Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №23, 2012
Дорогие читатели,
перед вами 23-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».
Раздел «Одежда» продолжает тему гендера, иными словами, конструкций женственности и мужественности в культуре, которую мы начали в предыдущем номере. На сей раз особое место отведено так называемому «сомнительному полу» макарони, молодых людей не на шутку озаботившихся своей внешностью во второй половине XVIII века в Англии (см. статью Питера Макнила «„Этот сомнительный пол": костюм макарони и мужская сексуальность»), с одной стороны, и вампиров, этих денди вечности, с другой (см. исследование Вики Караминас «Денди-вампир: переосмысление концепций мужской идентичности в моде, кино и литературе»).
В разделе «Культура» собраны материалы (первая их часть), посвященные неисчерпаемым отношениям моды и литературы, причем как одежде персонажей, которая зачастую играет сюжетообразующую роль в художественном произведении, так и вестиментарным практикам и гардеробным историям самих авторов. В частности, в этом номере мы представляем исследование Лизы Коэн «„Хорошо одетое сознание". Вирджиния Вульф: раскрытый секрет и язык моды», посвященное костюмной одиссее Вульф (в том числе до сих пор незатронутому сюжету сотрудничества писательницы с редакцией британского Vogue), а также работу Татьяны Каратеевой «Вещи Анны Ахматовой», в которой по воспоминаниям современников и высказываниям самой Ахматовой восстанавливается вещный мир поэтессы, которая умела, зачастую располагая минимумом средств, придать ему не только красоту, но «и даже дендизм».
Специально для этого номера мы также попросили молодых дизайнеров «переодеть» известных литературных персонажей. Их работы представлены во вклейке 7.
В разделе «Тело» авторы размышляют о том, как общество и мы сами работаем с границами собственных тел в зависимости от ситуации, как наше беспокойство по поводу неуместности собственного костюма (а в конечном счете и нашего присутствия) может перерасти если не в серьезную психологическую проблему, то по крайней мере в травматическое переживание. Ровно таким ощущениям и их фиксациям посвящена вошедшая в телесный раздел статья Линор Горалик «„Стыдно, как во сне". Адекватность костюма: субъективная тревога и поиск объективных факторов».
Надо признаться, я сама недавно столкнулась с проблемой уместности/неуместности собственного костюма, когда собиралась на очередную протестную акцию и буквально за пять минут до выхода вспомнила, что согласно писаному и переписанному дресс-коду акции с собой/на себе нужно было иметь что-то белое (а я, честно говоря, не являюсь большой поклонницей белого цвета и ни одной носибельной (и приличной для публичной демонстрации) вещи означенного окраса в моем гардеробе просто-напросто нет). В продолжение вполне привычного сценария «Опять нечего надеть» я в полном отчаянии кинулась к компьютеру (где же еще искать поддержки и опоры в трудную минуту!): друзья наперебой подкидывали самые разные идеи, одна другой креативнее: от очевидных шариков и ленточек, которые можно было купить по дороге, до бинта и бумажных носовых платков. Так и не преодолев свой вестиментарный кризис, я вышла из дома с полным ощущением, что окажусь белой вороной из-за несоблюдения известного одежного кода. Разумеется, мое беспокойство оказалось абсолютно беспочвенным, хотя подавляющее большинство участников проявили большую бдительность, а некоторые невиданную изобретательность: мы встретили барышню с белой одноразовой тарелкой на голове вместо шляпки (чем не конкурент шляпке-туфле Эльзы Скиапарелли!), девушку с зонтом, украшенным белыми цветами, человека с серьезным белым котом на руках (и кот «пал» жертвой протестной моды!), нескольких человек в разных возрастных группах с белыми ангельскими крыльями за плечами...
И, казалось, никто не испытывал чувства неловкости, скорее наоборот. Неловкость появляется от неуверенности и чувства одиночества, с которыми, очень хочется верить, мы как-то научимся справляться, хотя быть белой вороной легче не станет, потому-то она и редкая птица.
С наилучшими пожеланиями,
Людмила Алябьева,
шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»