Имя:
Пароль:

Михаил Степанов
Аппаратное понимание медиа

Ламберт Визинг представил 6 ответов на вопрос: «Что такое медиафилософия?». Нас привлекает последняя шестая позиция, а именно: Медиафилософия как философия осуществляемая через медиа. В немецком оригинале: Medienphilosophie als die von den Medien praktizierte Philosophie. Исходя из этой позиции ‑ медиа есть то, что позволяет проводить определённую практику философствования, они позволяют писать, читать, чувствовать, слышать и видеть, и каждый раз по новому, в каждый культурный переход средств медиа, через них прочитывается, слышится и видится нечто особенное, специфическое историческое. Выделяя новые моменты, меняя точки взора, медиа переписывают реальность, которая становится возможной только благодаря медиа.

Дарья Колесникова
Контуры медиафилософской рефлексии

Медиафилософия понятие столь спорное и проблемное, сколь необходимое и насущее. В то время как одни пытаются поместить медиафилософию в строгие рамки фундаментальной дисциплины, другие пропагандируют отказ от академичности и уклон в медиаискусство. Скептики видят в медиафилософии проект небольших обновлений с ограниченной миссией, чтобы разрешить насущные проблемы философии, в то время как медиаоптимисты готовы с головой нырнуть в практику медиа. Паралелельно в рамках различных научных школ и сообществ принимаются попытки внести ясность в контуры медиафилософской рефлексии, проводятся конференции, семинары, фестивали и выставки.

Гюльнара Хайдарова
MEDIUM боли

Речь о боли актуальна в любой культуре, в каждую эпоху существовали свои представления о ней. Поэтому анализ представлений о боли в определенном культурном контексте проливает свет на само общество, задает масштаб его “гуманности”, рациональности, цивилизованности. Боль дана каждому как первоопыт, поэтому имеет объединяющий все живые существа характер. Боль – онтологическое условие существования. Актуальна смена культурной стратегии: боль необходимо не преодолевать, но адаптироваться к ней. Устранение и забвение боли химико-фармакологическими и медиа-технологическими средствами ведет к обострению болезни.

Валерий Савчук
Российский домен медиафилософии

В статье речь идет о современном состоянии медиафилософии в России, об этапах становления медиафилософии как дисциплины, о возможных направлениях исследованиях отечественных исследований в области медиа.

Валерий Савчук
О предмете медиафилософии

Статья вводит читателя в современной контекст медиафилософии одновременно и фиксируя необратимость становления медиареальности, и заостряя акцент на ключевой для XX – XXI века трансформации активности субъекта переходящей к объекту: не субъект говорит, видит, воспринимает, а язык говорит, образ видит, а медиа воспринимают субъектом. Следуя логике важнейших «поворотов» в культуре XX века (онтологический, лингвистический, иконический), автор предлагает следующий — медиальный поврот, из которого проистекает ключевой тезис медиафилософии – все есть медиа. Обосновываются границы разрешимости этого тезиса.

Константин Шевцов
МЕДИААРХИВ И МЕДИАКОММУНИКАЦИЯ

Подобно времени, по известному признанию Августина, медиа мы знаем лучше всего тогда, когда не спрашиваем себя, что же они такое. Связывая в непрерывный поток разнообразные фрагменты информации, они сами как будто отступают в область чистой несказанности, даже тогда, когда нам известны все параметры сетей и передающих устройств, способы кодирования сообщения и психофизиологические механизмы его восприятия. Медиация различного остается необходимым, но совершенным неизвестным основанием предустановленной гармонии мышления, вне которой все усилия рефлексии рассыпаются в бессодержательность избитых суждений и неразборчивый хаос парадоксов.

Евгений Павлович
Социально-экономическая сущность зрелища

Предметом исследования выступает зрелище - элементарное бытие общества зрелищ. Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть суть данного явления и, тем самым, прояснить один из центральных концептов ситуационизма. Для достижения этой цели применяются формально-логический метод и ситуационистские методы высвобождения, или «детурнемана». В статье даются различные определения зрелища; подчёркивается, что общество зрелищ – это вид буржуазного общества, экономической клеточкой которого является зрелище, или образ-товар; отстаивается необходимость рассматривать зрелище не как параллельное товару образование, а как образную форму товара, существующую наряду с вещественной формой; обсуждается новый, свойственный обществу зрелищ, тип товарного фетишизма, намечаются возможные пути его преодоления.

Катерина Кртилова
Медиатеория/Медиафилософия

Первой перспективой, исходя из которой я хотела бы взглянуть на медиафилософию, является перспектива международных исследований в области медиа, в рамках которых медиафилософия до сих пор остаётся периферийным явлением, если речь не идет о Германии и германоговорящих странах.

ОТЧЕТ О РАБОТЕ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ (СПбГУ, 28-31.08.2011)

Мероприятия Центра медиафилософии обычно сопровождаются яркими и символически насыщенными иллюстрациями известных фотографов Петербурга. В этот раз идейным художественным сопровождением стало творчество Константина Водяницкого. Его работа из серии «Поиски непарного шелкопряда» весьма выразительно указывала на фигуру как преподавателя, так и студента. Помещенный в контекст обучения в Летней школе снимок иронизирует над унификацией, общим местом, стулом, речью, школой, традицией, дисциплиной и нормой.

Справка о деятельности Исследовательского центра «Медиафилософия»

Справка о деятельности существующего научного исследовательского центра (исследовательского коллектива) за последние 3 года

Ламберт Визинг
ШЕСТЬ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС «ЧТО ТАКОЕ МЕДИАФИЛОСОФИЯ?»

Конец ХХ – начало ХХ1 века ознаменованы активным обсуждением проблематики медиафилософии философским сообществом. Заведующий кафедрой теории изображения Йенского университета (Universität Jena), президент немецкого общества эстетики Ламберт Визинг (Lambert Wiesing) представил 6 ответов на вопрос: «Что такое медиафилософия?», явившихся результатом интердисциплинарного семинара в г. Веймаре (Германия, 2005 г.).