Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №23, 2012
Москвский этап международного проекта «Я, культура» (I, Culture). Центральный дом художника, Москва. 23-25 сентября 2011
Мне уже приходилось встречаться с таким мнением: шить самой? — спасибо, нет. Всякий раз в подобном высказывании звучит легкое презрение. К шитью, к ручному труду. И пусть я не понимаю самого этого презрения — кажется, мне ясны его истоки.
В советской стране было принято шить. Обшивать себя и всю семью. Чтобы было простенько, но зато чисто и аккуратно. Чтобы были обновки, которые иначе невозможно было себе позволить. Многие шили от бедности. Потому что сшить — а лучше перешить — дешевле, доступнее, реальнее (а часто еще и красивее), чем купить.
А многие именно так формировали и выражали свой вкус — своими руками копируя платья кинозвезд, увиденные в фильмах, кинохронике или заграничных журналах.
Когда все это ушло в прошлое? Когда наши бабушки устали? А может быть, не устали сами, но не научили тому же умению своих детей и внуков? А может быть, научили, но у тех произошло отторжение старой «дедовской» традиции? Или сформировалось устойчивое понятие «шитья от бедности» и люди начали стыдиться его? Все это, в сущности, естественные исторические процессы, обусловленные… и т.д. Это понятно. Но немного грустно от того, что такое естественное — а на поверку и интересное — умение в наше время оказалось практически утерянным.
Что мы делаем руками в нашем современном мире? Когда мы в последний раз что-то сшили и скольких сил нам это стоило? Из чего вообще состоит простая футболка из магазина? И сколько сырья и труда самых разных людей — от собирателей хлопка на поле до грузчика в магазине — требуется, чтобы самое простое платье добралось до покупателя? И насколько на самом деле этот труд сейчас обесценен? Всеми этими вопросами задалась известный польский дизайнер одежды Моника Якубяк. И решила предложить людям в разных странах попробовать сделать что-нибудь своими руками.
В июле 2011 года председателем Евросоюза на полгода стала Польша. В институте Адама Мицкевича было задумано проведение нескольких общеевропейских культурных программ, одной из которых стал проект под названием «Я, культура». Реализовать его и пригласили Монику Якубяк, в свое время окончившую Центральный колледж искусства и дизайна Сент-Мартинс в Великобритании и работавшую с такими известными дизайнерами, как Хусейн Чалаян, Клементс-Рибейро, Карен Николь.
В результате «рукодельное действие» охватило столицы двенадцати государств: Варшаву, Берлин, Брюссель, Киев, Лондон, Мадрид, Минск, Москву, Париж, Токио, Пекин и Копенгаген. В Москве проект I, Culture прошел в рамках Фестиваля новой культуры, при информационном, организационном и самом непосредственном участиии журнала «Теория моды». «Технической» задачей проекта было заполнить отдельные части — для каждого города свою — большой мозаики, представлявшей надпись I, Culture. В день открытой презентации проекта в каждом городе в нем могли принять участие все: приходили приглашенные мастера, представляющие разные ремесла; приходили что-то слышавшие о проекте или — оказавшиеся рядом случайно. Всем предлагалось выбрать материалы (а их Моника Якубяк привезла великое множество), взять спицы, иголку и нитку или сесть за швейную машинку — и своими руками сделать любую вещь, все что душе угодно. Фантазия, по сути, не ограничивалась ничем. После все эти — самые разные — вещи включались в мировую мозаику: выкладывались на специально подготовленное поле и затем сфотографированная часть — уже на компьютере — встраивалась в виртуальную надпись I, Culture1.
Естественно, участники проекта из разных столиц реагировали по- разному. «У каждой страны — своя история, у каждого города — своя аура, — говорит Моника Якубяк. — Где-то люди просто веселятся и получают удовольствие, а где-то наоборот — подозрительны и недоверчивы; где-то сразу же начинают работать — а где-то хотят говорить; люди очень разные: боятся, восхищаются, удивляются, придумывают, творят».
Сама я, участвуя в работе проекта в Москве, наблюдала очень разные эмоции. Волонтерское воодушевление — и растерянность людей, пришедших в день презентации. Волонтеры еще до торжественного открытия побывали на нескольких закрытых мастер-классах — и там тоже шили и мастерили что душе угодно. Пожалуй, моей личной главной эмоцией было искреннее удивление. От того, как мгновенно все мы включились в работу. От того, что — стоило всем нам зайти в павильон, заставленный швейными машинками и буквально заваленный разноцветными лоскутами и отрезами ткани, — атмосфера творчества, сотворчества, взаимного вдохновения и увлеченности окружила нас как-то сама собой. Может показаться странным, но ни один человек, даже вовсе не шивший прежде, не говорил, что не может или не умеет. Не знаю, как это получилось, но люди просто выбирали себе ткань, садились за машинки — и начинали творить. Это, в самом деле, был какой-то взаимный обмен энергией и вдохновением — коллективное действие. Невольно задумываешься: а что если все это мастерство, и правда, уже есть в нас; что если традиционные ремесла живут где-то там, невидимые до поры до времени, своей внутренней жизнью?
В другой раз я удивилась, когда увидела реакцию наших посетителей в день торжественного открытия. И павильон был тем же, и ткани были такими же разноцветными, но на предложение что-нибудь сшить — для себя, все что захочется — чаще всего говорили «нет». Многие сразу же уходили. Это было что-то совсем другое, не похожее на наше вдохновение пару дней назад. Может быть, то самое отторжение «бабушкиного умения»? Не знаю.
Но были и те, кто остался и захотел попробовать. И вот тогда на лицах снова можно было увидеть восторг — от того, что все это действо напоминает о детской безрассудности, от того, что творчество увлекает — и, конечно, от полученного результата. Дети учились делать набивные рисунки на ткани и вышивать разноцветными нитками по войлоку; взрослые шили веселые закладочки для книг, сумки, чехольчики для мобильных. Словом, было весело.
Впрочем, рукодельный эксперимент был только частью проекта. Волонтеры смогли еще принять участие в общем разговоре и подумать о том, чем лично им интересна история традиционных ремесел и ручной работы. Всем желающим Моника Якубяк предложила выполнить небольшое собственное исследование. Задуматься о роли одежды, ручного труда, ремесла в их собственной (это I — «я» в названии проекта, конечно, не случайно), личной истории. Вспомнить о своих родственниках, а может быть — о друзьях и знакомых, которые когда-либо занимались рукоделием, а может быть и по сей день — профессионально — занимаются ремеслом. Поговорить с ними об этом умении; попытаться понять место и роль, отведенные ему в современном мире.
В Москве сложились две линии общего разговора. Одна была посвящена семейной памяти: было интересно вспомнить, что умели и делали своими руками наши предки — мамы, бабушки, дедушки, прабабушки. Задание Моники стало необходимым побуждением, толчком к действию, к поискам в своей личной истории, в архивах своей семьи, в бабушкиных комодах и старых фотографиях. Кого-то здесь ждали настоящие открытия: вещи были хорошо забыты, многие годы лежали скрытыми от глаз и воспоминаний. Тому, что мы увидели и узнали, посвящен «Альбом рукоделий», подготовленный специально для этого номера.
Вторая линия разговора касалась нашей собственной одежды: нашего восприятия — того, как одежда может изменить (и действительно меняет) наше отношение к себе, внутреннее мироощущение и восприятие окружающего мира. Кто-то говорил о важности цвета и многоцветия в жизни, а кто-то, напротив, — про существенность (и сущностность) черного цвета — основного для всех остальных оттенков. Кто-то сформулировал для себя первостепенность тактильного восприятия: какой должна и не должна быть одежда на ощупь, какие ощущения формирует восприятие текстуры, приятность (или неприятность) прикосновения к вещам. Говорили и о том, как изменяет течение жизни — и даже ход времени — ручной труд. Как взаимодействие с различными материалами задействует разные отделы мозга, неактивные в привычной нам современной городской жизни. Как погружение в то или иное ремесло — в шитье, вышивание, вязание — может замедлить само время, погрузить нас внутрь себя самих, в своеобразную медитацию, заставить задуматься и — может быть — лучше понять себя.
От разных участников я слышала очень добрые слова о проекте. Кто-то был рад новым знакомствам. Кто-то говорил, что — совершенно неожиданно для себя — сделал интересную вещь. Просто попробовал сделать — и сделал. Кто-то о том, что ушли лишние, суетные мысли и можно было расслабиться и подумать о приятном. А кто-то — что это совместное творчество буквально «залечило» личные переживания, восстановило внутреннюю гармонию.
Вот несколько отзывов участников проекта о том, что он значил для них лично.
Моника Якубяк, автор и руководитель проекта:
Лично для меня это был опыт, изменяющий жизнь. Я знаю, что она уже никогда не будет прежней, хотя сама еще не осознаю, что именно произошло — настолько много всего случилось и так быстро одно сменялось другим. Но я снова и снова убеждаюсь, что мое начинание было правильным. Вообще риск — непременная часть моей творческой жизни: иногда я придумываю совершенно сумасшедшие вещи, но я всегда доверяю своему внутреннему голосу.
Чем больше я работаю с людьми — тем больше убеждаюсь, что у большинства есть живая потребность объединяться, быть вместе — поверх всяких барьеров: границ, статуса, возраста и так далее. По-моему, людям нравится делать что-то, совместно придумывать и реализовать идеи.
Полина Гринберг, фотограф:
Самым главным для меня лично было то, что я отвлеклась от своей обычной жизни. Для меня это был яркий праздник, ни на что не похожий. Теперь каждый день в моей голове что-нибудь выдумывается — как сшить, как переделать, как украсить. Наверное, изнутри эти мысли похожи на разноцветное лоскутное одеяло.
Раньше я не придавала особого значения своей одежде, тканям, из которых она сделана, цветам, которые я выбираю. И когда мне предложили об этом задуматься — я словно посмотрела на себя со стороны, с тем же любопытством, с каким рассматриваю прохожих.
Истории про бабушек, про кружева, про платья как из кинофильмов — я их слушала с огромным любопытством, потому что с детства обожаю старые, старинные вещи, у которых длинная жизнь, которые побывали в теплых руках других людей.
И еще мне очень понравилась совершеннейшая свобода: можно делать что угодно, как угодно, можно экспериментировать, не боясь соперничества или оценок. Я постоянно ощущала, что нахожусь в гармонии с собой. Моя сумка до сих пор не развалилась, и я очень горжусь ей!
Анастасия Первушина, менеджер арт-проектов:
Лично я узнала много интересных вещей из прошлого своей семьи. Истории других участников были ничуть не скучнее моей, а где-то — и интереснее. Вообще каждая судьба уникальна.
От принесенных участниками поделок бабушек и прабабушек невозможно было оторвать глаз. Иногда я ловила себя на мысли, что не понимаю, как можно сотворить такое, имея в своем распоряжении лишь руки и примитивные приспособления. Хотя, наверное, важно еще иметь время и вдохновение. В конце концов, просто заставляет нужда. Но, даже живя в стесненных условиях, наши предки шили, вышивали, вязали, ковали, стругали — и все невероятно красиво. Обычные вещи превращались в произведения искусства.
А когда я сама взялась за работу, труднее всего мне было определиться с идеей: выбрать одну из великого множества. Хочется воплотить все — но не позволят сроки. Я сшила сумку с деревом в ожидании весны. Было изрезано пять кусков ткани, потрачено полкатушки ниток, сломана иголка — но появилась замечательная сумка, в которой, как сказал мой друг, можно переносить котят.
От проекта у меня остались самые светлые воспоминания, несмотря на пасмурную погоду и дожди. У нас была веселая, добрая команда и атмосфера была непринужденной и творческой. И еще, мне кажется, что вещи, сделанные руками, имеют душу. Так что мой вердикт: нужно делать вещи своими руками и тогда они будут дарить тепло.
Паника и Владимир Александров, дизайнеры:
Для нас этот проект — как вода для рыб — был очень близким и понятным. Очень приятно бывать в среде единомышленников: узнавать, обсуждать, вдохновляться и создавать руками новые вещи, которые рождаются от переосмысления традиционных ремесел. Проект был очень искренним, побуждающим обратиться лично к себе, к своим семейным историям, воплотить свои творческие порывы!
Примечание
1. Увидеть отчеты о проекте из разных городов и посмотреть на саму мозаику можно на сайте: www.culture.pl/web/english/iculture.