№8(64), август 2008
Теодор Курентзис: СКОРБЬ И БЛАГО ИСКУССТВА
Он гражданин Греции, но уже много лет живет в России. Он мог бы работать в любой мировой столице, но предпочел российскую провинцию. Он ищет в музыке истину и подлинность, и считает, что при хорошем исполнении может случиться чудо. Наш гость — главный дирижер Новосибирского государственного театра оперы и балета Теодор Курентзис.
Авторы: Константин МАЦАН, Ева ВАСИНА
БОГ И ТЕОРЕМА ГЕДЕЛЯ
Как математика ударила по атеизму
«Малое знание уводит от Бога, большое — приводит к Нему», — говорил английский мыслитель XVII века Френсис Бэкон. Со мной произошло именно так — благодаря изучению математики. А началось все с того, что в десять лет я случайно наткнулся на научно-фантастический роман про межпланетные путешествия, прочел залпом — и увлекся астрономией. Начал читать популярную, а затем и более серьезную литературу, делал простейшие астрономические приборы, наблюдал за звездным небом.
Автор: Виталий КАПЛАН
О Свято-Алексиевской Пустыни я впервые услышал года два назад на Рождественских образовательных чтениях. Тогда за чаем в буфете один седой профессор сказал, что видит в Пустыни прообраз православного академгородка; на что стоявший рядом пожилой диакон добродушно заметил: «Вера и наука – два медведя, которые никогда не уживутся в одной берлоге!» Профессор горячо возразил: «А вот у Василенко уживаются! Я, как ботаник, был потрясен тем, что там увидел...»
Автор: Дмитрий ШЕВАРОВ
"ВЫСОКИЕ" ПОРЫВЫ ИЛИ ТЩЕСЛАВИЕ?
Как быть, когда имеющаяся любовь к Богу, плач о грехах, желание стать по-настоящему добрым, а не лицемерным, и даже стяжание Духа Святого (самая высокая цель христианской жизни), на уровне подсознания оказываются только средствами достижения другой цели — казаться хорошим в глазах окружающих? Выходит, что самые «высокие» порывы моей души на практике — обычное тщеславие?
Мы плохо помним свою историю — внуки расстрелянных за веру христиан часто и не знают, что их деды прославлены как святые. Внуки палачей тем более не знают, кого их деды сажали в тюрьмы, кого пытали на допросах. Мы до сих пор живем так, как будто не было ни красного террора, ни сталинских репрессий — и быть не может, чтобы короткая историческая память объяснялась только недоступностью архивных данных. Русскую Православную Церковь все чаще называют Церковью новомучеников. Никогда еще за всю историю христианства ни в одной Поместной Церкви не погибало за короткий промежуток времени столько священнослужителей и мирян, не появлялось такого количества святых. Их подвиг не должен быть забыт. Мы публикуем рассказы о новомучениках — рассказы о настоящей верности Богу перед лицом смерти. Это не только попытка трезво взглянуть на наше прошлое. Скорее, это попытка рассказать друг другу о будущем — о том, что никогда не должно повториться, и о том, что мы еще в силах сделать ради Христа здесь и сейчас.
ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТАЛО ГЛАВНЫМ ИТОГОМ СОБОРА?
Пожалуй, одним из главных итогов собора я бы назвал принятие концепции о достоинстве, свободе и правах человека. Это событие фундаментально важно с точки зрения позиционирования Церкви в обществе, да и вообще эта концепция, на мой взгляд, — ключ к пониманию сути отношений Церкви и общества. В этом плане позиция, которую Архиерейский Собор занял в отношении епископа Диомида, созвучна церковному учению о правах человека. В православном мировоззрении человек, индивид не пуп земли и не конечная мера всего, как для гуманистов. Смысл существования для христианина — в чем-то большем, чем он сам.
ГЛАВНОЕ О ГЛАВНОМ
Решения Собора крупным планом
Архиерейский Собор рассмотрел множество вопросов различной степени важности. Но особое место среди них занимали четыре темы: учреждение церковного суда, отношение Церкви к теории и современному практике прав человека, единство Русской и Украинской Церквей, а также наиболее популярная в СМИ «проблема епископа Диомида». Вокруг каждого из этих вопросов возникло бурное обсуждение как в рамках соборной дискуссии, так и вне их. И нередко выходило так, что за мнениями внешних экспертов терялось мнение самих епископов, в результате чего было не до конца понятно: какую именно проблему они в действительности обсуждали на своем заседании, а что к их повестке дня досочинили в газетах и интернете.
Автор: Алексей СОКОЛОВ
Вот уже почти двадцать лет церковные расколы разделяют украинское общество, являясь источником постоянных конфликтов. Они чрезвычайно ослабляют Церковь, препятствуя ее миссии в обществе. Более того, с каждым годом стена, которая разделяет православных в нашей стране, становится все крепче и выше.
Архиерейский Собор — высший орган церковного управления. Епископы как представители церковной власти собираются вместе для коллегиального решения накопившихся проблем и вопросов. Обсуждаться при этом могут самые разные темы — от выборов Патриарха до создания новых епархий.
Прошедший в конце июня Архиерейский Собор Русской Православной Церкви сопровождался шумихой в прессе, касавшейся не столько его содержания, сколько информационной «пены» вокруг него. Внимание журналистов и общества было приковано к уличным пикетам и громким политическим заявлениям, в результате по-настоящему актуальные церковные проблемы и ключевые решения для многих прошли незамеченными. В то же время Собор имел значение не только в церковной, но и в общественной жизни. Потому что когда на столь высоком уровне решаются вопросы возрождения в России церковного суда, отношения Церкви к правам человека, миссионерской политики Церкви, сохранения ее единства, поиска концептуально нового подхода к развитию духовного образования и многие другие — это более чем серьезно.
Архиерейский Собор 2008 года обсудил около двух десятков наиболее актуальных тем, связанных с жизнью Русской Православной Церкви
Моя бабушка любила повторять, обращаясь к детям и внукам: «Всех бы вас в сердце вместила». Много пережившая, она готова была понести горести и тяготы родных людей, страстно желая оградить их от всякого рода проблем. Бабушкино сердце стремилось стать защитой, способом уберечь близких от грозящих им напастей. Она была настоящей христианкой и щедро дарила свою любовь не только родным, но всем, кто сталкивался с ней на ее долгом жизненном пути.
Автор: Владимир ЛЕГОЙДА
С 20 по 23 июня в преддверии Архиерейского Собора в Москве и в Сарове прошла очередная конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», посвященная на этот раз изучению судеб и наследия российских новомучеников XX века. Впервые в стенах Московского Государственного Университета о российских новомучениках говорили на таком высоком уровне: в открытии конференции приняли участие ректор МГУ Виктор Садовничий, министр юстиции Александр Коновалов, глава синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и другие. Столь представительный состав был не случаен: одна из главных задач конференции — собрать людей науки, Церкви и государственных чиновников для совместного разговора. Во многом с этой задачей удалась справиться.
Автор: Алексей СОКОЛОВ
Известно, что зачастую некая самоизоляция от государства возводится в ранг религиозной добродетели. На самом деле пренебрежение законом можно пытаться оправдать лишь в том случае, когда личная нравственность человека на порядок выше той планки, которую задает нравственность общественная.