Вадим Рабинович
|
С эвристикой (не с сократовской ли майевтикой?) и, тем паче, с Архимедовой эврикой - как будто всё ясно. А вот, говоря о поэтике (отречемся на время от учёных заморочек), будем пребывать в греческих видах - только в мелосах поэтического искусства, т.е. при начале творения - а где же ещё? - когда никакой культурологии (и даже философии) не было и в помине. А под поэтическим образом, как водится, будем разуметь поэтическую речь - подстать ручью, воздуху и пламенам. И при этом, боже упаси, не пересказывать на философский лад тайну поэтического, потому что речь поэта и речь философа - разные речи, хотя смысл присутствует и там и тут. Но если в случае поэта смысл в звуке, то в случае философа смысл в значении. Эта мысль Поля Валери была бы абсолютно верной, если бы значение не было бы никем и никогда положено на звук. Так бы и жили порознь. Но… эвристика. Но… поэтика. Конструкты, изобретаемые философом, всегда на пути к тайнам: воды, воздуха, огня; на пути к тайнам поэта, конгениального философу, формулирующему эвристику вперекор поэтике для того, чтобы стреножить тайну поэта, приручить её при понимании тщеты этой утопии - приручить… Мелос ложится на Логос в его, логоса, искусительности стать голосом. Иногда случается, когда луч пронзает слово случай. И тогда… «чем случайней, тем вернее…» (Пастернак). Начинаются опыты. Перешагни, перескочи, Бог знает, что себе бормочешь - Поэт записал: «11 янв<аря> кончил: последние 3 стиха. Начато ещё вес- Возвышенная, исполненная поэтизмов речь - всего лишь ноль без палочки в сопряжении с насущным: «Бог знает, что себе бормочешь…». «Сам затерял - теперь ищи…» Сам, и только сам - в надежде на случай. Авось, найдутся… А теперь пусть попробуют написаться эти стихи от действительной неприятности: потери ключей или очков. То есть того, что было (случилось) в начале (здесь же сказалось только в конце). Вот так и будешь ползать по всему метражу своей квартиры вслепую. И не будет тебе ни камня из пращи, ни сорвавшейся с ночного неба звезды… А теперь спросим: о чём это стихотворение? Оно - вовсе не о потерянных вещах и совсем не о возвышенном небесном. Оно - о том, как написалось это стихотворение, вдруг восставшее из божественного бормотания с виду ясных человеческих слов: очь-в-ночь… И это вдруг готовилось едва ли не год в скрежещущем столкновении быта и бытия, чтобы накоротко замкнуть весну 1921 и 11 января 1922 и, тем самым, пресуществись факт обыденного в акт поэтического. Эвристика, т.е. как сделалось, - упразднила поэтику как начало песни: «Бог знает, что себе бормочешь…». И - само бормотание изначальное: «Перешагни…», ведомое Богу (уже не присказка, а в самом деле - Богу, который то- Опыт № 2 Константина Случевского. Любовь по расчёту. Поэтическому. Упала молния в ручей. А что ручей до дна пронзён, Зато и молнии струя, Другого не было пути… Что случилось? Какой секрет здесь зашифрован? Нужно себя сжечь, Точнее, в начало речи: может быть, ручей неслышно булькнет. Неслушно? И потому не будет услышан? Но мы, читатели, видим неслышимое и слышим невидимое, потому что эвристически переоткрыты наши некогда любовные дни, ставшие прощёнными буднями в топике припоминания солнечного удара, случившегося не с нами - с нами - с другими… А поэт всё правильно расчислил. Опыт № 3: Сергей Есенин. «Море голосов воробьиных…» (1925). Море голосов воробьиных. И вот эти удивительные строки: Ах, у Луны такое, - Что это - «такое»? Какое оно - такое? Какая луна? И причём она здесь? Оказывается, Вержбицкий, друг и товарищ поэта, профессиональный китаевед, когда-то рассказал ему про китайского поэта YШ в. Ли Бо, который сидел на берегу озера по вечерам, смотрел на воду и видел, как отражается в ней Луна, в которую он влюбился. И он кинулся в воду за этой Луной! Есенин забыл этот сюжет, но помнил что-то такое… Вот оно какое это самое «такое»! И на этом - собственно поэтическом - держится всё стихотворение. Мелос - Опыт № 4. Хлебников в начале 1908 года: Там, где жили свиристели, Почему глаголы во множественном, а стая в единственном? Не потому ли, что каждый времирь - квант времени, и все они - на одно лицо - сбились в одну - тоже лёгкую - стаю? А может быть, стая лёгких воробей, разливших свои голоса морем и окликнувших Ли Бо из УШ века, а с ним и Есенина из 20-х годов, а спустя ещё полвека подлунный Китай уничтожит всех своих воробьёв, а времири Хлебникова всё пролетают по российскому поднебесью, а мы припадаем к случевскому ручью, не услышавшему своей молнии, лишившейся в соитии с ручьём собственного бытия… И ни к чему все эвристики, и дебри всех секретов, а с ними все мраки энигм. И только хрустальное чюрли- Бог знает, что себе бормочешь… Спрашивается: нужна ли здесь культурология (= философия)? Только как провокаторша для промыва ушей и промывки горлышка выпавшего из стаи и залетевшего в приоткрытую форточку московской коммуналки Велимирова времиря… Опыт № 5, заключительный: Между тем. Не между чем и чем, тем или этим. И даже не между быть или не быть, А если не там, то где? И причём тут хайку и все русскоязычные хоккуисты с нею (или с ним?), если речь о поэтическом как субстанции? Оно столь же японское, сколь и есенинское, и латинское (inter esse - вместе с Эпштейном), и литовское (Чюрлёнис), и испанское тож (Лорка). Чувство… Для всех времён сразу, но для каждого времени в отдельности. Взрыв чувства в противовес «ровному тону». Но… на фоне «ровного тона» - «синие ночи андалузских безлюдий». Лорка: Мне и вправду мало дела Мало или много? Это не так уж и важно, потому что в пространстве между тем возможно всё. Вдруг и сразу… Апофатика философского во имя катафатики поэтического. Опубликовано: Вопросы философии, 2009, №9.
|
20 февраля 2010 | Рубрика: Библиотека » Портреты |