 1984 — Уваров Ю.П. «Вещи против людей». Вступительная статья // Веркор и Коронель, Перек Ж., Кюртил Ж.-Л., Ремакль А. Французские повести. М.: Правда, 1984.
Хулиганство 1927 — Хулиганство и поножовщина. М., 1927.
Яценко 1976 — Яценко С. Ответственность за преступления против общественного порядка. Киев, 1976.
Интернет-ресурсы
7ya — conf.7ya.ru.
baby — www.baby.ru.
domdruzei — domdruzei.ru.
dunes-spb — dunes-spb.com/dunes_r.htm.
mamafo — www.mamafo.ru.
maminklub — www.maminklub.lv.
moyrebenok — www.moyrebenok.ru.
naturism — naturism.com.ru/adler.htm.
nudism-club — www.nudism-club.com.
rubikm — rubikm.ucoz.ru/publ/naturizm/chto_takoe_naturizm.
sexnarod — www.sexnarod.ru.
wildberries — www.wildberries.ru.
woman — www.woman.ru.
сайт-нудистов — сайт-нудистов.рф.
Примечания
1) Здесь и далее сохранены орфография и пунктуация оригинала. (Прим. ред.)
2) Комплект пляжный, CHOUPETTE 3900 руб. Очаровательный комплект нежного цвета, состоящий из четырех предметов. Платье с округлым вырезом горловины и тонкими бретельками украшено оборками. Топик и трусики декорированы нежным ажуром и оборками. Удобный конверт с капюшоном. Замечательный набор для Вашей малышки. Цвет розовый. Размер 86 (есть на складе).
3) Под таким названием в издательстве «Московский рабочий» в 1966 г. в серии «В помощь агитатору и пропагандисту» вышла брошюра В. Денисова (Денисов 1966).
4) Обнаженное тело могло работать на советский строй для решения производственных или образовательных задач: натурщики в классах художественных училищ или мастерских, демонстрация больных с обнажением в учебных аудиториях. И, пожалуй, все.
5) Хулиганство в этот период характеризуется как преимущественное ситуационное бытовое или досуговое преступление: время совершения — выходные и праздничные дни (35 %) от 18 до 24 часов (61 %); место — город (60 %), локация внутри города — общественные (более 70 %) и бытовые (все остальное) места (Кузнецова, Портнов 1983: 26-29).
6) Тема под таким названием была открыта на форуме ZonaZakona.ru 24.08.2008. В ней не очень активно обсуждаются перспективы ответственности нудистов на основе действующего административного законодательства.
7) Охрана общественного порядка была профильным направлением деятельности института — Постановлением Совета Министров СССР от 11 января 1965 г. НИИ милиции был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны общественного порядка при МООП РСФСР (ВНИИ ОПП РСФСР). См.: www.vnii-mvd.ru/vnii/history.
8) Интервью были проведены весной 2012 г.
9) Чистота и порядок на пляжах стабильно называются в качестве одного из преимуществ нудистского отдыха: «у Этих пляжей есть плюсы которых нет у текстильных: мало народу, в основном дружелюбные люди, чистота и ухоженность, так как люди которые ходят на пляж постоянно стараются поддержать его в надлежащем виде» (sexnarod: zyanya 22.04.2011).