Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №33, 2014
Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда. Мультимедиа Арт Музей, Москва. 11 июня — 7 сентября 2014
Выставка «Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда», посвященная феномену одного из самых культовых героев кинематографа, проходила с 11 июня по 7 сентября в Мультимедиа Арт Музее Москвы в рамках перекрестного года культуры Великобритании и России. Приуроченный к юбилею фильмов об агенте 007 и ставший два года назад центральным событием культурной программы Лондонской Олимпиады, после своего первого показа проект побывал с большим успехом на нескольких континентах: в Канаде, Китае, Австралии.
Организатор выставки «Дизайн 007» — Центр Барбикан — крупнейший культурно-развлекательный центр Европы, ежегодно проводящий более ста разнообразных художественных выставок, театральных представлений и концертов. Он был открыт в Лондоне в 1982 году и включает в себя несколько выставочных пространств, кинозалы, библиотеку, конференц-залы и рестораны. Большинство проектов Центра рассчитано на самую широкую аудиторию. Они отличаются смешением разных направлений искусства и медиа и продолжают стирать давно поставленные исследователями под вопрос, но временами все еще устойчивые границы между «высокой» и «массовой» культурой. «Дизайн 007» не исключение, это классический пример выставки-блок- бастера, помогающей музею значительно увеличить свою аудиторию и получить дополнительное финансирование за счет посещаемости и спонсорской поддержки.
Благодаря соглашению о сотрудничестве с EON Productions Ltd., являющимся правообладателем всех существующих фильмов о Джеймсе Бонде, куратор Центра Барбикан Аб Роджерс получил доступ в архивы кинокомпании для отбора наиболее значимых и запомнившихся зрителям атрибутов бондианы. На выставке оказались представлены не только уникальные костюмы, декорации, макеты, ювелирные украшения, но и съемочный реквизит, оригинальные фотографии и рисунки, эскизы к фильмам.
Преобладание костюмов в экспозиции, с одной стороны, объясняется тем, что выставка подготовлена историком моды Бронвин Косгрей и дизайнером Линди Хемминг, обладательницей премии «Оскар» за дизайн костюмов к фильму. Другие наряды Джеймса Бонда и его спутниц были созданы лучшими модными домами: Giorgio Armani, Brioni, Roberto Cavalli, Tom Ford, Hubert de Givenchy, Prada — и привлекают внимание многих посетителей выставки. Большинство представленных костюмов оригинальны и участвовали в съемках, несколько реконструировали специально для экспозиции.
С другой стороны, ключевая роль костюмов задана самим фильмом. Джеймса Бонда принято определять как икону стиля. При этом образ Бонда всегда отличает сдержанность и строгость, что помогает персонажу оставаться вне времени. Стиль главного героя и других персонажей повлиял на вкусы миллионов людей, а также на массовое производство вещей, от одежды до машин и оружия.
Но дело, конечно, не в костюмах как таковых. За невозможностью показать «самого Бонда» остается предъявить одежду в качестве оболочки, напоминания о том, что существует тело, для нее предназначенное. На многочисленных экранах, которыми наполнены залы, мы видим актеров в костюмах в действии, но самое интересное остается за кадром выставки и самого фильма. Почти невозможно показать обретение другой культуры тела, преодоление дистанции между Бондом и актерами, которые его играли. В своем интервью Линди Хемминг рассказывает, что на начальном этапе съемок Шона Коннери заставляли спать в костюме, чтобы он привык вести себя естественно.
Занимающая пять этажей музея выставка впечатляла своими размерами, бюджетом, количеством и масштабом привезенных экспонатов (более 800 предметов, среди которых макет вертолета, автомобиль, мотоцикл и снегоход). Отдельного внимания заслуживают экспозиционные приемы, воплощающие популярный сегодня в музейной практике подход «engaging visitors», согласно которому главной задачей кураторов становится максимальное вовлечение зрителя в пространство экспозиции, создание комфортной среды, нивелирующей дистанцию между рассматриваемыми объектами и посетителем, и ставка на развлечение.
Из десяти тематических разделов, в которых собраны главные образы из всех двадцати трех фильмов — от «Доктора Ноу» (1962) до «007: Координаты „Скайфолл"» (2012), — с задачей завлечь и даже обескуражить зрителя успешнее всего справляется зал «Казино Рояль». Центральное место здесь занимают покерный стол и огромные люстры из последнего фильма эпопеи. В зале также можно узнать обстановку фильма «И целого мира мало». Отсылка к конкретным эпизодам не столь важна, образ казино, постоянно появляющийся в фильмах, далек от привязки к конкретному месту и является, скорее, метафорой успешности, везения, азарта — всех качеств, присущих главному герою.
Приглушенное освещение и декорации во многом создают ситуацию погружения зрителя в пространство игры «Агента 007». Но атмосфера была бы не полной без множества заполняющих зал манекенов. Они стоят по периметру зала, отражаясь в многочисленных зеркалах, и сидят за игровым столом. При первом взгляде создается ощущение, что пространство заполнено людьми, однако через несколько секунд зритель разгадывает оптический обман и обнаруживает себя в зале, населенном «призраками». Того, кому довелось оказаться в этом пространстве одному, благодаря такому соседству может охватить чувство легкого ужаса. Другой эффект возникает при большом количестве посетителей, когда так или иначе все присутствующие сливаются с неподвижными обитателями зала.
Ситуация усугубляется еще и тем, что практически все выбранные для экспонирования манекены, в отличие от демонстрационных манекенов, наделенных унифицированными пропорциями и условными чертами лица, не имеют лица совсем. При этом одетые на них дорогие костюмы и аксессуары, тщательно уложенные прически отсылают к конкретным персонажам и актерам фильма. На таком напряжении между узнаванием и отсутствием идентичности осознанно или случайно построена вся экспозиция.
Зал «Злодеи и загадки» экспозиционно, напротив, представляет собой вариант классического музейного показа. Персонажи фильмов здесь также превращены в манекены, но на этот раз заключены под стекло витрин, что создает дополнительную дистанцию и напоминает зрителю о том, что он имеет дело с музеефицированной историей. В зале находятся самые знаковые отрицательные персонажи или же то, что от них осталось: фигура «замороженного» Бориса Грищенко из «Золотого глаза» (1995), акула из «Лицензии на убийство» (1989), скафандр из «Лунного гонщика» (1979), пистолет Скараманги из «Человека с золотым пистолетом» (1974), челюсти из «Шпиона, который меня любил» (1977) и др.
Помимо «злодеев», свое место в витринах заняли прекрасные дамы Бонда, которые являются таким же неотъемлемым атрибутом бондиа- ны, как и дорогие машины, спецэффекты и новейшие гаджеты. В редких случаях женщинам в фильме отводится самостоятельная роль, чаще девушка Бонда должна просто соответствовать современным канонам привлекательности и выступать фоном для мужественности главного героя. Зритель, как правило, не знает ее истории и запоминает скорее платье, чем имя. Гендерные стереотипы отчасти начинают меняться лишь в двух последних фильмах — «Квант милосердия» и «007: Координаты „Скайфолл"». В последнем Джеймс Бонд спасает не мир во всем мире, а репутацию и жизнь своей начальницы М.
Следующий раздел — «Отдел Q» — соединил в себе оба экспозиционных приема. Он стилизован под склад стратегических разработок МИ-6 (исследовательский центр Британской секретной службы), но в кажущемся нагромождении деревянных ящиков кроются аккуратные и надежные витрины с кейсами, мобильными телефонами, камерами, взрывающимися сигаретами и другими многочисленными гад- жетами британского агента. В этом узком заставленном пространстве, где зритель невольно оказывается слишком близко к рассматриваемым предметам, отчетливее становится причина разочарования, которое может возникнуть при внимательном просмотре экспозиции. Необычный и сверхтехнологичный в фильмах, съемочный реквизит без волшебного воздействия камеры выглядит игрушечным и не примечательным. Также нелепо смотрится выставленный в лобби весьма потрепанный и пожелтевший макет ледяного дворца из «Умри, но не сейчас» и макет вертолета из «Скайфолл», парящий в атриуме музея. Вместе с магией кинематографа исчезает магия вымышленного мира, предметы обнаруживают свою беспомощность, и вместо погружения в великую иллюзию зритель видит процесс превращения кареты в тыкву.
Иллюзия, конечно, не исчезает полностью. В каждом из залов на многочисленных экранах демонстрируются фрагменты фильмов, создавая общий контекст и возвращая экспонатам их истории. Кроме того, большое внимание в экспозиции уделено фотографиям, эскизам дизайнеров и раскадровкам серий, многие из которых вполне могут быть самостоятельными произведениями графики. Разнообразие медиа дополняют выставленные на балконе третьего этажа рекламные постеры и киноафиши на разных языках мира, напоминая о том, что почти каждый из 23 фильмов об английском спецагенте становился лидером по кассовым сборам.
В заключительной части посетителю снова предлагается почувствовать себя внутри истории, пройдя в «Золотую комнату» по спроектированному в виде дула пистолета коридору, хорошо знакомому по заставкам к фильмам. На круглой вращающейся кровати лежит обнаженная, покрытая золотой краской девушка. Для воссоздания декораций «Голд-фингера» на роль Джилл Мастертон, секретаря Голдфингера, был выбран вполне реалистичный манекен, и эффект присутствия не до конца разрушается даже фотографиями со съемок, расположенными неподалеку на стенах. Здесь же выставлены награды, полученные в разные годы создателями бондианы. История вокруг фильма продолжается небольшим залом, посвященным автору романов Яну Флемингу, где под звук пишущей машинки можно прочитать подробности биографии писателя и узнать, что каждый роман создавался не более четырех недель.
В последнем разделе способ показа снова балансирует между вовлечением и дистанцией: зрителю предлагается заглянуть в кабинет М, однако попасть внутрь нельзя, можно только «подсмотреть» в приоткрытую дверь личные дела, документы, паспорта Джеймса Бонда и других героев.
Бондиана—далеко не единственное формульное кино, предлагающее образ спасающего мир героя, однако Джеймса Бонда никто не превзошел в популярности, а главное, долговечности. На выставке не ставится вопрос о секретах такого продолжительного успеха, однако вопросы и возможные ответы проступают и благодаря представленному предметному ряду. В фильме нашлось место большинству глобальных процессов и противоречий ХХ века: исторические и геополитические события, технические открытия, социальные изменения оказывали воздействие на основную сюжетную линию фильмов, образы героев и антигероев. В первых фильмах Джеймс Бонд стремится найти спецоружие, способное уничтожить мир, затем занят поиском оружия, которое должно мир спасти. С течением времени расширяется география миссий агента, выходя далеко за пределы Великобритании в другие страны Европы, Азии и Америки.
С другой стороны, основной секрет заключен в самом образе главного героя, не обладающего, по сути, устойчивой идентичностью, а значит, предоставляющего зрителю удобную возможность для самоидентификации. По словам первого продюсера фильма Гарри Зальцмана после премьеры, «посмотрев фильм о Бонде, женщины уходят из кинотеатра влюбленными в Бонда, а мужчины — гордыми собой». Могут сменяться актеры, играющие агента 007, но как абсолютная идея он остается неизменен и по-прежнему не имеет «лица». Несмотря на наличие физического времени в фильме, Джеймс Бонд претендует на бессмертие не только внутри каждого эпизода, но и внутри всей эпопеи в целом. Любопытна в этом отношении игра с понятиями «жизни» и «смерти» сразу в нескольких названиях фильмов: «Живешь только дважды», «Живи и дай умереть», «Завтра не умрет никогда» и «Умри, но не сейчас».
Мифологизируется не только сам персонаж, но и исполняющие роль актеры. Один из таких мифов — промелькнувшая информация о том, что исполнитель последней роли Джеймса Бонда Дэниел Крейг перед съемками в следующих эпизодах эпопеи планирует сделать пластическую операцию. Объясняется это не то необходимостью соответствовать идеальному герою вне возраста, не то желанием изменить внешность безотносительно роли. Одновременно после фильмов о Бонде актер стал образцом для мужчин, обращающихся к пластическим хирургам. Эти трудно проверяемые на достоверность сведения вряд ли могут показаться необычными современному зрителю, привыкшему к подобным слухам звездного мира. И все же такая парадоксальность и обратимость ситуации блестяще характеризует неуловимый образ неуловимого агента. Стремясь примерить на себя идеальную маску, с помощью современной медицины реальный человек ищет выход за пределы собственного тела, в то время как другие в погоне за идеалом примеряют его собственное лицо. Сам же идеал, таким образом, снова ускользает, и пугающе безликие манекены, заполняющие пространство выставки, становятся слишком буквальной метафорой этого исчезновения.
При всей неоднозначности выставки задача показать с помощью предметного ряда, как создавалась грандиозная эпопея о Джеймсе Бонде, оказалась решена. Пожалуй, организаторам даже удалось отразить ее оборотную сторону, но образ спецагента отнюдь не потерял от этого привлекательности для зрителей. Столь масштабную иллюзию, создававшуюся на протяжении полувека, сложно разрушить, даже показав все механизмы ее создания.