Доклад подготовлен на основе Форсайт-исследования будущего высшей школы в России в перспективе до 2030 г. и является первым документом в серии публикации результатов данного проекта.
На основании анализа публикаций российских и мировых «фабрик мысли» были выявлены основные тенденции развития высшей школы в развитых странах и определена особенность ситуации в России. В докладе представлены результаты масштабного Делфи-опроса, в котором участвовало 730 экспертов из 78 университетов и 30 организаций из 38 городов России. На основании Делфи-опроса были определены миссия и функции высшей школы, возможные критические ситуации, перспективные технологии в сфере высшего образования, научных исследований и инновационных разработок, которые будут оказывать влияние на развитие высшей школы в ближайшие десятилетия. Проведен анализ экспертных оценок реализуемых и перспективных мер государственной политики в области высшего образования, научных исследований и инновационной деятельности.
Содержание
Предисловие 1. Введение. Проблемное будущее образования 1.1. Меняющийся мир – изменяющееся образование 1.2. Глобальная «карта» образования 1.3. Кризис социально-антропологического проекта «Просвещения» – «Человек знающий» 1.4. Постиндустриальный переход – трансформация производства, общества и образования 1.5. Экономика России и высшая школа в контексте постиндустриального перехода 1.6. Контуры новых социально-антропологических проектов 1.7. Конкуренция образования с другими сферами деятельности за общественную значимость 1.8. Фальсификация и имитация образования как «симптом эпохи перехода» 1.9. Высшая школа перед выбором 2. Концепция исследования: цели, модель, метод 2.1. Модель ситуации 2.2. Структура доклада 2.3. Делфи-опрос экспертов: методика, инструментарий, экспертный пул 2.4. «Портреты» экспертных групп: «новаторы» и «консерваторы» 3. Будущее высшей школы в России: сценарии, миссия, функции 3.1. Социально-экономические контексты развития высшей школы в горизонте времени до 2030 г. 3.2. Возможные критические ситуации в горизонте времени до 2030 г. 3.3. Миссия высшей школы в будущем 3.4. Функции высшей школы в будущем 4. Технологии и форматы деятельности высшей школы в горизонте до 2030 г. 4.1. Перспективные технологии и форматы образовательной деятельности в высшей школе 4.2. Перспективные технологии и форматы исследовательской и инновационной деятельности высшей школы 5. Активность субъектов, определяющих будущее высшего образования, науки и инноваций 6. Управление высшей школой, государственная политика в отношении высшей школы 6.1. Альтернативные ориентиры государственной политики в отношении высшей школы 6.2. Меры государственной политики, направленной на стимулирование образовательной, исследовательской и инновационной деятельности 6.3. Возможные меры государственной политики, направленные на сокращение фальсификации и имитации образования в высшей школе 6.4. Возможные меры государственной политики, направленной на усиление исследовательской деятельности в высшей школе 6.5. Возможные меры государственной политики, направленной на усиление инновационной деятельности в высшей школе 6.6. Возможные меры государственной политики, направленные на усиление образовательной деятельности в высшей школе 6.7. Возможные меры государственной политики, направленные на усиление управления и экономики вузов 6.8. Возможные меры государственной политики в области взаимодействия высшей школы, бизнеса, власти и общества 6.9. Возможные меры государственной политики в области интеллектуализации общества 6.10. Возможные меры государственной политики в области формирования «коллективного интеллекта нации» 7. Заключение Список литературы Приложение А. Опросный лист эксперта Приложение Б. Методика анализа Приложение В. Данные опроса
Презентация доклада Полный текст доклада
|