Имя:
Пароль:

Доклады
На печать

«Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030»
Просмотров: 5391

«Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030»Доклад подготовлен на основе Форсайт-исследования будущего высшей школы в России в перспективе до 2030 г. и является первым документом в серии публикации результатов данного проекта.

На основании анализа публикаций российских и мировых «фабрик мысли» были выявлены основные тенденции развития высшей школы в развитых странах и определена особенность ситуации в России. В докладе представлены результаты масштабного Делфи-опроса, в котором участвовало 730 экспертов из 78 университетов и 30 организаций из 38 городов России. На основании Делфи-опроса были определены миссия и функции высшей школы, возможные критические ситуации, перспективные технологии в сфере высшего образования, научных исследований и инновационных разработок, которые будут оказывать влияние на развитие высшей школы в ближайшие десятилетия. Проведен анализ экспертных оценок реализуемых и перспективных мер государственной политики в области высшего образования, научных исследований и инновационной деятельности.

Содержание

Предисловие
1. Введение. Проблемное будущее образования
1.1. Меняющийся мир – изменяющееся образование
1.2. Глобальная «карта» образования
1.3. Кризис социально-антропологического проекта «Просвещения» – «Человек знающий»
1.4. Постиндустриальный переход – трансформация производства, общества и образования
1.5. Экономика России и высшая школа в контексте постиндустриального перехода
1.6. Контуры новых социально-антропологических проектов
1.7. Конкуренция образования с другими сферами деятельности за общественную значимость
1.8. Фальсификация и имитация образования как «симптом эпохи перехода»
1.9. Высшая школа перед выбором
2. Концепция исследования: цели, модель, метод
2.1. Модель ситуации
2.2. Структура доклада
2.3. Делфи-опрос экспертов: методика, инструментарий, экспертный пул
2.4. «Портреты» экспертных групп: «новаторы» и «консерваторы»
3. Будущее высшей школы в России: сценарии, миссия, функции
3.1. Социально-экономические контексты развития высшей школы в горизонте времени до 2030 г.
3.2. Возможные критические ситуации в горизонте времени до 2030 г.
3.3. Миссия высшей школы в будущем
3.4. Функции высшей школы в будущем
4. Технологии и форматы деятельности высшей школы в горизонте до 2030 г.
4.1. Перспективные технологии и форматы образовательной деятельности в высшей школе
4.2. Перспективные технологии и форматы исследовательской и инновационной деятельности высшей школы
5. Активность субъектов, определяющих будущее высшего образования, науки и инноваций
6. Управление высшей школой, государственная политика в отношении высшей школы
6.1. Альтернативные ориентиры государственной политики в отношении высшей школы
6.2. Меры государственной политики, направленной на стимулирование образовательной, исследовательской и инновационной деятельности
6.3. Возможные меры государственной политики, направленные на сокращение фальсификации и имитации образования в высшей школе
6.4. Возможные меры государственной политики, направленной на усиление исследовательской деятельности в высшей школе
6.5. Возможные меры государственной политики, направленной на усиление инновационной деятельности в высшей школе
6.6. Возможные меры государственной политики, направленные на усиление образовательной деятельности в высшей школе
6.7. Возможные меры государственной политики, направленные на усиление управления и экономики вузов
6.8. Возможные меры государственной политики в области взаимодействия высшей школы, бизнеса, власти и общества
6.9. Возможные меры государственной политики в области интеллектуализации общества
6.10. Возможные меры государственной политики в области формирования «коллективного интеллекта нации»
7. Заключение
Список литературы
Приложение А. Опросный лист эксперта
Приложение Б. Методика анализа
Приложение В. Данные опроса

Презентация доклада
Полный текст доклада