Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №32, 2014
Staging Fashion 1880-1920: Jane Hading, Lily Elsie, Billie Burke, edited by Michele Majer. Bard Graduate Center: Decorative Arts, Design History, Material Culture, 2012
Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (2013. Vol. 17.1/2)
В центре внимания этой изящной книги — актрисы как знаменитости во Франции, Великобритании и США на заре современной эпохи. «Мода на сцене» исследует утонченный, уподобленный товару образ модно одетых звезд своего времени, этих необычайно популярных и притягательных исполнительниц главных ролей в драмах, мелодрамах, водевилях, музыкальных комедиях и опереттах. Богато иллюстрированный текст со множеством цветных изображений представляет собой описание и каталог одноименной выставки, проходившей в Библиотеке Бард Грэдьюэйт Сентер в 2012 году. Сегодня жадное любопытство средств массовой информации в отношении знаменитостей уже в достаточной мере удовлетворено, книга же раскрывает предысторию этого явления. Тщательно проведенное, полное и захватывающее исследование позволяет проследить взаимосвязи между актрисами с точки зрения их принадлежности моде, на сцене и вне ее, извлечения прибыли из их красоты и интереса к их жизни. В тексте, однако, присутствует излишняя гладкость, скрадывающая сложности и социальные конфликты, например в британском театре, в том числе вокруг музыкальной комедии, несколько лет назад поднятой на должный уровень Питером Бейли (Bailey 1996) и Джонатаном Барроузом (Burrows 2003).
Нас убеждают, что возросший интерес к театральным звездам был связан с увеличением количества женщин среди зрителей. Публика поклонялась своим кумирам не только из зала — нетрудно было достать и фотографии, в ходу были также открытки, подчеркивающие обаяние актрисы и распространившиеся благодаря растущим тиражам популярных изданий. Извлекая выгоду из силы этого интереса, владельцы театров (создававшие будущих «звезд»), модельеры и другие антрепренеры понимали, что внешность и другие «показатели» актрис нетрудно превратить в источник прибыли. Возможности рекламы, открывавшиеся перед этими законодательницами моды, с их яркими «индивидуальностями» и особыми предпочтениями в отношении сшитых на заказ платьев, были настоящей коммерческой мечтой. Следует отметить, что элегантные звезды, одетые по последней моде (на свои или на театральные средства), на сцене или же сфотографированные специально для открытки, были образцом современного потребления: обычные женщины при взгляде на них учились показывать себя с выгодной стороны и одновременно приобретали способность смотреть оценивающе.
Мэйджер, редактор этой книги, в своем замечательном вводном эссе признает, что тема необъятна и требует сосредоточения на отдельных занимательных эпизодах и пристального внимания к фигурам лишь трех модных актрис. Их истории изобилуют деталями туалета: здесь и ткани, и кружева, и перья, и блестки, и вуали, и шляпы, и корсажи — а также кремы для лица, пластические операции, заигрывания репортеров, каждодневное меню и интимные сведения о них на открытках. Обилие увлекательной информации придает тексту особый шарм.
Культ хорошо одетой актрисы, связанный со сценой, индустрией моды и ролью средств массовой информации, представляет особый интерес для читателя XXI века, хорошо знакомого с чрезмерным любопытством, возбуждаемым знаменитостями. Примечательно, что этот ранний период предвосхитил многие стороны жизни, которые мы привыкли приписывать звездам. Нам рассказывают о неизбежной публичности, вмешательстве прессы в повседневную жизнь актрис, о том, как они вводят в обиход собственный стиль одежды, как раздают советы в области моды и рекламируют товары — от белья и косметики до мыла, конфет и даже сигарет. Неугомонная Билли Бёрк, рыжеволосая инженю с Бродвея, даже придумала (вероятно, не без посторонней помощи) новую теорию цвета и его соотношения с эмоциональным состоянием и успешно применяла ее при выборе сценических костюмов.
Эта книга, безусловно, важна и актуальна. Однако существенное различие между знаменитостью тогда и сегодня заключается в прежнем акценте на неповторимой «индивидуальности». Возможно, из-за того что Викторианская эпоха классифицировала женщин по «типам», подчеркивание индивидуальности актрисы оказалось удачным рекламным ходом. Стиль проявлялся в самих актрисах не меньше, чем в их одежде. Индивидуальность играет второстепенную роль или совсем игнорируется в медийном образе звезд сегодня. В то время как популярная пресса смакует мельчайшую подробность жизни, проступки и личные дела, публику теперь интересуют скорее не личностные черты, а изображение тела, одетого или обнаженного.
Хотя немало внимания уделялось следящим за модой женщинам начала XX века, в том числе изменению роли женщины в период перед Первой мировой войной, прежние исследования были в меньшей степени сосредоточены на актрисах как знаменитостях и законодательницах моды. Настоящая книга восполняет этот пробел. Тем не менее существуют важные работы, посвященные значимости новых мест развлечения, таких как мюзик-холл, варьете и театр в целом, в их связи с желанием и женской аудиторией. Мэйджер приводит анализ Питера Бейли, посвященный «девочкам» из варьете, однако на сложном эротическом подтексте их ролей — умении представать «озорными», но не «плохими» — стоило остановиться подробнее. Следовало также сделать акцент на мнении Джонатана Барроуза, полагающего, что британская опереточная актриса послужила непосредственным образцом для голливудской иерархии «звезд». Внимания заслуживают и другие его замечания, что, помимо стремления подчеркнуть привлекательность актрис, были попытки разделить сценическую и повседневную жизнь, целью которых было успокоить опасения публики относительно влияния театра на общество и мораль.
«Мода на сцене» показывает, как современность, изменив функцию общественных мест, сделала женщин объектом наблюдения и побудила их присматриваться к себе. Женщины заново определяли свой социальный статус, они вступали в новые роли и сферы деятельности, и их внешность была частью новых соперничающих понятий женственности, индивидуальности и сексуальности, находивших в ней свое отражение. Это поставило под сомнение господствующий викторианский идеал женщины-домоседки из среднего класса. Но все же в книге признается существование мнения, что актерство было сомнительной профессией, подразумевавшей интрижки и эротический подтекст. Бер- ланштейн в своем эссе показывает, что французы оказались самыми ярыми критиками подобного образа жизни, но к концу XIX века изменили свое мнение до такой степени, что стали высоко ставить актрис и считать их деятельность вкладом во французскую культуру. Поэтому перед актрисами открывались разные пути, и одним из них, отнюдь не единственным, был путь почтенной супруги и матери. Так, Билли Бёрк в 1914 году вышла замуж за Флоренза Зигфелда. В журналах появились ее фотографии с новорожденной дочерью; не были редкостью и снимки Лили Элси за домашними хлопотами.
Следовало с большей отчетливостью упомянуть в тексте, что значимость актрисы можно понимать по-разному, и здесь важно объяснить классовую составляющую проблемы. Красивые открытки с изображениями актрис, одетых по последней моде, покупали, отправляли и собирали в первую очередь женщины, видимо, из разных слоев общества, хотя сами открытки были недорогими. Открытки с популярными фотографиями наравне с прессой были одним из бесчисленных средств, с помощью которых театральные компании рекламировали моду и связанный с ней приукрашенный образ сценической знаменитости. Особые коммуникативные намерения и обстоятельства отправителей можно выявить и через сопоставление личных сообщений на оборотах открыток, предположив, что вне театра, мюзик-холла или контекста определенной роли изображение актрисы могло приобретать множество разных смыслов.
Уместным приложением к «Моде на сцене» является эссе Шейлы Стоуэлл о печально известной Люсиль, модельере, придумывавшей одежду для актрис и театров Уэст-Энда. Ее знаменитая черная шляпа для роли Лили Элси в оперетте Франца Легара «Веселая вдова» (1907) мгновенно приобрела такой бешеный успех, что за ее копиями, словно за трофеями, чуть было не началась настоящая охота. В эссе речь идет об удвоенной рекламе: Люсиль делала сбыт своих моделей частью театрального действа, проводя показы мод в сценических условиях с использованием театрального освещения, легкой музыки, занавеса и даже сценариев и, таким образом, рекламируя свои изделия в домашних условиях. Будучи изобретательным организатором, она умело преображала показ сценической моды в свои прославленные модные представления с эротическими мотивами и подтекстом. Удивительно, но на демонстрации ее платьев с такими названиями, как «Облачения чувства», приглашались и мужчины. И в самом деле, невозможно было устоять и не приобрести наряд под названием «Неистовая песнь о прелестях любви» или «Алые губы ядовитого цветка».
Книга наводит на мысль, что подражание модным образцам и близость к ним заслуживают отдельного рассмотрения. Модные показы сегодня сродни театральному действу, но они тщательно спланированы, почти ритуальны. Даже те, кто их посещает, могут не играть никакой роли среди этих стройных моделей. В период же, о котором идет речь, актрисы смешивались с публикой на подмостках и вне их, а иногда даже заводили с ней непринужденный разговор во время показа. Близость к богине и ее одеянию была для женщин существенной частью имитации ее стиля, даже если соприкосновение с настоящим театром было минимальным. Актрисы вдвойне завораживали: недостижимые благодаря своей славе и красоте, они в то же время находились так близко, что женщины могли подойти к ним. Сегодня, несмотря на повсеместное распространение модных изображений и вмешательство средств массовой информации, личные контакты со светскими знаменитостями куда менее вероятны.
Это очень стоящая книга, хорошо написанная и содержательная. Однако следует оговорить три момента. Во-первых, концентрация на Франции, Великобритании и США не оставляет места для анализа международного распространения и влияния модных открыток далеко за пределами Европы. Нам известно, что эти открытки были в большом ходу в Австралии, поэтому можно предположить, что так же было по крайней мере в Канаде, Южной Африке и Новой Зеландии. Вероника Келли (Kelly 2004), изучая открытки, собранные в Австралии, отметила возрастающее, благодаря современной технике массового тиражирования, количество изображений театральных кумиров, например Лили Элси. Заграничные сценические знаменитости приезжали в Австралию и во время гастролей, и журналы пестреют рассуждениями об их заметном влиянии на манеру одеваться — многие из них заказывали одежду у известных европейских модельеров.
Во-вторых, хотя это совершенно естественно, Мэйджер остановилась на нескольких актрисах. Но можно было уделить некоторое внимание и мужчинам, не только как зрителям, но и как актерам. Мы знаем, что их внешность оказывала свое действие на любителей театра, куда мужчины, разумеется, тоже ходили, чтобы видеть и быть увиденными.
В-третьих, несколько критических замечаний относятся к структуре текста, которая распадается на части и мешает целостному впечатлению от прочитанного. Например, есть раздел, посвященный Билли Бёрк, а также анализ ее образа, что создает ощущение фрагментарности.
Очевидна неразрывная связь сцены и веяний моды, поскольку выбор определенного стиля напрямую зависел от успеха актрисы, ее образа в прессе и пьес или мюзиклов, в которых она играла. Хотя упоминаются и связи с кино, было бы уместно в заключение уделить больше внимания сближению модных постановок, показов, театральных представлений и даже дизайна одежды, в конце концов соединившихся в голливудской «системе звезд». Именно тогда модная знаменитость окончательно стала недоступной, утратив непосредственный контакт с публикой, кроме как на экране. Некоторых читателей может разочаровать отсутствие веских доводов и критического анализа в этой книге, но широкая аудитория по достоинству оценит приятное чтение и прекрасные иллюстрации.
Перевод с английского Татьяны Пирусской
Литература
Bailey 1996 — Bailey P. „Naughty but Nice": Musical Comedy and the Rhetoric of the Girl 1892-1914 // Booth M.R., Kaplan J.H. (eds). The Edwardian Theatre: Essays on Performance and the Stage. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
Buckley & Fawcett 2002 — Buckley Ch., Fawcett H. Fashioning the Feminine: Representation and Women's Fashion from the Fin de Siecle to the Present. London: I.B. Taurus, 2002.
Burrows 2003 — Burrows J. Girls on Film: The Musical Matrices of Film Stardom in the Early British Cinema // Screen. 2003. 44(3).
Kelly 2004 — Kelly V. Beauty and the Market: Actress Postcards and their Senders in Early Twentieth-Century Australia // New Theatre Quarterly. 2004. 20(2).
Roberts 1994 — Roberts M. Civilization without Sexes: Reconstructing Gender in Postwar France 1917-1927. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1994.