№7(63), июль 2008
НЕ СУДИТЕ?
Размышления о простой евангельской заповеди, которую почему-то так трудно исполнить
Почему христианство так категорично запрещает осуждение ближнего? Ведь осуждают люди друг друга отнюдь не за выдающиеся заслуги и добродетели, а за безнравственное поведение. Или, выражаясь языком христианской аскетики, — за грехи. Но разве грех, с точки зрения Церкви, не достоин порицания?
Мы плохо помним свою историю — внуки расстрелянных за веру христиан часто и не знают, что их деды прославлены как святые. Внуки палачей тем более не знают, кого их деды сажали в тюрьмы, кого пытали на допросах. Мы до сих пор живем так, как будто не было ни красного террора, ни сталинских репрессий — и быть не может, чтобы короткая историческая память объяснялась только недоступностью архивных данных. Русскую Православную Церковь все чаще называют Церковью новомучеников. Никогда еще за всю историю христианства ни в одной Поместной Церкви не погибало за короткий промежуток времени столько священнослужителей и мирян, не появлялось такого количества святых. Их подвиг не должен быть забыт. Мы публикуем рассказы о новомучениках — рассказы о настоящей верности Богу перед лицом смерти. Это не только попытка трезво взглянуть на наше прошлое. Скорее, это попытка рассказать друг другу о будущем — о том, что никогда не должно повториться, и о том, что мы еще в силах сделать ради Христа здесь и сейчас.
Не будет большим преувеличением сказать, что религиозное («православное») состояние современного российского общества с внешне-формальной стороны описывается двумя основными цифрами: от 60 до 80% (по разным опросам) россиян считают себя православными и не более 10% от этого числа прибегают к таинственной жизни Церкви, то есть не только регулярно ходят в храм, но исповедуются и причащаются. Само по себе это ни хорошо и ни плохо, скорее — естественно, если не более того: разве можно ждать чего-то большего спустя всего 20 лет после окончания эпохи «всеобщего атеизма»!
Проблема отношений священников и прихожан, а также в целом проблема церковных приходов оказались в центре внимания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Во многом, вызвано это тем, что строительство и реставрация храмов сегодня намного опережает создание сплоченных христианских общин, без которых полноценная церковная жизнь невозможна.
Сегодня не существует объективных проблем и препятствий для создания сильного прихода. Такие общины возникают не только в городах, но даже в сельской местности. Главное — желание и усилия священника. Если это есть, то, несмотря на общую инертность людей, которой сейчас действительно страдает наше общество, обязательно найдутся те, кто поддержат эту инициативу.