Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №32, 2014
Флорентина Андрееску (Florentina Andreescu) — преподает в университете Северной Каролины, Вилмингтон. Публиковалась в таких журналах, как Nationalities Papers, Studies in Ethnicity and Nationalism, Space and Culture, Journal for Cultural Research и Short Film. Ее книга «От коммунизма к капитализму: нация и государство в культурной продукции Румынии» (From Communism to Capitalism: Nation and State in Romanian Cultural Production) готовится к публикации в издательстве Palgrave Macmillan.
Введение
В этой статье исследуются причины возросшего общественного спроса на пластическую хирургию. Такой рост объясняется психологическими изменениями, инициированными сменой общественных парадигм: от организованной при помощи языка и запрета к новой, в основе которой лежат образ и наслаждение. Этот переход был описан в работах Макгоэна (McGowan 2004), Беллера (Beller 2006), Стивенса (Stephens 1998), Славоя Жижека (Zizek et al. 2005). Как отмечает Тодд Макгоэн, общество наслаждения устроено так, что его члены не должны отказываться от индивидуальных наслаждений. Напротив, этот тип удовольствия приобретает наивысшую ценность (McGowan 2004: 3). Тем самым человек получает возможность почувствовать себя независимым от символической сети и, более того, начинает воспринимать окружающих его не как партнеров, но как соперников в борьбе за удовольствие.
Порча и ослабление символической сети воспринимаются болезненно, потому что в результате этого процесса ощущение онтологической защищенности оказывается под угрозой. Чтобы справиться с травмой, человек фокусируется не на прорехе в ткани реальности, а на фетише, которым в данном случае является образ совершенного, хирургически выточенного тела, постоянно испытывающего наслаждение. Этот образ легко поддается контролю и формированию.
В начале этой статьи мы рассматриваем упомянутую выше смену общественной парадигмы и связанный с ней концепт нарциссизма. Затем мы исследуем травму, нанесенную радикальными общественными переменами, и то, как члены общества отрицают ее существование или прикрывают ее фетишизированным, прооперированным телом. Заключительная часть работы критически рассматривает темы, традиционно ассоциирующиеся с пластической хирургией: возможность с ее помощью комфортно почувствовать себя в собственном теле, приобрести независимость через вызов принятому в обществе канону красоты (так, вместо того чтобы оставаться в рамках канона, Орлан обнажает его условности, а Лоло Феррари доводит его до предела) и, наконец, обрести доступ к высшей форме наслаждения с помощью хирургически измененного тела.
От языка к образу
Общественный поворот от главенства языка и символьного регистра к господству образов и образному регистру был отмечен Джонатаном Беллером. Он обнаружил, что в основе новой парадигмы лежит кино, изменившее как общество в целом, так и отдельного человека (Beller 2006: 13). Беллер использует термин «кино» для описания капиталистического производства, организованного так, что в нем, как правило, присутствуют визуальные черты. Говоря точнее, кино порождает образ, необходимый для развития экономики (Ibid.: 10).
Такое положение дел обусловлено стремлением извлечь выгоду из человеческого тела, превышающую нормальные физические и пространственные границы (Beller 2006; Morley & Robins 1995). Схожие мысли высказывает и Генри Дженкинс (Jenkins 2004), отмечая наступление эпохи конвергенции медиа, когда медиа присутствуют повсюду. Приход этой эпохи стал возможен благодаря новообретенной пластичности, позволившей объединить спутниковые, компьютерные и телефонные технологии (Hassan 2000). Это привело к «виртуализации повседневной жизни» (Doheny-Farina 1996: xiii), а затем и к тому, что Жан Бодрийяр (Baudrillard 1983) назвал «гиперреальностью». Распространение новых технологий и экономическая глобализация дали капитализму возможность стать одновременно глобальным и виртуальным (Hassan 2003: 94). Это слияние превратило мир в один большой медиаполис, медийное общественное пространство, в котором медиа продуцируют и определяют опыт повседневной жизни (Deuze 2009; Silverstone 2007; Inkinen 1999). Марк Дьюз (Deuze 2009: 468) отмечает, что на фоне этих изменений медиа должны рассматриваться не как нечто находящееся вне жизненного опыта, но как его важная часть. Жизнь теперь проживается в, а не вместе с медиа. Жизнь становится медийной. Жан Бодрийяр (Baudrillard 1983) показывает, что от этого человеческий опыт превращается в чистую симуляцию реальности, по мере того как общество наполняется знаками и образами, отражающими лишь друг друга, но никак не реальность. Это приводит к обесцениванию смыслов, становящихся бесконечно переменчивыми, и приближению культурного хаоса и конца символической парадигмы (Featherstone 2007: 124).
Сходным образом Тодд Макгоэн, основываясь на теориях Лакана, указывает, что символьная парадигма подходит для конструирования социальной реальности, тогда как образная — способствует его размытию (McGowan 2004: 18). Сейчас по мере вхождения в силу образная парадигма постепенно обретает потенциал для порождения хаоса. Существующий в рамках образной парадигмы человек считает себя самодостаточным и независимым от символьного порядка и полагает себя абсолютно самостоятельным. Ошибочно почитая себя независимыми, индивидуумы перестают видеть символическую связь с другими (Ibid.: 20). Как отмечают Макгоэн (Ibid.), Крис Шиллинг (Shilling 1993), Вольфганг Фриц Хауг (Haug 1987), Скотт Лэш (Lash 1988) и Майк Фезерстон (Featherstone 1995; Featherstone 2007), в общении образы начинают выполнять главенствующую функцию, а текст — сопроводительную. Засилье образов ведет к отключению от символьной системы мышления, способной порождать смыслы. Общение превращается в обмен не связанными между собой запросами, производимый различными между собой людьми.
Андрееску и Шапиро (Andreescu & Shapiro 2013), Твендж и Кэмпбелл (Twenge & Campbell 2009) в книге «Эпидемия нарциссизма», а также Кристофер Лэш (Lasch 1979) до них в работе «Культура нарциссизма» связывают перенасыщенность общества образами с тем, что, как они полагают, является эпидемией нарциссизма. Они отмечают, что большая часть нашего общения, например общение по Интернету, выстраивается посредством обмена образами, тогда как текст выполняет паразитическую функцию. Текстовые сообщения обычно принимают форму кратких, самодостаточных острот или же рекламы. Такой коммуникативный медиум и приводит к главенству образа и, по мнению авторов, способствует росту нарциссизма.
Статистика показывает, что нарциссизм действительно прогрессирует, причем в 2000-х годах это происходит быстрее, чем во все предыдущие десятилетия. В 2006 году каждый четвертый студент колледжа положительно ответил на большинство вопросов в стандартом вопроснике, измеряющем уровень нарциссизма, каждый десятый американец от 20 до 30 лет и каждый шестнадцатый американец когда-либо демонстрировали симптомы нарциссистического расстройства личности (Twenge & Campbell 2009: 2).
(Продолжение читайте в печатной версии журнала)