Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2013

Анна Емельяненко
О феномене экзистенциальной антропологии...
Просмотров: 1847

Емельяненко Анна Дмитриевна

Донбасский государственный педагогический университет

кандидат философских наук, доцент,

кафедра философии и социально-политических дисциплин,

Emelianenko Anna D.

Donbass State Pedagogical University

Ph.D., Associate Professor,

department of philosophy and social and political sciences,

E-mail: Kerol-Anna@bigmir.net

УДК 283 (477)

О феномене экзистенциальной антропологии,  ее взаимосвязи с экзистенциальной теологией и о проблемах их исследования

Аннотация: В статье предпринята попытка методологически нового прочтения истории исследования смысла и содержания таких феноменов современного гуманитарно-философского мышления как экзистенциальная антропология и экзистенциальная теология. Их интерпретация только лишь в качестве антропологических и религиозных взглядов основателей экзистенциалистского мышления в наше время резко контрастирует с необходимостью создания нового исследовательского представления о сущности современных симбиотических образований постэкзистенциалистского характера, представленных целым спектром направлений и школ экзистенциальной социологии, экзистенциальной феноменологии, экзистенциальной политологии, экзистенциальной теологии, экзистенциальной аксиологии, экзистенциальной этики и т.д.

Ключевые слова: экзистенциальная антропология, экзистенциальная теология, постэкзистенциалистское мышление.

 

On the Phenomenon of existential anthropology, its relationship to existential theology and problems of their research

Summary: An attempt is made methodologically new reading stories study the meaning and scope of the phenomena of contemporary humanitarian and philosophical thinking as existential anthropology and existential theology. Their interpretation just as anthropological and religious views founders existentialist thinking today contrasts sharply with the need for new research ideas about the nature of modern symbiotic post-existentialist character represented a range of trends and schools of existential sociology, existential phenomenology, existential politics, existential theology, axiology existential, existential ethics, etc.

Keywords: existential anthropology, existential theology, post-existentialist’s thinking.

 

О феномене экзистенциальной антропологии,  ее взаимосвязи с экзистенциальной теологией и о проблемах их исследования

Одним из «подвидов» религиозной антропологии можно считать и антропологию экзистенциальную. Антропологию, так или иначе связанную с такими всемирно известными создателями экзистенциалистского мышления и экзистенциальной философии, как С.Кьеркегор, Н.Бердяев,  М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр и др. За последнее десятилетие ее анализу за рубежом и в СНГ было посвящено не одно диссертационное исследование, а в научный обиход, в терминологию религиоведческой и философской гуманитаристики были введены и новые категориальные определения и названия целого ряда новых монографических изданий, и многочисленных публикаций в научных журналах. Из сферы русскоязычных работ в этом отношении наиболее показательными являются исследования В.В.Томашова [16], С.П.Иваненкова [5], В.И.Красикова [6], Е.А.Вологина[3], В.В.Луценко [13], С.Замалиевой [4], Т.В.Щитцовой [19], У.В.Федосовой [18] и многих других авторов.

«Генетически» почти все эти исследования связаны, с одной стороны, с анализом экзистенциальной философии и экзистенциализма, а с другой стороны, - с изучением религиозной антропологии в самом общем понимании и интерпретации ее сущности. Зачастую одни и те же авторы выступают здесь в роли исследователей экзистенциализма, и в роли исследователей экзистенциальной антропологии, и в роли исследователей экзистенциальной философии, и религиозной антропологии в целом [2].

В свою очередь, основоопределяющим и первично исследуемым отношением почти во всех этих изысканиях было и является  отношение между философией «классического экзистенциализма» и теологией. Тем не менее, в последние десятилетия и экзистенциализм (экзистенциальная антропология как экзистенциалистское учение о человеке), и теология (и в данном случае экзистенциальная теология как системно исследуемые религиозные взгляды основателей экзистенциалистского мышления) претерпели существенные изменения. А ранее исследуемое отношение между экзистенциализмом и теологией трансформировалось или, точнее, «обогатилось» еще и взаимозависимостью между новымии «концептуальными образованиями» экзистенциальной (религиозной) антропологии и экзистенциальной теологии,  которые, по мнению некоторых исследователей, уже можно рассматривать и в качестве феноменов постэкзистенциалистского мышления [1].

Экзистенциальная теология, точно так же как и экзистенциальная антропология в данном случае также представлена уже в новом обличии культурологического синтеза философии классического экзистенциализма и теологии [14].

Еще несколько десятилетий тому назад профессор В.В.Томашов, работающий в   Сто-унхилл-колледже (Норт Истор, Массачусетс, США) и Гарвардском университете в Кембридже, прекрасно показал только возникающее в то время различие между антропологическими взглядами «классиков экзистенциализма», и так понимаемой, и в этом ключе концептуализируемой «экзистенциальной антропологией», и новым, только возникающим направлением экзистенциально-антропологического мышления, представленого новыми именами американских религиозных философов [17].

Тем не менее, большинство современных исследователей экзистенциальной антропологии в России, да и не только в ней одной, к нашему глубокому сожалению, так и не преодолели парадигму устаревшего понимания процессов развития экзистенциальной антропологии в современном мире. Более того. Сам принцип разделения процесса исторического развития экзистенциалистского мышления на период «классический» и современный, «постэкзистенциалистский», остается для большинства исследователей недосягаемым уровнем нового методологического подхода и понимания этой специфики формирования и функционирования современного философско-антропологического знания. И что говорить об этом, если в большинстве случаев исследования экзистенциалистского мышления даже такие термины,  как «экзистенциализм» и «экзистенциальная философия», и «концепции», обозначенные этими терминами, в современном религиоведении и историко-философской науке зачастую попросту отождествляются. «Понятие “экзистенциализм”, или “философия существования”, определить чрезвычайно трудно, - читаем в этой связи признание Т.П.Лифинцевой во «Введении» довольно неплохой ее книги «Философия и теология Пауля Тиллиха» (М., 2009), - тем более, что “экзистенциалистом” из мыслителей этого направления называл себя только Ж.-П. Сартр в работах 1940-х — 1950-х годов. Скорее, говоря “экзистенциализм”, мы подразумеваем “экзистенциальная философия”(курс.наш. – А.Е.).

Хотя исторически даже в российской философии эти термины существовали и в качестве обозначения совершенно различных явлений. Например, Н.Бердяев отказывался признавать и за М.Гайдеггером, и за К.Ясперсом, и за Ж.-П.Сартром статус представителей философии экзистенциальной. Понимая последнюю в качестве воплощения духовной деятельности человека, а не как экзистентную интерпретацию его отчужденного повседневного бытия, он категорически отрицал целесообразность и необходимость обьективации этой деятельности (любой и всяческой обьективации «Духа»), в свое время неправомерно, по его мнению, осуществленной в экзистенциалистских интерпретациях идейного наследия С.Кьеркегора М.Хайдеггером и Ж.-П.Сартром.

В корне отождествления вышеуказанных терминов находится и непонимание смысла различения понятий «экзистенциального» и «экзистенциалистского», на которое в свое время указывали даже «классики экзистенциалистского мышления». Вот что, например, по этому поводу писал в свое время П.Тиллих: «Экзистенциальное - это не экзистенциалистское, хотя они и связаны общим корнем, то есть «экзистенцией» («существованием»), - читаем в его «Систематической теологии». - Ввиду предстоящего нам филологического разъяснения было бы полезным провести разграничение между экзистенциальным и экзистенциалистским. Первое относится к позиции человека, а второе - к философской школе. Противоположностью экзистенциального является отстраненное; противоположностью экзистенциалистского - эссенциалистское. В экзистенциальном мышлении объект в него вовлечен. В неэкзистенциальном мышлении объект отстранен. По самой своей природе теология экзистенциальна; по самой своей природе наука неэкзистенциальна. Философия объединяет элементы их обеих» [15].

И даже в первом приближении к правильному пониманию  смысла этой цитаты становится вполне очевидным, что и по отношению к рассматриваемой нами разновидности христианской теологии, правильнее для ее обозначения употреблять термин «экзистенциальный», а не «экзистенциалистский». В традиции же русскоязычных исследований этой сферы присутствуют оба варианта, которые своими корнями уходят в некий «методологический синкретизм» - практику исследования экзистенциальной теологии в качестве определенного единого целого, в некой совокупности феноменов экзистенциальной и религиозной антропологии, классического экзистенциализма и экзистенциальной философии.  В этом отношении весьма характерными являються и добросовестно-фундаментальные исследования Е.Н.Левичевой [10], Г.Н.Кузьменко [7], Е.В.Лавренцовой [8], а также работы и некоторых  других российских ученых религиоведов и философов.

В качестве же исключения из этой практики можно привести и пример более тонкого, более правильного понимания как сущности исследуемого нами  явления, так и методологический исследовательской ориентации, работы Л.Н.Латыпова, опубликованные в известном петербуржском научном издании, представляющем современные средства интернетовской электронной коммуникации – журнале «Кредо» [9].

Исследованию экзистенциальной и преимущественно протестантской теологии в последние десятилетия были посвящены и некоторые другие работы российских исследователей, в частности, работы В.Е.Лобаева [12], Т.П.Лифинцевой [11] и некоторых других авторов.

Таким образом, становится понятным, что с экзистенциальной теологией, равно как и с экзистенциальной антропологией за последние десятилетия произошли существенные метаморфозы, которые изменили не только форму их существования, но и сам характер синтеза экзистенциалистских идей с религиозным мировоззрением и теоретическим основанием философско-антропологического гуманитарного знания. В религиоведческом и историко-философском отношении в этом смысле весьма своевременным представляется и необходимость исследование самого процесса трансформации так называемого религиозного экзистенциализма в экзистенциальную теологию «различных видов»: условно говоря – экзистенциальную теологию «классическую» и постэкзистенциалистскую. Но это уже тема иного, отдельного исследования.

 

Литература и примечания

 

  1. В данном случае мы имеем ввиду новый, постэкзистенциалистский вариант экзистенциальной антропологии, функционирующей в целой системе культурологических синтезов классического экзистенциализма с различными отраслями философии и гуманитарными дисциплинами, которые в современном мире представлены такими симбиотическими новообразованиями как «экзистенциальная феноменология», экзистенциальная аксиология», экзистенциальная социология», «экзистенциальная этика», экзистенциальная эстетика», «экзистенциальная политология» и целым рядом других, подобных им феноменов.
  2. В этом отношении довольно показательными являются работы Л.Шестова (Шестов Л. Гегель или Иов. По поводу экзистенциальной философии Киркегарда // Человек как философская проблема: Восток – Запад / М.: изд-во УДН, 1991. С. 271-277), Н.С.Мудрагей (Мудрагей Н.С. Проблема человека в иррационалистическом учении Серена Кьеркегора // Вопросы философии. - 1979. - №10), Т.В.Щитцовой (Щитцова Т.В. Экзистенциальная философия как онтология человеческого бытия (Паскаль, Киркегор, Бахтин): автореф. дис. … канд. филос. наук. Минск, 1996) и многих других авторов.
  3. Вологин Е. А. Экзистенциально-гуманистическая антропология Н. А. Бердяева: дис. ... канд. филос. наук. М.: РГБ, 2003. 125 с.
  4. Замалиева Снежана. Человек все решает сам. Логотерапия и экзистенциальная антропология Виктора Франкла.  СПб.: Университетская книга, 2012. 144 с.
  5. Иваненков С.П. Экзистенциальная антропология М.Пришвина // Теоретический журнал "Credo", СПб, 2006. №4. URL: http://credonew.ru/content/view/583/58/ (дата обращения: 28.01.2013).
  6. Красиков В.И. Антропология с экзистенциальной точки зрения // Теоретический журнал "Credo". СПб. 2004. №1. URL: http://credonew.ru/content/view/383/56/ (дата обращения: 28.01.2013).
  7. Кузьменко Г. Н.  Анализ религиозно-этической концепции С.Кьеркегора: автореф. дис ... канд..филос. наук / Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы ; Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы. Москва : Б. и., 1999. 21 с.
  8. Лавренцова Е.В. Диалектика отношений Бога и человека в теологии Серена Кьеркегора // Кьеркегор и современность / М.: РИВШиГО, 1996.
  9. Латыпов Л. Н. Об экзистенциональной основе учения Иисуса Христа // Теоретический журнал "Credo". СПб. 2004. № 4. URL:  http://credonew.ru/content/view/439/56/ (дата обращения: 28.01.2013); Он же. Экзистенциальный аспект учения Гаутама Будды // Теоретический журнал "Credo". СПб. 2005. № 2. URL: http://credonew.ru/content/view/474/57/ (дата обращения: 28.01.2013); Он же. Экзистенциальный аспект религиозной философии индуизма // Теоретический журнал "Credo". СПб. 2005. № 1. URL: http://credonew.ru/content/view/474/57/ (дата обращения: 28.01.2013) и др.
  10. Левичева Е.Н. Религиозная антропология Сьорена Кьеркегора : дис. ... канд. филос. наук. М. 2006. 158 с. [ РГБ ОД, 61:06-9/195]
  11. Лифинцева Т.П. «Экзистенциализм» или «экзистенциальная философия»? Нюансы важны. //Эдип. № 4 (7), 2008; Она же.  Проблема « демифологизации» в протестантской теологии ХХ века. Бульман и Тиллих: рецепция идей Хайдеггера // Вопросы философии, 2009. № 5.
  12. Лобаев В.Е. Экзистенциальная теология Рудольфа Бультмана: дис. … канд. филос. наук. М. 2000. 172 с.
  13. Луценко В.В. Экзистенциальная антропология Н.А. Бердяева: идеи и проблемы: дис. … канд. филос. наук. Краснодар, 2004. 181с.
  14. Об этом подробнее см.: Райда К.Ю. Екзистенціальна теологія Дж.Макуорі, Г.Слейта, М.Уетпала та релігійний екзистенціалізм: специфіка і відмінність // Історико-філософське дослідження постекзистенціалістського мислення / К.: Український центр духовної культури, 1998. С.34-44; Он же. Про шляхи розвитку філософських ідей екзистенціалізму // Екзистенціальна філософія: традиція і перспективи / К.: Парапан, 2009. C.191-259.
  15. Тилих П. Систематическая теология. - Т. 1-11. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.  С.310.
  16. Томашов В. В. Ответственность как экзистенциальная проблема: историко-философские очерки. М.: Московский гос. педагогический ун-т, 1998. 121 с.; Он же. Познание, ответственность, творчество // Диалектика познания и творчества / Ярославский гос. ун-т. Ярославль, 1988. С. 27-34.; Он же. Социальная ответственность как регулятор творческой деятельности // Наука и творчество. Методологические проблемы: сб. науч. трудов / Ярославский гос. ун-т. Ярославль, 1986. С. 113-118; Он же. Томашов В. В. Человек в пространстве выбора: проблема ответственности в экзистенциальной антропологии США. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1998. 136 с.
  17. Томашов В.В. .Постэкзистенциалистская антропология о "кризисе ответственности" и путях выхода из цивилизационного тупика // Проблема ответственности в экзистенциальной антропологии США, 1940-1980-е гг.:  дис.докт. филос. наук. Ярославль, 1999. 301с. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL:  http://www.dissercat.com/content/problema-otvetstvennosti-v-ekzistentsialnoi-antropologii-ssha-1940-980-e-gg#ixzz2JHe23QjC (дата обращения: 28.01.2013).
  18. Федосова У.В. Философско-антропологические основания экзистенциальной концепции субьекта: автореф. дис. … канд. филос. наук. Саратов. 2006. URL: http://hpsy.ru/authors/x1293.htm (дата обращения: 28.01.2013).
  19. Щитцова Т.В. Memento nasci: Сообщество и генеративный опыт. Штудии по экзистенциальной антропологии. Вильнюс, 2006. URL: http://topos.ehu.lt/center/-memento-nasci/ (дата обращения: 28.01.2013).

 



Другие статьи автора: Емельяненко Анна

Архив журнала
к№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба