Журнальный клуб Интелрос » Антропологический форум » №8, 2008
Юлия Виссарионовна Чернявская
Белорусский государственный университет культуры и искусств,
Минск, Беларусь
Кровь и культура В эссе «Мы — польские евреи» Юлиан Тувим писал, что существуют два представления о крови — о той, что течет в жилах, и о той, что течет из жил. Первое предполагает, что аффилиация людей зиждется на «кровной» сопричастности и параметры дихотомии «свой — чужой» зависят от чувства «крови и почвы». Второе — цементирующая общую идентичность память о коллективной трагедии этноса. Впрочем, Тувим говорил не об общей самоидентификации, он говорил о себе: о том, что он, чувствующий себя именно поляком и именно польским поэтом, невзирая на кровь, текущую в жилах, не может не осознавать себя евреем в то время, когда кровь льется из жил. Именно потому даже те, кто призывает к выработке космополитического сознания и к вхождению в мировую культуру, спотыкаются о собственную этничность, когда кто-то ставит под сомнение древность происхождения, высоту ценностей и самобытность их этносов. Поэтому автор-армянин, только что говоривший о недопустимости отрицательных гетеростереотипов, на страницах учебника раз за разом повторяет клише о звериной сущности турок — и именно через эту призму рассматривает мораль и ценности сегодняшних турок. По тому же принципу и неодобряемые действия российских властей, и скандальный роман московского писателя, и сомнительное поведение человека в бытовой ситуации объясняются имперскими амбициями, которые у русских якобы «в крови». Впрочем, подобные обвинения продуцируются и с другой стороны — с той, где «в крови» у русских оказываются великая соборная идея и мессианское предназначение. Конечно же, имеется в виду культура — третья, символическая ипостась «крови»