Все журналы
Все авторы
45680 публикаций
25892 авторов
Все лекции

В рубрике «Портреты» Интелрос представляет работы Дмитрия Замятина — лауреата Премии Андрея Белого 2011 года

В рубрике «Портреты» Интелрос представляет работы Дмитрия Замятина — лауреата Премии Андрея Белого 2011 года Среди представленных работ Дмитрия Замятина публикуется эссе «Геокаллиграфия» из книги «В сердце воздуха», за которую автору была присуждена премия Андрея Белого в номинации «Исследования».

Россия и нигде: географические образы и становление российской цивилизационной идентичности
…Пространство и цивилизация оказываются как бы нераздельным, целостным ментальным и, что важно, пространственным образованием… Понятая и воспринятая таким «пространственным» способом российская цивилизационная идентичность начинает свой постепенный, очень медленный и болезненный дрейф в сторону автономизации, самоосмысления себя как явления, находящегося уже вне «тёплой» и родной европейской идентичности, но многим обязанной именно ей.

Локальные истории и методика моделирования гуманитарно-географического образа города
Столкновение и взаимодействие двух разных систем географических координат, разных систем географических представлений об окружающем мире позволяет уловить скрытый, малодоступный «нерв» — модель перехода, смещения традиционных географических образов и понятий в новые географические пространства, «работающие» уже по другим законам…

Геокаллиграфия
Они вторгаются упорно и беспощадно; их почёрк угрюм, настойчив, самоуверен. Земли их вычерчены и нарисованы где-то там, далеко, а здесь они ходят по кругу однообразно – их почерк не летящий, но топорный, приземлённый, неуклюжий. Желаешь увидеть варвара в этом письме – смотри: оно слишком изощренно и искусственно, язык варварский ложится вязью рваной, неровной, дерюжной. За тканью письма – пустота заёмная, ненастоящая, ватная… Почерк иностранных варваров

Геономика: пространство как образ и трансакция
…какие-либо представления земного, географического пространства фактически не возможны без учёта пространственного характера самих этих представлений; это своего рода «сделка» человеческого сознания с пространством, «требующим» предварительной ментальной фиксации в виде специфических продуктов и результатов познания – образов, являющихся в содержательном смысле трансакциями геосоциокультурного мышления…

Круглая вечность. Образная геоморфология романа Андрея Платонова «Чевенгур»
…немыслимая овражная теснота, ведущая к аннигиляции любой возможной близи и сопровождаемая разрастанием угрожающей всему и вся дали .., взрывается новым потоком — потоком, разрушающим образный «беспредел» Земли. По сути дела, гибель Чевенгура можно трактовать в образно-символическом смысле как своего рода «обрушение» нависающей дали, ставшей слишком ненадежной кровлей пространства абсолютного коммунизма вместо традиционного и привычного в своей природно-равнодушной космологической роли Неба…

Локальные мифы: модерн и географическое воображение
Локальные мифы, будучи одним из устойчивых типов пространственных представлений, претерпевают в эпоху модерна столь существенные системно-структурные изменения, что оказываются … принципиально, жизненно, экзистенциально важными компонентами вúдения не только прошлого и настоящего, а также и будущего…

Стрела и шар: введение в метагеографию Зауралья
…метагеографический образ Зауралья можно рассматривать как стрелу, пронизывающую, протыкающую «дымящийся шар» Сибири и как бы заставляющую его превращаться, трансформироваться в ряд самовоспроизводящихся спиралей, создающих одновременно пространственный эффект ретроспективы и перспективы, «геограмму» всех возможных локальных мифов и текстов, культурных ландшафтов, становящихся уже уникальными представлениями закрепляющихся тем самым мест…

Метагеографические оси Евразии
Онтологические и метагеографические достижения русского авангарда … стали именно той «точкой схода», в которой можно говорить об очевидном становлении и оформлении российско-китайской метагеографической оси.
…китайский каллиграф, художник, поэт лишь приобщается к Небу посредством своих творческих опытов, сосредотачивая небесную энергию в конкретных, точно обозначенных и выверенных местах – тогда как русский авангардный художник, писатель, архитектор, скульптор, творя собственное произведение, всякий раз пытается оказаться «по ту сторону пространства», где энергетика Неба растворяется тотальной безместностью Земли...

Неуверенность бытия: образы дома и дороги в фильме Андрея Тарковского «Зеркало»
Удивительное место памяти детства слагается не просто из преображенных, наполовину забытых и вновь воображенных воспоминаний; гений воссоздает своё место как ментальное пространство мнемонических и одновременно географических образов, направленных ретроспективно в будущее как идеальный, утопический ландшафт…

На краю вечности. Образ наследия в культуре
…всякие культуры нуждаются в некоем образном «зеркале», в котором они смогут зафиксировать и закрепить свою столь необходимую уникальность. В качестве такого «зеркала» иногда выступает образ природы, но этого фундаментального образа становится мало, недостаточно, когда культуры сосуществуют, зная или предполагая друг о друге; тогда образуется, создается своего рода феноменологический «промежуток», «пустота», требующая либо когнитивного/образного заполнения, либо «сильного» в онтологическом плане операционального ответа – будь то построение огромной пирамиды или создание всеобъемлющей теории Вселенной…


Замятин Дмитрий Николаевич – доктор культурологии, кандидат географических наук, руководитель Центра гуманитарных исследований пространства Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, ведущий научный сотрудник Центра глобалистики и компаративистики РГГУ

07 декабря 2011

Новости дня Мониторинг зарубежной прессы
Права человека в России: НПО "Мемориал"* как никогда подвергается опасности
Особое излучение может убивать Covid-19 и полиовирус, сообщают израильские ученые
TikTok, Snapchat и Instagram связали с депрессией в среднем возрасте
НАС ЧИТАЮТ В 161 СТРАНЕ
Free counters!
Поддержите нас
ЛЕКЦИЯ ДНЯ

Все лекции



АЛЕКСАНДР НЕКЛЕССА
БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ МЫ ИЗБИРАЕМ

Последние выпуски бюллетеня "ИНТЕЛРОС - Интеллектуальная Россия" можно приобрести в магазине "Фаланстер".

БУДУЩЕЕ КАК НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПРОЕКТ

free counters
Copyright © . Журнал "ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия". Все права защищены и охраняются законом. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-18303. При полном или частичном использовании материалов, разрешенных к воспроизведению, ссылка на журнал "ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия" обязательна (в Интернете – гиперссылка на www.intelros.ru). Адрес электронной почты редакции: intelros@intelros.ru. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламе и объявлениях.
Яндекс.Метрика liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru