Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Теория моды » №23, 2012

Татьяна Каратеева
I, Culture в Москве. Личная история ремесел

Москвский этап международного проекта «Я, культура» (I, Culture). Центральный дом художника, Москва. 23-25 сентября 2011

 

Мне уже приходилось встречаться с таким мнением: шить самой? — спасибо, нет. Всякий раз в подобном высказывании звучит легкое пре­зрение. К шитью, к ручному труду. И пусть я не понимаю самого этого презрения — кажется, мне ясны его истоки.

В советской стране было принято шить. Обшивать себя и всю семью. Чтобы было простенько, но зато чисто и аккуратно. Чтобы были обнов­ки, которые иначе невозможно было себе позволить. Многие шили от бедности. Потому что сшить — а лучше перешить — дешевле, доступ­нее, реальнее (а часто еще и красивее), чем купить.

А многие именно так формировали и выражали свой вкус — своими руками копируя платья кинозвезд, увиденные в фильмах, кинохрони­ке или заграничных журналах.

Когда все это ушло в прошлое? Когда наши бабушки устали? А мо­жет быть, не устали сами, но не научили тому же умению своих де­тей и внуков? А может быть, научили, но у тех произошло отторже­ние старой «дедовской» традиции? Или сформировалось устойчивое понятие «шитья от бедности» и люди начали стыдиться его? Все это, в сущности, естественные исторические процессы, обусловленные… и т.д. Это понятно. Но немного грустно от того, что такое естествен­ное — а на поверку и интересное — умение в наше время оказалось практически утерянным.

Что мы делаем руками в нашем современном мире? Когда мы в по­следний раз что-то сшили и скольких сил нам это стоило? Из чего во­обще состоит простая футболка из магазина? И сколько сырья и труда самых разных людей — от собирателей хлопка на поле до грузчика в магазине — требуется, чтобы самое простое платье добралось до поку­пателя? И насколько на самом деле этот труд сейчас обесценен? Всеми этими вопросами задалась известный польский дизайнер одежды Мо­ника Якубяк. И решила предложить людям в разных странах попро­бовать сделать что-нибудь своими руками.

В июле 2011 года председателем Евросоюза на полгода стала Польша. В институте Адама Мицкевича было задумано проведение нескольких общеевропейских культурных программ, одной из которых стал про­ект под названием «Я, культура». Реализовать его и пригласили Мони­ку Якубяк, в свое время окончившую Центральный колледж искусства и дизайна Сент-Мартинс в Великобритании и работавшую с такими известными дизайнерами, как Хусейн Чалаян, Клементс-Рибейро, Карен Николь.

В результате «рукодельное действие» охватило столицы двенадцати государств: Варшаву, Берлин, Брюссель, Киев, Лондон, Мадрид, Минск, Москву, Париж, Токио, Пекин и Копенгаген. В Москве проект I, Culture прошел в рамках Фестиваля новой культуры, при информационном, организационном и самом непосредственном участиии журнала «Тео­рия моды». «Технической» задачей проекта было заполнить отдельные части — для каждого города свою — большой мозаики, представлявшей надпись I, Culture. В день открытой презентации проекта в каждом го­роде в нем могли принять участие все: приходили приглашенные ма­стера, представляющие разные ремесла; приходили что-то слышавшие о проекте или — оказавшиеся рядом случайно. Всем предлагалось вы­брать материалы (а их Моника Якубяк привезла великое множество), взять спицы, иголку и нитку или сесть за швейную машинку — и сво­ими руками сделать любую вещь, все что душе угодно. Фантазия, по сути, не ограничивалась ничем. После все эти — самые разные — вещи включались в мировую мозаику: выкладывались на специально подго­товленное поле и затем сфотографированная часть — уже на компью­тере — встраивалась в виртуальную надпись I, Culture1.

Естественно, участники проекта из разных столиц реагировали по- разному. «У каждой страны — своя история, у каждого города — своя аура, — говорит Моника Якубяк. — Где-то люди просто веселятся и получают удовольствие, а где-то наоборот — подозрительны и недо­верчивы; где-то сразу же начинают работать — а где-то хотят гово­рить; люди очень разные: боятся, восхищаются, удивляются, приду­мывают, творят».

Сама я, участвуя в работе проекта в Москве, наблюдала очень раз­ные эмоции. Волонтерское воодушевление — и растерянность людей, пришедших в день презентации. Волонтеры еще до торжественного открытия побывали на нескольких закрытых мастер-классах — и там тоже шили и мастерили что душе угодно. Пожалуй, моей личной глав­ной эмоцией было искреннее удивление. От того, как мгновенно все мы включились в работу. От того, что — стоило всем нам зайти в па­вильон, заставленный швейными машинками и буквально заваленный разноцветными лоскутами и отрезами ткани, — атмосфера творчества, сотворчества, взаимного вдохновения и увлеченности окружила нас как-то сама собой. Может показаться странным, но ни один человек, даже вовсе не шивший прежде, не говорил, что не может или не уме­ет. Не знаю, как это получилось, но люди просто выбирали себе ткань, садились за машинки — и начинали творить. Это, в самом деле, был какой-то взаимный обмен энергией и вдохновением — коллективное действие. Невольно задумываешься: а что если все это мастерство, и правда, уже есть в нас; что если традиционные ремесла живут где-то там, невидимые до поры до времени, своей внутренней жизнью?

В другой раз я удивилась, когда увидела реакцию наших посетите­лей в день торжественного открытия. И павильон был тем же, и тка­ни были такими же разноцветными, но на предложение что-нибудь сшить — для себя, все что захочется — чаще всего говорили «нет». Многие сразу же уходили. Это было что-то совсем другое, не похожее на наше вдохновение пару дней назад. Может быть, то самое отторже­ние «бабушкиного умения»? Не знаю.

Но были и те, кто остался и захотел попробовать. И вот тогда на ли­цах снова можно было увидеть восторг — от того, что все это действо напоминает о детской безрассудности, от того, что творчество увле­кает — и, конечно, от полученного результата. Дети учились делать набивные рисунки на ткани и вышивать разноцветными нитками по войлоку; взрослые шили веселые закладочки для книг, сумки, чехоль­чики для мобильных. Словом, было весело.

Впрочем, рукодельный эксперимент был только частью проекта. Волонтеры смогли еще принять участие в общем разговоре и поду­мать о том, чем лично им интересна история традиционных ремесел и ручной работы. Всем желающим Моника Якубяк предложила выпол­нить небольшое собственное исследование. Задуматься о роли одежды, ручного труда, ремесла в их собственной (это I — «я» в названии про­екта, конечно, не случайно), личной истории. Вспомнить о своих род­ственниках, а может быть — о друзьях и знакомых, которые когда-либо занимались рукоделием, а может быть и по сей день — профессиональ­но — занимаются ремеслом. Поговорить с ними об этом умении; попы­таться понять место и роль, отведенные ему в современном мире.

В Москве сложились две линии общего разговора. Одна была посвя­щена семейной памяти: было интересно вспомнить, что умели и дела­ли своими руками наши предки — мамы, бабушки, дедушки, праба­бушки. Задание Моники стало необходимым побуждением, толчком к действию, к поискам в своей личной истории, в архивах своей семьи, в бабушкиных комодах и старых фотографиях. Кого-то здесь ждали настоящие открытия: вещи были хорошо забыты, многие годы лежа­ли скрытыми от глаз и воспоминаний. Тому, что мы увидели и узнали, посвящен «Альбом рукоделий», подготовленный специально для этого номера.

Вторая линия разговора касалась нашей собственной одежды: нашего восприятия — того, как одежда может изменить (и действительно меня­ет) наше отношение к себе, внутреннее мироощущение и восприятие окружающего мира. Кто-то говорил о важности цвета и многоцветия в жизни, а кто-то, напротив, — про существенность (и сущностность) черного цвета — основного для всех остальных оттенков. Кто-то сфор­мулировал для себя первостепенность тактильного восприятия: какой должна и не должна быть одежда на ощупь, какие ощущения форми­рует восприятие текстуры, приятность (или неприятность) прикоснове­ния к вещам. Говорили и о том, как изменяет течение жизни — и даже ход времени — ручной труд. Как взаимодействие с различными мате­риалами задействует разные отделы мозга, неактивные в привычной нам современной городской жизни. Как погружение в то или иное ре­месло — в шитье, вышивание, вязание — может замедлить само время, погрузить нас внутрь себя самих, в своеобразную медитацию, заставить задуматься и — может быть — лучше понять себя.

От разных участников я слышала очень добрые слова о проекте. Кто-то был рад новым знакомствам. Кто-то говорил, что — совершенно неожиданно для себя — сделал интересную вещь. Просто попробовал сделать — и сделал. Кто-то о том, что ушли лишние, суетные мысли и можно было расслабиться и подумать о приятном. А кто-то — что это совместное творчество буквально «залечило» личные переживания, восстановило внутреннюю гармонию.

Вот несколько отзывов участников проекта о том, что он значил для них лично.

 

Моника Якубяк, автор и руководитель проекта:

Лично для меня это был опыт, изменяющий жизнь. Я знаю, что она уже никогда не будет прежней, хотя сама еще не осознаю, что имен­но произошло — настолько много всего случилось и так быстро одно сменялось другим. Но я снова и снова убеждаюсь, что мое начинание было правильным. Вообще риск — непременная часть моей творче­ской жизни: иногда я придумываю совершенно сумасшедшие вещи, но я всегда доверяю своему внутреннему голосу.

Чем больше я работаю с людьми — тем больше убеждаюсь, что у большинства есть живая потребность объединяться, быть вместе — по­верх всяких барьеров: границ, статуса, возраста и так далее. По-моему, людям нравится делать что-то, совместно придумывать и реализовать идеи.

 

Полина Гринберг, фотограф:

Самым главным для меня лично было то, что я отвлеклась от своей обычной жизни. Для меня это был яркий праздник, ни на что не похо­жий. Теперь каждый день в моей голове что-нибудь выдумывается — как сшить, как переделать, как украсить. Наверное, изнутри эти мысли похожи на разноцветное лоскутное одеяло.

Раньше я не придавала особого значения своей одежде, тканям, из которых она сделана, цветам, которые я выбираю. И когда мне пред­ложили об этом задуматься — я словно посмотрела на себя со стороны, с тем же любопытством, с каким рассматриваю прохожих.

Истории про бабушек, про кружева, про платья как из кинофиль­мов — я их слушала с огромным любопытством, потому что с детства обожаю старые, старинные вещи, у которых длинная жизнь, которые побывали в теплых руках других людей.

И еще мне очень понравилась совершеннейшая свобода: можно делать что угодно, как угодно, можно экспериментировать, не бо­ясь соперничества или оценок. Я постоянно ощущала, что нахожусь в гармонии с собой. Моя сумка до сих пор не развалилась, и я очень горжусь ей!

 

Анастасия Первушина, менеджер арт-проектов:

Лично я узнала много интересных вещей из прошлого своей семьи. Истории других участников были ничуть не скучнее моей, а где-то — и интереснее. Вообще каждая судьба уникальна.

От принесенных участниками поделок бабушек и прабабушек не­возможно было оторвать глаз. Иногда я ловила себя на мысли, что не понимаю, как можно сотворить такое, имея в своем распоряжении лишь руки и примитивные приспособления. Хотя, наверное, важно еще иметь время и вдохновение. В конце концов, просто заставляет нужда. Но, даже живя в стесненных условиях, наши предки шили, вышивали, вязали, ковали, стругали — и все невероятно красиво. Обычные вещи превращались в произведения искусства.

А когда я сама взялась за работу, труднее всего мне было опреде­литься с идеей: выбрать одну из великого множества. Хочется вопло­тить все — но не позволят сроки. Я сшила сумку с деревом в ожидании весны. Было изрезано пять кусков ткани, потрачено полкатушки ни­ток, сломана иголка — но появилась замечательная сумка, в которой, как сказал мой друг, можно переносить котят.

От проекта у меня остались самые светлые воспоминания, несмотря на пасмурную погоду и дожди. У нас была веселая, добрая команда и атмосфера была непринужденной и творческой. И еще, мне кажется, что вещи, сделанные руками, имеют душу. Так что мой вердикт: нуж­но делать вещи своими руками и тогда они будут дарить тепло.

 

Паника и Владимир Александров, дизайнеры:

Для нас этот проект — как вода для рыб — был очень близким и по­нятным. Очень приятно бывать в среде единомышленников: узнавать, обсуждать, вдохновляться и создавать руками новые вещи, которые рождаются от переосмысления традиционных ремесел. Проект был очень искренним, побуждающим обратиться лично к себе, к своим се­мейным историям, воплотить свои творческие порывы!

 

 

Примечание

1. Увидеть отчеты о проекте из разных городов и посмотреть на саму мозаику можно на сайте: www.culture.pl/web/english/iculture.



Другие статьи автора: Каратеева Татьяна

Архив журнала
№28, 2013№29, 2013№30, 2013-2014№31, 2014№32, 2014№33, 2014№34, 2014-2015№20, 2011№27, 2013№26 ,2013№25, 2012№24, 2012№23, 2012№22, 2011-2012№21, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба