Журнальный клуб Интелрос » Антропологический форум » №18, 2013
Александр Григорьевич Козинцев
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
(Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург
agkozintsev@gmail.com
Юмор — особое отношение человека к противоречивому миру или противоречивое отношение его к миру, таков традиционный взгляд. Создатели современных лингвистических теорий словесного юмора1 полагают, что противоречие заключено в семантике текста — в его отношении к реальности, подлинной или созданной фантазией [Raskin 1985; Attardo, Raskin 1991; Attardo 1994; 2001; Ritchie 2004]. Субъект поставлен перед необходимостью выбора между двумя противоречивыми интерпретациями объекта. Противоречие возникает по-разному: либо объект трактуется реалистично, но двусмысленно [Shultz 1972], либо трактовка основана на фантазии и ущербной логике ([Suls 1972]; сравнение этих разновидностей см. в: [Ritchie 2004: 55–57; Apter, Desselles 2012]). От субъекта же требуется мгновенное переосмысление объекта. Когнитивные лингвисты называют это «сменой фреймов»