Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2012

Валерий Попов
Цели человечества и права человека
Просмотров: 1701

Popov Valery

The purposes of mankind and human rights.

Summary.Development of society occurs according to invariants of universum development. Human rights full enough reflect laws of development, laws of the natural right. Deviations from invariants of nature and their negative consequences are marked.

Key words: Invariants and the purposes of development. Conformity to human rights.

 

В основе почти всех концепций социального устройства общества лежит доктрина естественного права. Предполагается, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством. Подразумевается, что естественным является опыт, сложившийся в результате длительной эволюции человечества, возможно, его корни уходят в древнюю биосферу. В этом вопросе много недоразумений, попробуем в них разобраться.

Поведение человека, как и его животных предков, детерминируется врождёнными программами поведения (генетический детерминизм) [1]. Человек имеет право ими пользоваться, как и владеть своим телом, ибо таково «решение» природы. Стайное существо – человек после рождения подвергается социализации, т.е. обучается, воспитывается, программируется социумом. Этот процесс частично угнетает одни врождённые программы поведения, усиливает другие, прививает третьи. Важно определить, какие естественные нормы должны поддерживаться политическими системами, а что следует подавлять. Критерием «правильности» поведения может служить «принцип цели» [2]. В зависимости от цели, к которой стремится общество, осуществляется оценка «правильности» поведения и формируется список прав и обязанностей.

Для животного поведение определяется внутренними мотивами, звучащими под аккомпанемент генов. Это стремление добывать пищу, продолжать род, выживать, сотрудничать со стаей, популяцией и пр. Согласно естественному праву хищник может охотиться на свои жертвы. Но животные почти не способны к стратегическому прогнозированию, поэтому часто гибнут от перенаселённости, от безудержной экспансии (саранча, раковая клетка).


Цели человечества и права человека

У человека выбор поведения определяется не только генами, но и опытом, знаниями. Разум, обрабатывая накопленную информацию, пытается осуществлять прогнозы, заглядывать за горизонт. Образ жизни человечества сильно отличается от животного, его могущество становится почти безграничным. В этих условиях шаблонные регуляторы поведения живого вещества становятся неэффективными. Например, ошибки в управлении ядерным оружием более опасны, чем войны боевыми топорами. Поэтому нормы поведения людей изменяются историческими процессами. Например, древний человек закрепил за собой право эксплуатировать животных, потом рабов. А современный человек заменяет лошадь автомобилем и запрещает рабство. («Человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную») [3].

С развитием государства люди стали формулировать и законодательно защищать «права человека». Например, английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689), Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.), американский Билль о правах (1791). «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.) «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.). Кроме того, создавались организации, контролирующие соблюдение прав человека. Например, международная федерация за права человека (1922 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

Права человека сформулированы для менталитета индивидуалистов. Принятые права адаптированы к эгоизму, индивидуализму, либерализму граждан Европы и Америки. («Право на свободу и личную неприкосновенность, Право на достоинство личности. Право на неприкосновенность частной жизни и жилища. Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие. Свобода предпринимательства. Право на частную собственность»[3]). Однако, регионы человечества слишком сильно отличаются менталитетом, культурой, историческим опытом и пр. И то, что хорошо для европейца может оказаться неприемлемым для «туземца». Страны, тяготеющие к общинности, социализму, коллективной собственности вправе вырабатывать свои права человека.

Эгоцентризм европейцев огнём и мечём несёт «свободу и счастье» другим народам, что парадоксально нарушает разработанные ими же права человека. («Право на национальную и культурную самоидентификацию, право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу убеждений, право на неприкосновенность жилища») [3]. Право человека на жизнь отрицается опытом ведения войн (14 тыс. войн за 6000 лет).

Права человека обеспечивают некоторый минимальный уровень жизни, но не лимитируют максимум. Формально право на жилище удовлетворено и для миллиардера, живущего во дворце, и для нищего в шалаше.

В капиталистическом обществе абсолютно не выполняется право «на равную оплату за равный труд, право на жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи»[3]. Во-первых, нет количественного метода оценки «размеров» труда, но и без него видно, что хозяин предприятия получает за свой труд намного больше, чем наёмный работник. Поскольку и работник, и хозяин обеспечивают здоровье и благосостояние своих семей, то формально права их соблюдены.

Однако в списке «прав» существуют такие, которые исходят из полуживотного существования, поэтому подходят для всех ментальностей. Эти «права» можно отнести к нормам естественного права. Такие права не дают возможности умереть с голоду, позволяют получить минимальное образование и развитие, иметь жильё и пр.

Права человека антропоцентричны. Они провозглашаются только в интересах человека. Общество забывает о правах биосферы, тем самым отрицает коэволюцию, отрицает биоэтику. Человек имеет право на содержание себя и семьи, но рыба, которую он для этого ловит, никаких прав не имеет (с точки зрения людей). Кроме того, наличие прав подразумевает и обязанности человека, которые законодательно не сформулированы. А человек обязан способствовать реализации смысла жизни, который многим непонятен [4]. Люди на основе генетических мотивов видят смысл в достижении счастья. Большинство людей счастье понимают как рост потребления, стремление к гедонизму, комфорту. Даже образ рая выглядит, как фруктовые кущи, где всё есть, а работать не надо.

Не все «права» можно отнести к естественным, т.е. исходящим из опыта природы. Многие права родились их опыта цивилизаций («право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии. Все люди равны перед законом. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Никто не может быть произвольно лишен гражданства. Право принимать участие в управлении своей страной и в культурной жизни общества. Право на социальное обеспечение. Свобода выбора национальности и языка общения. Свобода вероисповедания, избирательные права, равноправие женщин и мужчин») [3]. Подобные формы поведения в биосфере не известны, поэтому их нельзя отнести к естественным. Различные цивилизации могут относиться к ним по-разному.

Поведение, которое называют естественным, адаптировано к существованию биоты. Но и «естественное» поведение в условиях техно-социальной цивилизации может привести к катастрофическим последствиям. Аналогично опыт, необходимый для пигмея, становится бесполезным (вредным), например, в окрестностях Чикаго.

Нами в работе [5] выявлены инварианты развития жизни. Эти инварианты «работают» как в «дикой» биосфере, так и цивилизованном обществе. Более того, развитие техноферы также следует этим инвариантам [9]. Люди, создавшие техносферу и правовые нормы не знали о существовании инвариантов, тем не менее, следовали им. В настоящей работе мы стремимся показать, что законодатели «Прав человека» также непостижимым образом (интуитивно?) следовали природным инвариантам.

Перечислим некоторые «естественные нормы поведения» свойственные и животным и древним людям [6, 7]. Там же жирным шрифтом обозначим нормы поведения, внесённые в «Права человека», которые можно отнести к естественному праву. Курсивом выделим их современные модификации и социальные последствия неограниченного применения этих прав.

  1. Стремление удовлетворять свои потребности в веществе, энергии. Экспансивность [7, 8].

1.1. Право на труд, на свободный выбор работы. Свобода передвижения и выбора местожительства. Свобода предпринимательства. Справедливое вознаграждение. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи. Право на частную собственность. Право на социальное обеспечение. Право на жилище [3].

1.2. Почти неограниченное желание наращивать потребление при отсутствии механизмов сдерживания. Постоянное появление новых потребностей. Возможность запасать ресурсы на будущее. Вещизм, жадность, скупость, экспансивность, агрессивность, воровство. Классовое расслоение и классовая борьба за справедливое распределение результатов труда. Угроза истощения биосферы.

 

 2.Стремление к самосохранению.

2.1. Право на жизнь. Право на самозащиту. Никто не должен содержаться в рабстве. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению. Никто не может подвергаться произвольному аресту, задержанию или изгнанию, вмешательству в его личную и семейную жизнь, посягательству на неприкосновенность жилища. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах [3].

2.2. У людей всех поколений стремление к самосохранению запрограммировано в следующих функциях психики: Страх. Осторожность. Агрессивность. Любопытство. Охрана потомства. Мимикрия. Патриотизм. Эгоизм к чужим иальтруизм к «своим». Познавательный инстинкт. Но инстинкт самосохранения не способен заглядывать в будущее. Только с развитием знаний появилась способность предвидеть опасности.

 

3. Воспроизводство генетической и социальной информации (размножение, обучение, воспитание).Потребность потреблять и распространять информацию.

3.1. Право вступать в брак и основывать семью. Право на образование, академические свободы. Право на свободу мысли, совести и религии. Право на имя. Право на достоинство личности. Право принимать участие в управлении своей страной, свободно участвовать в культурной жизни общества. Свобода средств массовой информации (доступ к информации). Право на участие в управлении делами государства. Свобода творчества [3].

3.2. У людей сохранилось стремление продолжить род (генетическая информация), но преобладающее значение приобрела социальная информация, социальный опыт. Конкурентное стремление увековечить память о себе у людей проявляется как самоактуализация,стремление к славе, почестям, уважению. Снобизм. Гордость. Распространение своей идеологии. Подавление «чужой» идеологии. Стремление возвыситься во властной пирамиде.

 

  1. Наличие естественных способов добычи ресурсов [10].

4.1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность). Право на частную собственность [3].

4.2. Неограниченное наращивание техносферного могущества способно разрушить среду обитания.

 

  1. Индивидуальная добыча ресурсов с элементами коллективизма [10].

5.1. При реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других членов общества. В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому [3].

5.2. Возрастающая роль коллективизма и управления обществом. Эксплуатация коллективного труда всех прошлых поколений. Внутривидовой обмен (торговля) и конкуренция. Рынок.

 

  1. 6. Необходимое разнообразие элементов социума. Иерархическая структуризация сообществ [4].

6.1. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное их выражение. Свобода совести и свобода мысли, вероисповедания, творчества. Свобода средств массовой информации. Академические свободы. Эти права способствуют увеличению разнообразия элементов общества. Иерархия отражена в следующих правах. Право принимать участие в управлении своей страной. Воля народа должна быть основой власти правительства [3].

6.2. Появление государственности. Иерархия власти. Политика. Элитарность. Борьба за демократию.

  1. Внутривидовая конкуренция за ресурсы[8].

7.1. Право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность. Право на частную собственность[3].

7.2. Конкуренция за ресурсы у людей сопровождается убийством себе подобных для присвоения имущества. Конкуренция раскручивает механизм роста потребления, угрожает экологическим кризисом.

 

  1. Безотходные трофические цепи [11].

8.1. Не предусмотрены правами человека [3].

8.2. Накопление техногенных отходов. Угроза экологии.

 

  1. Наличие личной собственности. Преобладание коллективной (биосферной) собственности.

9.1. Право на неприкосновенность жилища. Право на частную собственность. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими [3].

9.2. Биосфера не имеет частной собственности на средства производства. Техносфера породила в обществе частную собственность на средства производства.

 

  1. Эволюция с использованием разнообразных механизмов [12].

11.1. Эволюционный подход при разработке «Прав» не применялся. [3].

10.2. Остановить эволюцию невозможно, как и повернуть вспять. Чтобы не утонуть в эволюционном потоке, общество должно иметь лоцмана в лице науки.

  1. Использование и наращивание ресурсов биосферы [7].

11.1. Право на благоприятную окружающую среду [3].

11.2. Безвозмездная, разрушительная эксплуатация биогеосферы. Человечество является абсолютным, всеядным хищником с неограниченными потребностями.

 

  1. Физиологическое однообразие вида и разнообразие поведенческих функций [11].

12.1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Все люди равны перед законом. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Право на труд, на свободный выбор работы, право на образование. Свобода средств массовой информации. Свобода творчества. Академические свободы [3].

12.2. Почти неограниченное разнообразие функций и стремление к свободе их реализации. Необходимость ограничения функций для гармонизации отношений и специализации труда.

 

  1. 13. Накопление и эксплуатация информации (опыт, знания) [13].

13.1. Право на образование. Свобода творчества. Право на участие в культурной жизни Академические свободы. Свобода средств массовой информации [3].

13.2. Возрастание человеческого и техногенного разума. Предвидение. Созидание. Осознание своего места в ноосфере.

 

  1. Медленный переход от самоорганизации к рефлексивному управлению обществом [13].

14.1. «Правами» не предусматривается [3].

14.2. Доминирование управления над самоорганизацией.

Как видим, инварианты поведения животных [5, 10] и права человека [3] почти во всех пунктах совпадают. Из этого следует, что права человека создавались генетически детерминированным подсознанием. Это ещё раз доказывает существование шаблонов эволюции и исторических закономерностей. Приведенные 14 норм естественного поведения (инварианты) живого вещества позволяют осмыслить стандарты политического поведения.

Однако отсутствие ограничений в некоторых правах приводит к нарушению природной гармонии. Например, п.1. приводит к неограниченному истощению биосферы, п.11 не предусматривает интересов биосферы, п.4. не ограничивает разрушительные функции техносферы, п.7 приводит к самоистреблению через войны, п.8 разрушает среду обитания.

Функции самосохранению (п.2, п.10.) ограничиваются примитивной борьбой за ресурс и не предусматривают космических, экологических угроз.

Не поощряется тенденция усиления управленческих функций (п.14), усиливается позиция либерализма, самоорганизации, хотя частная собственность на средства производства в биосфере не известна (п.9).

Пункты 3, 6, 12, 13 можно не корректировать, они приемлемы для любого менталитета.

Таким образом, в «Правах» нет стратегической компоненты, необходимой для выживания в условиях сосуществования с биосферой и враждебным космосом. «Права» подразумевают, что социум должен предоставить человеку возможности достойно существовать (но для чего?). Государство должно обеспечить условия, при которых открывается возможность для граждан создать для себя такие условия. Например, право на образование осуществляется почти автоматически. Ребёнка ведут в школу, иногда вопреки его желаниям. Эти права исключают борьбу за существование, делают человека некоторым идеальным существом, что останавливает его эволюцию, как организма. Принято считать, что эволюция человека сместилась в направлении созидания искусственной среды обитания и развития искусственного интеллекта.

«Права» продолжают вести общество к «свету в конце туннеля». Эти мотивы закрепляются политикой, законами, правами. Но стратегическое, научное мышление видит, что «свет в конце туннеля оказывается прожектором встречного поезда». По нашему убеждению стратегической целью политики должно стать создание сверхразума, способного выживать в условиях космических и планетарных катастроф [4]. Поэтому, наращивание гедонизма является тупиковой линией развития.

Любые поступки и права человека должны быть нормированными. Известно, что лекарство становится ядом в зависимости от дозы. Отсутствие ограничений в стремлении к благополучию приводит к катастрофическим последствиям в результате нарушения гармонии, равновесия.

Гармония социальных отношений в обществе невозможна без справедливого распределения общественного продукта. Однако теория справедливого общества не создана, известно множество моделей, основанных на предпочтениях теоретиков, которые строились на животном, генетическом мироощущении, без представлений о высшем смысле человеческого существования. Таковыми являются и «Права».

Справедливость – это когда между людьми не возникает желания перераспределять ресурсы. Стремление к справедливости у людей неистребимо, но реально невыполнимо, т.к. основано на субъективных оценках трудового вклада. Справедливым может быть минимальное, но равное распределение продуктов, например, во время голода (карточная система). И несправедливым может считаться очень неравномерное распределение доходов при высоком среднем уровне потребления (западный капитализм). Чувство справедливости возникает из сравнения. Если у него 10 млрд. долларов, а у меня всего 5, то это несправедливо. Кому-то раздача кусочков хлебы уже кажется справедливостью.

Согласно Марксу революция происходит вследствие невыносимого обнищания народа. Но А. де Токвиль указал на тот факт, что революциям иногда предшествует улучшение качества жизни (экономический рост, расширение политических свобод), которое влечет за собой опережающий рост потребностей.Усиливающийся разрыв между ожиданиями и возможностями оценивается людьми как катастрофа, ущемление их жизненных потребностей, несправедливость. Возникает состояние массовой фрустрации, неопределенной агрессивности, фиксирующейся затем на конкретных объектах [14].

 

Рис. 1. Примеры разного распределения доходов при одинаковом среднем уровне потребления.

На рис. 1 приведены условные кривые потребления при капитализме и социализме. Кружок обозначает средний уровень потребления. При одинаковом среднем уровне потребления кривые распределения могут быть разнообразными. При капитализме различие в потреблении разных элементов социума очень велико. При социализме различия менее значительны.

Рост потребления является целью всех известных политических систем. При стремлении к максимальному обогащению никакая политическая реформа не создаст справедливого общества. Максимально богатыми всех сделать невозможно, следовательно, останется класс неудовлетворённых, поэтому чувство несправедливости сохранится.

Избыток ресурсов повышает надёжность, помогает выиграть конкуренцию, поэтому состояние равномерного распределения является неустойчивым, общество стремиться к расслоению. Так работают животные программы поведения. Для их обуздания нужны усилия разума, сизифов труд политиков, идеологов. Чтобы сохранять социальную справедливость, нужно постоянно применять разумное насилие над инстинктами.

Инстинкт отменить нельзя, его можно компенсировать другим инстинктом. Следует переориентировать внимание общества на другие, не менее важные цели (блага). Можно иметь полные амбары продуктовых запасов и погибнуть, например, от космических и природных катаклизмов. У животных такое стратегическое поведение отсутствует, поэтому они решают близлежащие задачи (пищевые ресурсы и размножение). Эти программы генетически унаследованы людьми и записаны в «Правах». Но с развитием науки и разума открываются новые горизонты и новые более важные стратегические цели. Концентрация внимания общества на этих задачах может разрешить проблему несправедливости. Для этого общество должно обеспечить каждому его члену эквивалентную долю основного блага, которое для всех является приоритетным.

Поскольку интересы людей к тем или иным благам очень сильно отличаются, то не за все ресурсы идёт конкуренция. Если филателист имеет коллекцию марок, а у кого-то их нет, то это не вызывает всеобщего чувства несправедливости. Интересы можно объединить вокруг цели, стремление к которой станет для всех абсолютным благом. Общей угрозой для всех слоёв населения является незащищённость от космических катастроф и планетарных процессов. Столкновение с крупным астероидом, катастрофы на Солнце и в недрах нашей планеты способны уничтожить все высокоорганизованные формы жизни. Общим интересом может стать выживание на фоне космических угроз. Аналогом является объединение ранее враждовавших племён перед лицом внешней и опасной для всех агрессии. Нужно осознать, что экология – это не только взаимоотношения человека и биосферы, но также взаимоотношения людей и техносферы.

Если сменить цель, главной целью провозгласить самосохранение людей в составе биосферы, то независимо от материального благополучия гарантия безопасности для всех создаст ощущение справедливости. Пока же политические системы продолжают ставить частные цели, комплиментарные животной природе человечества. «Права человека» не являются исключением.

Литература

  1. Попов В.П., Крайнюченко И.В. Психосфера. – Пятигорск: Издательство РИА – КМВ, 2008. 188 с. (holism. narod.ru)
  2. Крайнюченко И.В., Попов В.П. Системное мировоззрение. Теория и анализ. Учебник для вузов. Пятигорск: ИНЭУ, 2005. 218 с. (holism. narod.ru)
  3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Организация Объединенных Наций. 10 декабря 1948 г.
  4. Попов В.П. Организация. Тектология ХХI - Пятигорск: Издательство технологический университет, 2007. 293 с. (holism. narod.ru).
  5. Попов В.П. Инварианты нелинейного мира. Пятигорск. Издательство технологический университет, 2005. 355 с. (holism. narod.ru)
  6. Попов В.П., Крайнюченко И.В. Политическая системология. – Пятигорск. ПГГТУ, 2011. 136 с. (holism. narod.ru)
  7. Реймерс Н.Ф. Экология. - М.: Россия молодая. 1994. 358 с.
  8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение. 1994. 294 с.
  9. Виргинский В.С., Хотенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины 15 века. - М.: Просвещение, 1993. 232 с.
  10. Олескин А.В. Биополититка. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. 520 с.
  11. Пехов А. П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» СПб.: Издательство «Лань», 2000. 179 с.
  12. Попов В.П., Крайнюченко И.В. Эволюция, информация и управление. - Ессентуки, ЕИУБиП, 2002. 314 с. (holism. narod.ru)
  13. де Токвиль А. Демократия в Америке. - М.: «Прогресс - Литера». 2004. 156 с.

12. Попов В. П.,Крайнюченко И. В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы. Пятигорск. 2003. 258 с. (holism. narod.ru)



Другие статьи автора: Попов Валерий

Архив журнала
№4, 2019к№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба