Имя:
Пароль:

Доклады
На печать

Доклад Национального Совета по разведке США «Глобальные тенденции. Парадокс прогресса»
Просмотров: 1530

Доклад Национального Совета по разведке США «Глобальные тенденции. Парадокс прогресса»ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. ПАРАДОКС ПРОГРЕССА

Доклад Национального Совета по разведке США

Мы живем парадоксальном мире. Достижения промышленной и информационной эпох формируют мир будущего — более опасный и обладающий большими возможностями. Человечество выбирает между будущими возможностями и опасностями.

В прошедшие десятилетия достигнут исторический прогресс в обеспечении связей между людьми, расширении прав и возможностей отдельных лиц, групп и государств, и в процессе этого – освобождение миллиарда людей от бедности. Но этот же прогресс также создал такие потрясения, как «арабская весна», глобальный финансовый кризис 2008 года и глобальный рост популистской политики, направленной против истеблишмента. Указанные потрясения показывают, насколько хрупкими были достижения, и подчеркивают существенные изменения глобального ландшафта, предвещающие мрачное и трудное ближайшее будущее.

В течение следующих пяти лет будет расти напряженность как внутри стран, так и между ними. Глобальный рост замедлится по мере аккумулирования все более сложных глобальных проблем. Геополитика будет определяться постоянно растущим кругом государств, организаций и отдельных лиц с расширяющимися правами и возможностями. Так или иначе, формирующийся глобальный ландшафт приближает конец эры американского господства, наступившей после окончания «холодной войны». Одновременно, возможно, заканчивается основанный на правилах международный порядок, возникший после Второй мировой войны. Это в значительной степени затруднит международное сотрудничество и управление в тех формах, которые ожидает общественность. Вето-игроки будут на каждом шагу угрожать блокированием сотрудничества, в то время как информация, создаваемая «эхо-камерами», усилит бесчисленные конкурирующие реальности, подрывая общепринятое понимание мировых событий.

В основе данного кризиса сотрудничества лежат местные, национальные и международные различия касательно надлежащей роли правительства в целом ряде вопросов — от экономики до окружающей среды, религии, безопасности и прав отдельных лиц. Дебаты о моральных границах — кому что причитается — станут более выраженными, в то время как расхождения в ценностях и интересах между государствами будут угрожать международной безопасности.

Возникает соблазн навести порядок в наблюдаемом хаосе, что в конечном итоге будет избыточно дорогостоящим в краткосрочной перспективе и потерпит неудачу в долгосрочной перспективе. Доминирование над увеличивающимся числом обладающих правами и возможностями участников в многочисленных областях потребует неприемлемых ресурсов в эпоху медленного роста экономики, финансовых ограничений и долгового бремени. Такие действия внутри страны приведут к концу демократии и возникновению авторитаризма или нестабильности, или того и другого. Хотя материальная мощь останется существенным инструментом геополитической и государственной власти, наиболее сильные деятели будущего для осуществления конкуренции и сотрудничества будут опираться на сети, взаимоотношения и информацию. Это урок, извлеченный из политики великих держав в ХХ веке, даже если эти державы должны вновь учить и повторять его.

Опосредованные войны США и СССР, особенно во Вьетнаме и Афганистане, были предвестником конфликтов после окончания холодной войны и нынешней борьбы на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Азии, в которой менее сильные противники препятствуют победе других сторон за счет использования асимметричных стратегий, идеологии и социальной напряженности. Угроза терроризма будет расширяться в предстоящие десятилетия с укреплением положения небольших групп и отдельных лиц, использующих в своих интересах новые технологии, идеи и отношения.

В то же время, государства продолжают сохранять силу и влияние. Китай и Россия будут действовать смелее, а региональные агрессоры и негосударственные участники будут находить возможности для преследования своих интересов. Неопределенность в отношении политики Соединенных Штатов, сосредоточившей в своем лице Запад и расшатывание нормативной базы и протоколов предотвращения конфликтов и защиты прав человека будут стимулировать Китай и Россию испытывать степень влияния США. При этом их агрессия в «серой зоне» и различные формы нарушений будут оставаться ниже порога горячей войны, но создадут значительные риски просчета. Излишняя уверенность в том, что материальная мощь позволяет сдерживать эскалацию, повысит риски межгосударственного конфликта до уровней, не наблюдавшихся со времен холодной войны. Даже если удастся избежать горячей войны, существующая модель «международного сотрудничества в тех областях, где оно возможно», например, изменение климата, скрывает существенные различия в ценностях и интересах между государствами и мало способствует ограничению попыток утверждения господства в регионах. Эти тенденции ведут к миру, разделенному на сферы влияния.

Ненамного лучше внутренняя обстановка во многих странах. Хотя десятилетия глобальной интеграции и развития технологий обогатили богатых и вывели из нищеты миллиард человек, в основном в Азии, это также привело к размыванию средних классов Запада и усилило оппозицию глобализации. В настоящее время потоки мигрантов самые большие за последние 70 лет, что вызывает опасения исчерпания ресурсов социального обеспечения и усиления конкуренции за рабочие места, а также укрепляет националистические анти-элитные движения. Медленный рост и вызванная технологическим развитием дестабилизация на рынках труда будут угрожать сокращению бедности и усиливать напряженность внутри стран в последующие годы, питая тот самый национализм, который способствует напряженности в отношениях между странами.

Однако это мрачное ближайшее будущее вряд ли является неизбежным. Будут ли ближайшие пять или 20 лет светлыми или мрачными зависит от трех вариантов выбора. Как отдельные лица, группы и правительства пересмотрят взаимные ожидания для создания политического порядка в эпоху расширения прав и возможностей отдельных лиц и быстро меняющихся экономик? В какой степени основные державы, а также отдельные лица и группы создадут новые модели или архитектуры международного сотрудничества и конкуренции? В какой степени правительства, группы и отдельные лица готовятся в настоящее время к многогранным глобальным проблемам, например, изменению климата и преобразующим технологиям?

Три сценария

Три версии или сценария будущего: «Острова», «Орбиты» и «Сообщества» показывают как тенденции и заслуживающие внимания варианты могут пересекаться, формируя различные пути в будущее. Эти сценарии дают альтернативные ответы на краткосрочную волатильность на национальном (Острова), региональном (Орбиты) и субгсударственном и транснациональном уровнях (Сообщества).

• В сценарии Острова исследуется реструктуризация мировой экономики, приводящая к длительным периодам медленного роста или его отсутствия, бросающая вызов как традиционным моделям экономического процветания, так и предположению о том, что глобализация будет продолжать расширяться. Этот сценарий подчеркивает проблемы правительств с точки зрения удовлетворения потребностей общества в экономической и физической безопасности в обстановке роста оппозиции населения глобализации, преобразования новыми технологиями сферы труда и торговли и усиления политической нестабильности. Он подчеркивает выбор, с которым столкнутся правительства в условиях, которые могут принудить некоторые страны закрыться, уменьшить поддержку многостороннего сотрудничества и принять протекционистскую политику, в то время как другие страны найдут пути использования новых источников экономического роста и производительности.

• В сценарии Орбиты исследуются будущие очаги напряженности, созданные конкурирующими крупными державами, ищущими свои собственные сферы влияния, пытаясь одновременно сохранить стабильность внутри страны. В этом сценарии рассматриваются каким образом тенденции растущего национализма, изменение характера конфликтов, возникающие прорывные технологии и уменьшение глобального сотрудничества могут вкупе повысить риск межгосударственного конфликта. Этот сценарий подчеркивает стоящий перед правительствами выбор политики, которая либо укрепляет стабильность и мир или же ведет к дальнейшему обострению напряженности. Сценарий рассматривает вероятность использования в момент чрезвычайного напряжения ядерного оружия, что заставляет человечество задуматься о том, чтобы это не случилось.

• Сценарий Сообщества показывает, как растущие ожидания общества и уменьшающиеся возможности национальных правительств дают шанс местным органам власти и негосударственным субъектам, бросить вызов традиционным представлениям об управлении. Информационные технологии остаются ключевым фактором, в результате компании, группы влияния, благотворительные организации и местные органы власти оказываются более гибкими, чем национальные правительства, в предоставлении услуг для привлечения населения к поддержке своих программ. Большинство национальных правительств сопротивляется этому развитию этого фактора, но другие переуступают некоторые полномочия возникающим сетям. Везде от Ближнего Востока до России стало труднее осуществлять управление.

Парадокс прогресса предполагает, что одни и те же тенденции, создающие краткосрочные риски, могут создать возможности также и для улучшения результатов в долгосрочной перспективе. Если миру удастся использовать эти возможности, будущее будет более благоприятным, чем предполагают наши три сценария. В условиях формирующегося глобального ландшафта, изобилующего сюрпризами и резкими изменениями, наиболее приспособленными к использованию таких возможностей будут устойчивые государства и организации, что позволит им адаптироваться к изменяющимся условиям, выдерживать воздействие неожиданных неблагоприятных факторов и принимать меры для быстрого восстановления. Они будут вкладывать средства в инфраструктуру, знания и отношения, которые позволят им выдерживать потрясения — экономические, экологические, социальные или кибернетические.

Аналогичным образом, вероятно, наиболее устойчивыми будут те общества, которые способны раскрыть и использовать полный потенциал всех лиц, будь то женщины и меньшинства, или тех, кто пострадал от недавних экономических и технологических тенденций. Они будут двигаться вместе с историческими течениями, а не против них, используя постоянно расширяющуюся сферу человеческого мастерства для формирования будущего. Во всех обществах, даже в самых неблагоприятных условиях, будут те, кто хочет улучшать благосостояние, счастье и безопасность других, используя преобразующие технологии для осуществления масштабных изменений. Одновременно справедливо и обратное — деструктивные силы будут обладать отсутствовавшими ранее правами и возможностями. Главная проблема правительств и обществ заключается в том, как сочетать индивидуальные, коллективные и национальные способности таким образом, чтобы обеспечить устойчивую безопасность, процветание и надежду.

Глобальные тенденции и основные последствия до 2035 года Богатые стареют, бедные не стареют. Население трудоспособного возраста сокращается в богатых странах, Китае и России, но растет в развивающихся, бедных странах, особенно в Африке и Южной Азии, расширяя экономику, занятость, урбанизацию, давление на системы социального обеспечения и стимулируя миграцию. Подготовка и повышение квалификации рабочей силы будет иметь решающее значение в развитых и развивающихся странах.

Мировая экономика меняется. Слабый экономический рост сохранится в ближайшем будущем. Крупнейшие экономики столкнутся с сокращением рабочей силы и уменьшением прироста производительности во время восстановления после финансового кризиса 2008-2009 годов с высоким уровнем долга, слабым спросом и сомнениями по поводу глобализации. Китай попытается перейти от длительного фокуса на экспорте и инвестициях к потребительской экономике. Низкие темпы роста экономики поставят под угрозу деятельность по сокращению бедности в развивающихся странах.

Технология ускоряет прогресс, но вызывает резкие изменения. Быстрый технологический прогресс приведет к увеличению темпов изменений и создаст новые возможности, но обострит разногласия между победителями и проигравшими. Автоматизация и искусственный интеллект угрожают изменить отрасли быстрее по сравнению с возможностями адаптации экономики, потенциально вытесняя рабочих и ограничивая обычный путь развития бедных стран. Биотехнологии, такие как редактирование генома, революционизируют медицину и другие области, одновременно обостряя разногласия в сфере морали.

Идеи и личности создают волну отчуждения. Рост глобального взаимодействия на фоне слабого роста экономики увеличит напряженность внутри сообществ и между ними. Популизм увеличится справа и слева, угрожая либерализму. Некоторые лидеры будут использовать национализм для усиления контроля. Религиозное влияние станет важнее и авторитетнее многих правительств. Почти во всех странах экономические факторы повысят статус и руководящие роли женщин, но возникнет также оппозиция этой тенденции.

Управлять становится все труднее. Население будет требовать от правительств обеспечения безопасности и процветания, но отсутствие роста доходов, недоверие, поляризация и растущий список возникающих проблем будут препятствовать деятельности правительства. Технология расширит круг игроков, которые смогут блокировать или обходить политические действия. Справляться с глобальными проблемами станет сложнее ввиду увеличения количества действующих лиц, включая НПО, корпорации и обладающие правами и возможностями отдельные лица, что приведет к большему числу специальных усилий и меньшему числу всеохватывающих усилий.

Меняется характер конфликта. Риск конфликта будет увеличиваться в связи с различающимися интересами крупных держав, расширяющейся угрозой терроризма, сохраняющейся нестабильностью в слабых государствах, а также распространением смертоносных, прорывных технологий. Дезорганизованные общества станут более распространенными, учитывая наличие высокоточного оружия дальнего радиуса действия, нацеленных на инфраструктуру дистанционных кибернетических и роботизированных систем и более доступных технологий создания оружия массового уничтожения.

Потребуют внимания проблемы изменения климата, окружающей среды и здоровья. Ряд глобальных опасностей создает неминуемые и долгосрочные угрозы, для предотвращения которых требуются коллективные действия, в то время как сотрудничество становится все труднее. Более экстремальные погодные условия, чрезмерная нагрузка на почву и водные ресурсы, отсутствие продовольственной безопасности приведут к дезорганизации обществ. Повышение уровня моря, увеличение кислотности океана, таяние ледников и загрязнение окружающей среды изменят образ жизни населения. Будет расти напряженность, связанная с изменением климата. Увеличение количества поездок и плохая инфраструктура здравоохранения затруднят борьбу с инфекционными заболеваниями.

Заключение

Эти тенденции будут сближаться в беспрецедентном темпе, затрудняя управление и сотрудничество, меняя характер власти и коренным образом изменяя глобальный ландшафт. В частности, тенденции в области экономики, технологии и безопасности расширят число государств, организаций и отдельных лиц, способных действовать косвенными методами.

Внутри государств политический порядок будет оставаться недостижимым и высокие уровни напряженности сохранятся до тех пор, пока общества и правительства не пересмотрят взаимные ожидания. Что касается отношений между государствами после окончания холодной войны, однополярный период закончился и международный порядок, основанный на правилах, принятых после 1945 года, также исчезает. Некоторые крупные державы и региональные агрессоры будут стремиться отстаивать интересы с помощью силы, но результаты окажутся мимолетными, поскольку они обнаружат, что традиционные материальные формы власти в меньшей степени способны обеспечить и поддерживать результаты в контексте распространения вето-игроков.

Читать доклад полностью »

Релевантные материалы: Бюллетень Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации… №5, 2016 «Созидание будущего»