Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2019

Анна Рогова
Социальная среда для подростков как источник рисков и возможностей в процессе социализации

Рогова Анна Михайловна

Санкт-Петербургский государственный университет

старший преподаватель кафедры Теории и практики социальной работы,

кандидат социологических наук,

 

Rogova Anna M

Saint-Petersburg State University

Тeacher of kafedra of Theory and practice of social work

Candidate of sociological science

e-mail: anna7r@mail.ru

УДК: 316.4

 

Социальная среда для подростков как источник рисков и возможностей в процессе социализации

Аннотация:  В статье рассказывается о специфике и проблемах социализации подростков. Автор рассматривает социальную  подростковую среду, ее компоненты, социальные  ресурсы, которые она дает, и риски которые она вызывает. Отмечено, что необходимо в процессе социализации  создание подростковой среды, где минимизированы риски и использованы социальные  возможности.

Ключевые слова:  проблемы социализации подростков, социальные риски, специфика социальных рисков, социальные ресурсы, социальная подростковая среда, компоненты социальной среды

 

Social environment for adolescents as a source of risks and opportunities in the process of socialization

Abstract: The article describes the specifics and problems of socialization of adolescents. The author examines the social teenage environment, its components, the social resources that it gives, and the risks that it causes. It is noted that it is necessary in the process of socialization to create a teenage environment where risks are minimized and social opportunities are used.

 

Key words: problems of socialization of teenagers, social risks, specific social risks, social resources, social environment, adolescent, components of the social environment

В современном мире социализация детей, подростков и молодежи постепенно все усложняется. Это связано с тем, что увеличивается динамичность жизни и скорость социальных изменений. Одной из проблем социализации отмечают несоответствие качества молодежи и требований времени к новому типу личности.  В то же время, от молодого поколения требуется быстро реагировать на вызовы времени, чтобы адаптироваться к социальным изменениям и преобразовывать современный мир.

Изучая специфику социализации, исследователи отмечают: усложнение процесса социализации(воздействует все больше факторов и условий), увеличение сроков освоения различных социальных ролей, разрыв между физиологическим и социально-психологическим взрослением подростков, трансформацию самих институтов и факторов социализации, их изменения под воздействием времени. Отмечают, что современные механизмы передачи социального опыта устарели, что для успешной социализации необходимо менять технологии социального и социально-педагогического воздействия на молодежь и подростков. Это связано с тем, что многие традиционные институты, агенты и факторы социализации не умеют сами быстро адаптироваться к изменениям.[6 ].

Одной из задач социализации подростков должно стать формирование у них таких качеств, которые позволят им уметь использовать возможности социальной среды и  быть устойчивым к рискам. Этого можно достичь, если изучить специфику современных подростков и специфику подростковой социальной среды.

Таким образом,  актуальной проблемой изучения процесса социализации является выявление и описание специфики объекта социализации (подростков), специфики субъекта (социальных институтов и агентов социализации), специфики и механизма социального взаимодействия, характера социальных рисков, а также возможностей, даваемых социальной средой.

Под социальной средой мы понимаем то место, где большую часть времени находиться объект социализации, под влиянием которой формируется его понятие об образе жизни, формируется его собственное кредо, что направляет его дальнейшее развитие и характеризует как личность.[4]

Большинство исследователей, изучающих социализацию молодежи (Иваненков, С.П., Слуцкий Е.Г., Лисовский В.Т., Кон И.С.) указывают на следующие компоненты подростковой среды: семья, школа, неформальные группы товарищей, досуговые, культурные и просветительские учреждения для проведения свободного времени, Интернет, СМИ, государство, общество в целом. Компоненты могут различаться в зависимости от места проживания, региона,  социально-экономического статуса семьи и ряда других условий.

Нас в этом ключе  интересует социальная среда подростка в дихотомии риски-возможности (ресурсы) и специфика ее воздействия, включая негативное  и позитивное.

У. Бек, автор концепции «общества риска», понимает под риском систематическое взаимодействие с угрозами и опасностями, индуцируемыми и производимыми процессом модернизации [2].

В контексте изучения рискованного поведения подростков, изменилось и содержание понятия «риск». Рискованное поведение возникает под влиянием тех или иных факторов риска и является явно или потенциально опасным как для самого индивида  и для окружающих его людей, так и для общества в целом.

  1. Как указывает Хломов К.Д., подростковый риск – это прежде всего ожидаемое неблагополучие. Рискуя, подросток сообщает что-то о себе и пытается сделать с самим собой, с другой – сообщает что-то обществу[12].

Выделяют следующую специфику социальных рисков, с которыми сталкиваются подростки:

1)сегодня подростковые риски достаточно динамичны и отличаются от рисков в предыдущем поколении;

2) рисков стало больше, увеличивается скорость распространения девиантных форм поведения, что требует от программ профилактики рискованного поведения подростков новых подходов;

3) общество стало менее стабильным, изменился характер коммуникации в подростковой среде, появилась возможность выбор из множества вариантов жизненного пути;

4)часть социальных рисков переместилась в Интернет, в социальные сети;

5)появились новые виды зависимостей, опасность которых недооценена и не изучена, чаще всего это нехимические зависимости (бьюти-зависимость, фитнес-зависимость, шопоголизм, гаджет-зависимость и другие) [3].

Отдельного внимания требует изучение ресурсов социальной среды для подростков, которым в исследованиях уделяется меньше внимания. Так, отдельные институты социализации СМИ, интернет, подростковая компания представлены только как источники формирования девиантного и рискованного поведения..[5]

Возможности или ресурсы социальной среды –это те материальные и духовные условия, которые можно и необходимо использовать для удовлетворения нужд и потребностей.[1]

Исследователи отмечают, что один и тот же  фактор социализации может выступать источником рисков так источником и возможностей [8].

В научной литературе подростки выделяются чаще всего как социально-демографическая группа, наиболее подверженная рискам социальной среды и рискованному поведению. Это объясняют  как увеличением числа социальных рисков, рождаемых  социальной средой, так и отсутствием жизненного опыта подростков.

Отмечая специфику современных подростков,  исследователи выделяют следующие особенности, как негативные, так и позитивные:

  • Много времени проводят у телевизора, в сети Интернет, увлечены гаджетами, смартфонами, компьютерными играми
  • Уменьшение времени на личностное общение, замена его на общение в соц сетях, где можно казаться лучше, придумывая себе новое имя и статус.
  • Мало читают, что снижает креативность мышления
  • Быстрая утомляемость, спонтанность, хаотичность поведения, у многих отмечают высокий уровень тревожности
  • Гиподинамия
  • Нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение, в крайних формах жесткость и агрессивность
  • Социальная апатия и бездуховность, моральная распущенность, деформированное отношение к труду, приоритет отдается не творческому труду, а мероприятиям, направленным на добывание денег.
  • Рост национального самосознания и идентичности (отмечают проблемы религиозного и национального противостояния)
  • Высокая социальная активность, ставка прежде всего на себя и собственные усилия, чем на помощь государства
  • Здоровый прагматизм
  • Среди ценностей на первом месте семья, здоровье – то есть группа традиционных ценностей (в то же время Родина и государство на последнем месте)
  • Принятие и поддержка новых социальных норм взаимодействия, в том числе и правовой культуры, нетерпимость к нарушению и попранию собственных прав. [7]

Выявив специфику подростковых рисков, специфику подростков и компоненты социальной среды, важно рассмотреть, источников каких рисков они являются и какие ресурсы дают в процессе социализации подростков.

Одним из важных институтов социализации является семья. В качестве важных аспектов, влияющих на подростка, специалисты выделяют: состав семьи, ее социально-экономическое положение, культура родительства, в том числе и стиль воспитания.

По данным выборочных социологических исследований, культура родительства является ведущим фактором в формировании асоциального или рискованного поведения, такого как беспризорность, безнадзорность,  склонность к суицидам, аддиктивное поведение (алкоголизм, наркомания), деликвентное поведение или экстримальное хобби. Отмечают и  то, что психологическое насилие в семьях приобретает гибридные формы и требует специального изучения.

В то же время, дети и подростки, социализированные вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития.

Среди ресурсов семьи в социализации можно назвать и  повышение педагогической культуры  современных родителей. Сегодня важным считают не только материальное обеспечение детей и подростков, но и эмоциональную составляющую в общении. Отмечают и снижение числа телесных наказаний детей из поколения в поколение. По данным исследований, семья в жизни подростка занимает второе место после друзей и товарищей как источник помощи и поддержки ( для 38% по данным выборочных исследований) [11]

Школьная среда включает в себя следующие факторы воздействия на подростка: отношения с учителями, отношения с одноклассниками, организация и содержание образовательного процесса, организация внешкольной работы.

Как отмечают исследования и свидетельствует практика социальной работы с детьми и подростками, дети, не посещающие школу, в два раза чаще совершают правонарушения. В то же время, источниками риска являются: проблемы в общении, высокий уровень тревожности у большей части подростков, низкая самооценка, недостаточный уровень развития личностных ресурсов субъектов образовательного процесса. Выявлено, что современный учитель не является авторитетом для подростка.  Для 40 % подростков школьная среда является источник стресса, одной из важных проблем подростки считают как противостоять насилию и агрессии.

Кроме того, школьная среда является может стать причинами булинга, кибербулинга, агрессивного поведения, суицидального поведения, экстремального хобби. [8,12.]

Друзья и товарищи  занимают первое место в жизни подростка в системе интересов. Так  51 % подростков по данным выборочных исследований проводят время с друзьями, 32% общаются в соцсетях. Для 55% подростков друзья – это приоритетный круг общения, источник поддержки.

В то же время, наличие сверстников увеличивает вероятность экстремального хобби, так в их присутствии рискует в два раза чаще. Кроме того, аддиктивное поведение (пробование алкоголя, наркотиков, психотропных средств) очень часто происходит под влиянием сверстников и дворовой компании [13  ]

СМИ в социализации подростков играет важную роль, хотя чаще в исследованиях описаны только как фактор с отрицательным влиянием. Указывают, что СМИ, становясь «электронным воспитателем», участвует в процессе формирования личности подростка наравне с традиционными  социальными институтами.  Эксперты отмечают как увеличение просветительских каналов и телепередач для подростков, так неконтролируемый информационный поток. По подсчетам экспертов, ребенок, к моменту окончания школы просматривает примерно 100 000 сцен с применением различных видов насилия. [12]. Одной из проблем остается, в каком виде и какую информацию преподносить подросткам с пользой для развития. Несмотря на ужесточение законодательства в отношении СМИ, безопасность СМИ для подростков все еще остается проблемой.

Чтобы минимизировать риск, исходящий от СМИ, необходимо учить подростков критически относиться к получаемой  информации, что пока остается вопросом для общества в целом.

Наравне со СМИ, Интернет является одним из ведущих факторов социализации подростков. Он выступает как источник общения, источник информации (получение, обмена), источник образовательных возможностей. Подростки предпочитают общение в социальных сетях личному общению. Общение в социальных сетях помогает найти товарищей по интересам, спросить совета у специалистов, узнать информацию об интересующих аспектах жизни.

В то же время, многие социальные сети могут является источников суицидального поведения, деликвентного поведения.

Принимая во внимания кризис традиционных воспитательных структур, социальные сети могут как оказывать поддержку, так и быть источником давления на подростка и его травматизации.  Специфика современных социальных сетей для подростков остается слабо изученной, в том числе и возможности для развития молодежно-социальной работы.

Следующим аспектом социальной среды можно назвать социально-организованный досуг.  Как отмечают специалисты по работе с подростками, в практике социальной работы с подростками, организация досуга является одним из методов профилактики рискованного поведения. Подростки, посещающие досуговые учреждения, гораздо реже совершают правонарушения, чем те, у кого не организован досуг (по данным выборочных исследований в 2 раза). В то же  время, многие досуговые учреждения нуждаются в модернизации, с тем, чтобы удовлетворять потребности подростков. Так, например, альтернативу экстремальному поведению можно предоставить, организуя батутный спорт или скалолазание под руководством опытного инструктора. [1,13]

Таким образом, подростковая среда может является одновременно фактором социализации и десоциализации. Это определяется ее содержанием, спецификой воздействия на подростка. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы о специфике подростковой среды:

1) Один и тот же аспект социальной подростковой среды может  иметь ресурсы и, в то же время, может вызывать рискованное поведение. Ресурсы требуют специального изучения и использования в работе с молодежью. Актуальным остается вопрос о  создание социально-педагогической и социальной подростковой среды, где используются все возможности и минимизированы риски.

2)Не все риски социальной подростковой среды оценены и  изучены, механизмы их возникновения и специфика воздействия и скорость распространения, например риски, рождаемые интернет-средой.

3). 4) При  развитии социальных технологий работы с подростками необходимо делать акцент на первичной профилактике рискованного поведения подростков, для чего необходимо учитывать специфику подростка и изучать и отслеживать изменения в социальной  среде.

5) Для формирования нового типа личности, умеющий быстро реагировать на вызовы времени, необходимо пересмотреть патерналистское отношение к подросткам, занять позицию консультанта, тьютера, наставника в процессе социализации. Целью социализации должно стать формирование позиции у подростков, направленной на преобразование окружающего мира в соответствии со своими потребностями и интересами.

Литература

1.Басов Н.Ф, Басова В.М., Бойцова В.С. Технология социальной работы с молодежью: уч пособие бакалавриат, Изд-во «Кнорус». – 2016 г – 262 с.

2.Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну М.: Прогресс традиция., 2000

3.Гацилова Л.Б.. Персиева Л.Н. Кусов Т.Н. Социальная работа с детьми группы риска// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований № 9-3 2014 С. 166

4.Занаев С.С. Социальная среда в процессе развития социальных компетенций одаренного подростка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 9(44). – Новосибирск: СибАК, 2014.

5.Запесоц­кий А. С. Образование и средства массовой информации как фактор социализации современной молодежи. СПб. : СПбГУП, 2009. С. 250–259.

  1. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Изд 3-е испр и доп. Монография. – Спб, 2008. – 336 с

7.Иванцов О.В., Машилов К.В. Разработка новых форм социальной диагностики детей и подростков группы риска// Системная психология и социология № 3 2014 С 41-49

8.Колокольникова З.У, Лужина А.К.  Ресурсы социальной среды для обеспечения равенства образования городских и сельских детей// современные проблемы науки и образования № 4  2015 .

9.Пазухина С.В., Бобровникова Н.С. Социально-личностные ресурсы субъектов образовательной среды как основа профилактики булинга среди подростков// Психолог № 1 2018 С.49-56,

  1. Рогова А.М., Иваненков С.П. Культура детско-родительских отношений как предметное поле социальной работы с семьей и детьми // Ученые записки СпбГИПИСР № 2 2017 С.77-84.

11.Сабирова Р.Ш., Итамбаева К.С. Социальная среда и личность подростка: специфика влияния// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2016 № 5 (ч 4) С.640-642

12.Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 109–125

  1. Ювенология и ювенальная политика в 21 веке // под ред. Е.Г. Слуцкого Спб.: БИС-принт, 2005.
  2. Юдина А. И Досуговые предпочтения современных подростков: предупреждение социальных рисков// Вестник Кемеровского госуд ун-та культ и искусств № 38 2017 № С.146-151


Другие статьи автора: Рогова Анна

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба