Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №26 ,2013
Эми де ла Хей — (Amy de la Haye) специалист в области кураторского дела и материальной культуры, старший преподаватель, руководитель магистратуры «Кураторство моды» Лондонского колледжа моды.
Джудит Кларк — (Judith Clark) куратор, старший преподаватель и руководитель магистратуры «Кураторство моды» Лондонского колледжа моды; среди ее выставочных проектов можно выделить выставку «Призраки: когда мода возвращается» (совместный проект Музея моды в Антверпене и Музея Виктории и Альберта в Лондоне).
Статья впервые опубликована в of Dress, Body & Culture (2008. Vol. 12.2)
Эта статья — развернутое продолжение доклада, представленного авторами осенью 2006 года на конференции, посвященной столетию Лондонского колледжа моды. Ее задача — рассмотреть и выяснить, каким образом кураторское вмешательство может повлиять на интерпретацию и саму подачу предметов одежды в контексте музейной экспозиции или временного галерейного проекта. В качестве объекта этого тематического исследования выступит один предмет женского гардероба, который в свое время выпускался огромными партиями по единому «обезличенному» стандарту, — речь идет о робах/облегченных пальто, ставших частью рабочей униформы Британской женской земледельческой армии (Britain's Women's Land Army, далее сокращенно — WLA) во время Второй мировой войны. Вначале специалист в области кураторского дела и истории костюма Эми де ла Хей осветит тонкости процесса приобретения объектов, их описания, классификации и сбора эмпирических данных, после чего обоснует некоторые кураторские стратегии, подходящие для интерпретации подобных предметов верхней одежды. Затем профессиональный куратор и организатор выставок Джудит Кларк выскажет свои соображения относительно того, какими могут быть характер представления и, соответственно, дальнейшая интерпретация этих предметов одежды внутри недолговечного пространства временной экспозиции.
Эми де ла Хей
Введение
Нас долг призывает вернуться к земле,
На фермы, в поля указует нам путь —
Туда, где работа найдется для всех.
Коль скоро не можем стрелять из орудий,
Мотыга пусть нашим оружием будет.
Назад к земле1.
Во время Второй мировой войны женские земледельческие отряды были организованы в США, Канаде, Новой Зеландии и Великобритании. В первую очередь их роль заключалась в том, чтобы обеспечить непрерывное производство основных продуктов питания в то время, когда большую часть сельскохозяйственных рабочих призвали на службу в вооруженные силы. Эта статья в основном посвящена британской Женской земледельческой армии (WLA), которая была официально сформирована в июне 1939 года под руководством ее Почетного командующего баронессы Гертруды Мэри Денман (1884-1954)2. К 1943 году количество людей, имевших то или иное отношение к делам WLA, достигло 75 884 человек, среди них было 49 510 женщин- добровольцев, работавших непосредственно на земле (Sackville-West 1944: 95). Каждой из них полагалась униформа, состоящая из двенадцати отдельных предметов; все они производились в Великобритании, для их изготовления использовались хлопчатобумажные и шерстяные ткани, кожа, резина и металлические детали. Именно эти предметы (причем одни в большей степени, нежели другие) сформировали жизнестойкую трехмерную материальную культуру WLA. Сегодня образчики униформы Земледельческой армии можно найти прежде всего в тех музеях, где коллекции подчинены тематике, связанной с событиями военного времени либо с особенностями сельской жизни, а также в региональных музеях, которые бережно хранят их как часть материального наследия, имеющего отношение к локальной истории. Кроме того, многие предметы осели в частных коллекциях.
Я начала испытывать острый интерес к истории WLA в 1982 году, когда купила на барахолке почтовую открытку с портретом участницы первой земледельческой армии, сформированной в Великобритании еще в 1917 году (ил. 1 в цветной вклейке 1). В первой половине 1980-х годов униформа и утилитарный стиль служили источником вдохновения для дизайнеров моды, так что изначально меня очаровал и заинтриговал современный вид униформы и общего облика изображенной на открытке женщины. На протяжении последних 25 лет я время от времени приобретала связанные с WLA предметы, сохранившиеся со времен Второй мировой войны, а вместе с ними и некие мимолетные впечатления и ассоциации (которые никак не хотели укладываться в рамки моей профессиональной кураторской компетенции). В начале 2006 года на интернет-аукционе eBay (который, будучи относительно новым инструментом ценообразования и купли-продажи предметов одежды, заслуживает того, чтобы стать предметом отдельного исследования) я купила две одинаковые по фасону, но разные по размеру робы из униформы WLA — те самые, что мы будем использовать здесь в качестве наглядного примера. В 2006 году эти предметы пользовались повышенным спросом (что стало тому причиной, обсудим позже). Роба меньшего размера ушла с молотка за 51 фунт стерлингов (ради чего мне пришлось биться с шестью другими претендентами, начав со стартовой цены в 15 фунтов). Ее продавала специализирующаяся на одежде перекупщица из Брайтона, ведущая дела в Интернете под ником «harpoonvintage»3, и она передала мне ее лично из рук в руки. Вторая роба была выставлена на eBay как «товар дня» по «специальной цене» 45 фунтов (плюс расходы на упаковку и почтовую доставку); до меня она принадлежала занимающемуся перепродажей военных артефактов дилеру из Колчестера (графство Эссекс, Великобритания), известному на eBay под именем «izavailable»4 (и указавшему в пункте «местонахождение»: «Страна аэродромов, Восточная Англия»).
Изучать предметы одежды в отрыве от тех многообразных условий, которые накладывают свой отпечаток на их дизайн, производство, распространение, приобретение и практическое использование, в сущности, невозможно. Таким образом, исходя из данного убеждения, основанного на кураторском и исследовательском опыте автора, в этой статье мы будем рассматривать материальные объекты, то есть предметы одежды, как отправную точку, или фундамент, на который будут опираться все представленные в ней рассуждения и умозаключения.
Материальное свидетельство
Роба, которую носили добровольцы WLA, напоминает застегивающийся спереди на пуговицы средней длины рабочий халат, сшитый из грубой и прочной хлопчатобумажной ткани светло-коричневого оттенка и местами отделанный машинной строчкой. Ее отложной воротник может менять форму; на длинных рукавах есть застегивающиеся на пуговицы манжеты; она снабжена двумя глубокими фигурными накладными карманами, которые пришиты с правой и с левой стороны. Пояс, изготовленный из той же ткани, что и сама роба, пришит к ней по центру спины; он застегивается на одну или две коричневые пуговицы (изготовленные из синтетического материала — пласкона или бакелита); если пуговиц две, расстояние между ними составляет 3 см. Точно такая же пуговица, но в единственном числе, пришита у горловины, чтобы при необходимости можно было застегнуть ворот. Пуговицы, на которые застегиваются сама роба и манжеты на рукавах, сделаны из того же материала, но их размер чуть больше, и они имеют никелированную «ножку», которая продевается в петли и закрепляется с изнаночной стороны изделия при помощи никелированного колечка. Чтобы робу было удобно вешать на крючок, с изнанки под воротом пришита петля из узкой полоски ткани. Под левой полой, в нижней ее части пришит ярлык из белой хлопковой ткани с оттиском, сделанным черными чернилами; на нем указано назначение изделия, наименование ткани, размер, а также имя производителя и дата изготовления (месяц и год).
Ярлык с изнаночной стороны робы меньшего размера сообщает, что она предназначалась для женщины ростом от 5 футов до 5 футов 2 дюймов (152,5-157,5 см) и объемом груди 32-34 дюйма (81-86 см) и была изготовлена фирмой A. Learner & Son в ноябре 1942 года. По спине ее длина от ворота до подола составляет 81 см, а ширина спинки между подмышками — 53 см. Роба большего размера, сшитая в цехах компании Tootal Broadhurst Lee Co. Ltd в 1943 году, была рассчитана на женщину, имевшую объем груди от 39 до 42 дюймов (99-106,5 см); рост не указан. Ее длина — 96 см, а ширина в районе груди — 62 см.
Сравнительный анализ показывает, что оттенок ткани у робы большего размера не такой глубокий, то есть более светлый, чем у робы меньшего размера, хотя ее добротная фактура и девственно белый ярлык дают основания предполагать, что эту вещь никогда не стирали и даже не носили. Ткань, из которой сшита маленькая роба, имеет более мягкую фактуру, к тому же на ней заметны пятна, а пуговицы на ее поясе перешиты, причем очень неаккуратно, что называется, на скорую руку — все это указывает, что хотя бы какое-то время она использовалась по своему прямому назначению.
Привлекательность и цена различных объектов, в том числе предметов одежды, может сильно меняться с течением времени. Анализируя такие процессы, мы можем постичь истинное значение предметов одежды в контексте их прошлого и господствующих в данный момент социокультурных обстоятельств.
Классификация, эмпирические данные и свидетельства критиков
Хотя биография этих форменных рабочих халатов с того момента, когда они сошли с производственного конвейера, до сих пор остается для нас туманной, существует достаточно первичных и вторичных эмпирических данных, которые позволяют в общих чертах установить их исторический провенанс и очертить рамки социокультурного контекста.
Женская земледельческая армия постоянно вела свою летопись; она складывалась из официальных публикаций — таких, как The Women's Land Army (1944 год, автор — литератор, знаток земледелия и официальный представитель WLA в своем графстве Вита Сэквилл-Уэст); практического руководства Land Girl, выдававшегося всем добровольцам WLA (которых также называли land girls), и ежемесячно выпускавшегося журнала Land Girl. Сюда же можно отнести кинопродукцию (хронику и игровые фильмы — в частности, картину A Canterbury Tale («Кентерберийские рассказы»), снятую в 1944 году при участии актрисы и бывшей land girl Шейлы Сим), официальную и домашнюю фотохронику, картины (особенно проникновенны и выразительны полотна, написанные Эвелин Данбар — художницей, которая была признанным живописцем военного времени), а также произведения художественной литературы. Сразу по окончании войны несколько женщин опубликовали документальные хроники, основанные на пережитом ими опыте; заглавия некоторых были преисполнены романтичной патетики: If Their Mothers Only Knew! («Если б их матери только знали!», 1946) и Fragrant Earth («Благоухающая Земля», 1947). Несмотря на то что это были трудные времена, воспоминания женщин, которые решили их описать и облечь свои рассказы в литературную форму, повествуют о жизнелюбии и оптимизме перед лицом бед и лишений, чувстве товарищества и раскрепощении, достигнутом в результате событий, ставших для многих из них первым опытом независимой жизни.
С начала 1980-х годов свои воспоминания военных лет (в форме устных и письменных свидетельств) начали оставлять многие бывшие добровольцы WLA. Иногда в них вносили поправки — не только сокращали и адаптировали, но также дополняли некоторыми сведениями историки, кураторы и издатели, профессионально сведущие в различных областях знания, в том числе в феминологии, сельском хозяйстве, истории военного времени (особенно в вопросах, касающихся тыла и профессий, которые женщины осваивали во время войны), местной истории и изустной истории (ил. 5 в цветной вклейке 1). За многими из этих публикаций стояло желание восстановить справедливость по отношению к «Армии золушек» (это словосочетание встречается в названиях нескольких работ), чьи значительные заслуги остались незамеченными и превратились в «скрытую победу».
Популярная повесть Анжелы Хут «Работницы» (Land Girls) (1994), по мотивам которой режиссер Дэвид Лиланд в 1998 году снял фильм с участием Анны Фрил, Рэйчел Вайс и Кэтрин Маккормак, несмотря на вымышленный сюжет дала новому поколению более или менее ясное представление о WLA.
Что бы ни писали и ни говорили о WLA в средствах массовой информации, какими бы ни были личные впечатления и результаты академических изысканий, очевидно, что история отвела ей неоднозначную роль. Хотя WLA и называли армией, фактически это была гражданская организация, состоявшая из женщин, готовых отправиться туда, где нужны рабочие руки, имевшая свою униформу, но не подчинявшаяся военным законам, не наделявшая своих добровольцев особым статусом и привилегиями и (если не считать нескольких исключений) не присваивавшая им чинов и званий. До 1942 года, когда она стала независимой организацией, деятельность WLA официально находилась в компетенции Министерства сельского хозяйства и рыбного промысла, а ее добровольцы чаще всего отправлялись на подмогу фермерам — владельцам индивидуальных хозяйств. К тому же униформа земледельческой армии выпадает из стандартной классификации: она совсем не упоминается в справочниках по истории униформы военного времени — даже в таком гендерно-ориентированном сборнике, как «Женщины в униформе» Коллетт Уэдж (Collett Wadge 1946). Ничего не сказано о ней и в исследовательских трудах, посвященных профессиональной спецодежде, хотя они не обошли стороной холщовый рабочий халат, который рассматривается как традиционная для Британии одежда сельскохозяйственных рабочих. С первых и до последних дней войны леди Денман отчаянно сражалась за права добровольцев Земледельческой армии и изо всех сил пыталась изменить противоречивое отношение к ним со стороны официальных представителей власти. Это государственное пренебрежение явно чувствуется в письме, которое некий чиновник Министерства сельского хозяйства написал леди Денман в мае 1941 года: для начала он отверг как несущественное ее требование обеспечить униформой официальных представителей WLA в графствах, а затем, как бы между прочим, заметил, что, по его мнению, «униформа, предназначенная для этих рядовых чернорабочих, — это в первую очередь комплект рабочей одежды, и ей вряд ли случится подняться рангом выше, чтобы по праву называться униформой»5. В конце концов леди Денман сложила с себя полномочия Почетного командующего в знак протеста против того, что, оставив службу в WLA, ее добровольцы не получают тех же прав и льгот, которыми после отставки пользуются представители других служб.
(Продолжение читайте в бумажной версии журнала)