Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2013

Пётр Смирнов
Глобализация и основные проблемы человечества

Смирнов Петр Иванович

Санкт-Петербургский государственный университет

профессор кафедры теории и истории и социологии

Smirnov Petr Ivanovich

Saint-Petersburg State University

, professor of the Chair of History and Theory of Sociology

E-Mail: smirnovpi@mail.ru

УДК – 3.30.31.316

Глобализация и основные проблемы человечества

Аннотация: В статье утверждается, что процесс глобализации идет на основах рыночной цивилизации, в которой высшей ценностью является личность, ведущей разновидностью деятельности – эгодеятельность, а приоритетными ценностями – богатство и хозяйство. Функционирование общества на этих основах порождает основные проблемы человечества: явные (истощения ресурсов, гонки вооружений, снижения уровня массовой культуры и другие) и неявные (самореализации человека в мире без вреда для окружающей среды  и свободного времени). Явные проблемы есть следствия нерешенности неявных. Возможное (но маловероятное в ближайшее время) решение проблем – перевод человеческой энергии в сферу духа.

Ключевые слова: глобализация, проблема, ценности, дух.

 

Globalization and Basic Problems of Mankind

Summary: This article states that globalization is happening on the basis of market civilization. Its supreme value is a personality; main type of activity is ego-activity and priority values are wealth and economy. Functioning of human society on the basis of market civilization cause basic problems of mankind – vivid problems (depletion of resources, arms race, lowering of mass culture level etc.)  and latent ones (human’s self-realization in the world without harming environment; problem of free time). Latent problems are not solved and lead to vivid problems. Possible (but unlikely to happen in the nearest future) solution of problems would be switching of human energy in the field of spirit.

Key-words: globalization, problem, values, spirit.

 

Глобализация и основные проблемы человечества

В предыдущей статье [8] утверждалось, что  настоящее время в планетарном масштабе явно доминирует общество, носящее признаки рыночной цивилизации. Функционирование общества на основах этой цивилизации порождает глобальные проблемы, нерешенность которых угрожает достойному существованию человечества. Раскрытие взаимосвязи основ рыночной цивилизации и названных проблем является целью настоящей статьи.

Историю возникновения глобализационных процессов условно можно начать со времени великих географических открытий, которые стали технически возможными после появления парусных судов европейского типа, способных преодолевать «бескрайние» морские просторы. Первое кругосветное плавание Магеллана окончательно установило в умах людей тот факт, что Земля является шаром («глобусом»). Одним из следствий этого факта (и с учетом технологического превосходства европейцев) стал процесс колонизации, установивший господство европейских стран на планете, которые поделили  весь Земной шар на сферы влияния.

Что же явилось основной причиной глобализации? Ведь высказывается мнение, что «непосредственной причиной экспансии Запада была технология» и Запад завоевал мир не из-за «превосходства своих идей, ценностей или религии …, но превосходством в применении организованного насилия» [9, с.66]. Думается, это мнение справедливо лишь в той части, которая касается превосходства Запада в технологии и насилии. Но и технология, и насилие были лишь средствами, а колонизация следствием неутолимой жажды ресурсов, свойственной рыночной цивилизации. Эта жажда была, есть и будет причиной глобальной западной экспансии.

По сути своей глобализация есть порождение рыночной цивилизации, что со всей очевидностью проявилось в XX-ом столетии. Утверждается, например, что «западнизация», «американизация» и «глобализация» означают один тот же процесс, лишь рассматриваемый с различных точек зрения [4, с. 452]. Почти очевидно, что черты рыночной (западной) цивилизации проявляются в американском обществе в наиболее концентрированном виде.

В самом процессе глобализации необходимо различать, по крайней мере, две стороны или два подпроцесса: 1) все более тесную интеграцию отдельных стран в единое мировое суперобщество и 2) становление единого центра («мирового правительства»), контролирующего ход событий на планете.

Что касается мирового правительства, то его формально установленным прообразом можно счесть Организацию Объединенных Наций, решения которой являются основой международного права. Неформальным мировым правительством некоторые склонны считать «Бильдельбергский клуб», закрытую организацию, члены которого влияют на политические и экономические процессы  в мире [3]. Отмечают также роль в управлении миром «людей из Давоса», контролирующих практически все международные институты, многие правительства, а также значительную часть мировой экономики и военного потенциала [9, с.76]. В целом же можно согласиться с утверждением, что «социальная сущность глобализации состоит в том, что это – самая грандиозная спланированная и постоянно планируемая в деталях и управляемая в основных аспектах война западного мира не просто за мировое господство, а за овладение эволюционным процессом человечества и управлением им в своих интересах» [4, с. 452]

Однако рассмотрение вопросов  о мировом правительстве (или «мировой закулисе», управляющей процессом глобализации) и об управлении эволюционным процессом уводит в сторону от основной цели данной статьи. Для достижения же этой цели следует подробнее рассмотреть процесс интеграции, поскольку именно он является основой глобализации в ее современном виде и именно он порождает как положительные, так и отрицательные для человечества последствия.

В самом процессе интеграции можно выделить следующие звенья: 1) предпосылки, 2) проявления, 3) основы и 4) последствия.

Предпосылками интеграции следует считать научно-технический прогресс в разных сферах и жажду ресурсов, свойственную современному обществу. Собственно говоря, техническая возможность глобализации, как сказано выше, была обусловлена технологическим превосходством европейцев. А процесс колонизации – жаждой ресурсов. Причем, если в начале глобализации в число важнейших ресурсов входило покоренное население как источник рабочей силы  (в пределе – рабов), то ныне, благодаря возросшей мощи человеческой деятельности, главный интерес представляют природные ресурсы (вещество, энергия, пространство – во всех видах). Население же, пользующееся этими ресурсами, вполне может считаться с точки зрения отдельных групп «избыточным» и даже «лишним». В частности, многие считают подлинной фразу М.Тэтчер о том, что в России экономически целесообразно оставить лишь 15 миллионов человек. В Интернете есть целая дискуссия по этому поводу, достаточно набрать выражение «Тэтчер о России», чтобы получить массу высказываний. Но, по сути, не важны ни подлинность фразы, ни авторство Тэтчер. Наверняка есть люди и группы, поддерживающие неомальтузианскую точку зрения об избыточном населении, исходя из узкого (крайне эгоистичного) понимания собственных интересов. Концентрированно эта точка зрения выражена в концепции «золотого миллиарда», предполагающая обеспечение благополучного существования лишь для населения западных стран.

Проявлениями интеграции являются  энергетические, товарные, финансовые, людские и информационные потоки, опоясывающие земной шар и формирующие необходимые передаточные сети. Например, число туристов в мире в 2012 году должно достичь примерно миллиарда, растет объем перевозимой нефти.  Равным образом возрастает скорость и величина мировых финансовых потоков [сведения, полученные через Интернет]. Само наличие Интернет является фактом, подтверждающим сказанное. К передаточным сетям  можно добавить еще инфраструктуру авиаперевозок, газо- и нефтепроводы, линии электропередач и пр.

Позитивными последствиями этого процесса можно считать доступность товаров, услуг и информации, а также свободу передвижений. Никогда ранее людям не были столь доступны «экзотические» товары во все времена года, информация по любому жизненному поводу, работа вне страны происхождения и т.д.

К негативным последствиям процесса интеграции, которые  угрожают существованию отдельных народов и человечества в целом, относятся:

1) постоянно увеличивающийся риск глобальной экологической катастрофы,

2) нарастающую диспропорцию между уровнями развития разных регионов планеты,

3) стирание многообразия культурных моделей, носителями которых прежде являлись отдельные народы и страны, и навязывание миру одной единственной культурной модели.

4) рост международной напряженности, обусловленный, помимо борьбы за ресурсы, нарастающей диспропорцией в уровнях развития и попыткой стереть многообразие культурных моделей.

Человечество попало в кризисную ситуацию: оно не может отказаться от  предпосылок интеграции, более или менее приемлет ее проявления, не очень отчетливо понимает, в чем состоят основы этого процесса, и не может предотвратить вредные последствия, разве что с помощью технического прогресса несколько смягчить их. Ситуация может оказаться безнадежной, если люди не поймут, на каких основах совершается процесс интеграции, и не смогут изменить их.

Достаточно очевидно (в логике изложенного ранее подхода), что основы интеграции совпадают с основами западной (рыночной) цивилизации. Иначе говоря:

1) высшей общечеловеческой ценностью признается личность,

2) основными общечеловеческими ценностями индивидуального уровня, с помощью которых личность утверждается в обществе, оказались богатство и хозяйство,

3) главной разновидностью деятельности, на основе которой функционирует общество, выступает деятельность для себя (эгодеятельность) в ее рыночной форме,

4) ведущей процедурой социального признания, с помощью которой человек включается в социум, стала безличная (рыночная) экспертиза.

Основные проблемы человечества, явные и неявные.

Как раз потому, что процесс интеграции совершается на этих основах, и возникла кризисная ситуация. Выход из нее возможен в том случае, если люди смогут изменить названные основы, решая тем самым свои основные проблемы (будем считать в дальнейшем проблемой задачу, не имеющую гарантированного решения).

В литературе имеются разнообразные перечни проблем, вставших перед человечеством. Не вдаваясь в детальный анализ подобных перечней, скажем, что можно насчитать порядка десяти–пятнадцати важнейших проблем.  В частности, упоминаются:

- проблема истощения ресурсов;

- экологическая проблема (которая может быть рассмотрена как некая модификация проблемы истощения ресурсов;

- гонка вооружений, без прекращения которой невозможно решение никаких других проблем, поскольку именно она забирает львиную долю всех ресурсов;

- разрыв в уровнях развития развитых и развивающихся стран, который является источником постоянно растущей международной напряженности и нестабильности, поскольку «бедные» страны и люди завидуют «богатым»;

- проблема продовольствия (как важную часть проблемы истощения ресурсов), производство которого не поспевает за ростом населения (хотя несколько десятилетий назад проблема продовольствия была заметно смягчена «зеленой революцией»);

- демографическая проблема (удвоение числа жителей Земли каждые 20-30 лет) представляется многим не столь очевидной, но ее катастрофический характер несомненен (хотя в развитых странах Европы число коренных граждан неуклонно сокращается);

- проблема бедности, характерная резкой разницей в уровнях доходов людей из развитых и развивающихся стран,

- проблема миграции десятков миллионов людей из «бедных» стран в «богатые»,

Остальные несколько проблем – урбанизации  (т.е. скучивание огромных масс населения в гигантских городах), снижения уровня массовой культуры («обескультуривание» людей), здравоохранения (в том числе, сохранение генофонда вида гомо сапиенс), алкоголизации и наркомании – считаются следствиями названных выше проблем или составляющими какую-то сторону их [2, с.36-41; 6, с.85 и др.];

Дополнительно к упомянутым проблемам можно добавить проблемы массовой безработицы, международного терроризма и торговли людьми. Все перечисленные проблемы можно назвать явными, т.е. о них пишут, их анализируют и как-то пытаются решить. Однако представляется, что явные проблемы есть лишь следствие нерешенности (и нерешаемости) скрытых, неявных проблем, о которых не пишут и не пытаются целенаправленно и осознанно решить.

В число неявных проблем следует включить, по меньшей мере, две: проблему самореализации человека в обществе без вреда для окружающей среды и проблему свободного времени.

Проблема самореализации человека (конкретнее, достижения социальной значимости) без вреда для окружающей среды порождается функционированием рыночной цивилизации, где ценность «личность» доминирует, а ведущими ценностями, через которые человек самореализует себя в обществе, являются богатство и хозяйство. Ясно, как сказано выше при анализе свойств идеального типа рыночной цивилизации, что при росте числа людей, стремящихся к ним, и повышении минимально приемлемого уровня богатства для каждого члена общества природных ресурсов планеты окажется недостаточно [8].

Ресурсом может оказаться любое явление окружающей среды – от запасов полезных ископаемых, до температуры земной атмосферы и уровня кислорода в ней. Поскольку ресурсом оказывается также способность биосферы к самоочищению, так называемая экологическая проблема оказывается частным случаем проблемы истощения ресурсов.

Равным образом, частной проблемой истощения ресурсов оказывается продовольственная проблема. Эта проблема была несколько смягчена в результате «зеленой революции» во второй половине ХХ –го века, когда люди научились почти полностью использовать естественный генетический потенциал растений (и животных). Но ныне этот потенциал исчерпан, поэтому создаются генетически модифицированные виды живых существ, последствия чего не поддаются учету и контролю.

В ситуации нехватки (или угрозы нехватки) ресурсов естественно ожидать борьбы за них разных человеческих объединений. С начала человеческой истории войны самого разного уровня и масштаба велись, в конечном счете, за обладание ресурсами, но с учетом роста мощи человеческой деятельности понимание ресурсов можно упростить: базовыми ресурсами следует считать вещество, энергию, пространство. Эти ресурсы являются материальным субстратом богатства и хозяйства.

Наиболее привычным средством обеспечить свободный доступ к ресурсам и контроль над ними превосходство в вооружении. Соответственно, борьба за ресурсы стимулирует гонку вооружений, которая также требует всевозрастающих ресурсов. Эта гонка несколько замедлилась после поражения СССР в холодной войне, но ныне возобновляется с новой силой, смещаясь в сферу неядерных вооружений и постепенно опускаясь на региональный уровень.

Демографическая проблема, как это ни странно покажется на первый взгляд, также в немалой степени обусловлена стремлением человека к самореализации (достижения социальной значимости). Ведь помимо того, что все увеличивающемуся населению Земли, втягиваемому в русло рыночной цивилизации, требуется все больше ресурсов, проблема самореализации влияет на демографические процессы.

Общеизвестен факт, что население в развивающихся странах растет быстрее, нежели население в так называемых развитых странах, хотя уровень жизни далеко не в пользу первых. Почему? Это легко понять, если вспомнить, что дети являются модусом значимости в природных объединениях людей. И если человек не может самоутвердиться через социальные модусы – знание, мастерство в разных сферах, богатство и хозяйство, он прибегнет к единственной возможности – будет утверждать себя через потомство.

Общеизвестно также, что миграционные потоки имею одно направление – из бедных стран в богатые. При этом иммигранты успешно меняют демографический состав развитых стран в свою пользу. Это тоже связано с тем, что высшая ценность в рыночной цивилизации личность, а привычный способ ее самоутверждения через богатство и хозяйство. Ведь если личность – высшая ценность, то что ей мешает думать в соответствии с двумя принципами: «Для меня нет ничего выше меня!» и «После меня хоть потоп!»? Ничто! Поэтому естественно падение рождаемости среди коренного населения Франции или Германии, у которого слаба забота о самосохранении (сохранении себя как народа). Естественен также рост потомков иммигрантов, сохранивших более прочную идентичность со своим народом и не забывших еще  привычный способ самоутверждения через детей. Ясно, что в недалеком будущем подобные тенденции вызовут серьезные политические проблемы, особенно, в условиях демократии, понимаемой как выборы через подачу голосов.

С борьбой за ресурсы связано и такое явление, как современный международный терроризм, хотя террор как общественное явление уходит корнями в доисторическое прошлое. Достаточно широко распространено мнение, что террор – оружие слабых против сильных [7, с.29]. Если слабый в военном отношении народ  не может противостоять сильному, у него остается ассиметричный ответ в виде партизанской борьбы или террора на территории противника. Правда, сопротивление террором не всегда вызвано лишь борьбой за ресурсы. Крайне важен фактор культурной идентичности, если группа (цивилизованное сообщество) достаточно сплочена, чтобы противостоять внешней культурной экспансии. Сказано кем-то из прибалтийских националистов, что «нация хочет быть не только сытой, но и вечной».

Проблема свободного времени, нерешенность которой порождает ряд других явных проблем,  имеет давнюю историю. С нею руководители общества столкнулись уже в древности. По мнению Аристотеля, строительство египетских пирамид, а также крупных общественных сооружений в греческих полисах было вызвано стремлением  правителей лишить своих подданных досуга, чтобы те не могли строить заговоры против властей. Этой же цели стремились достичь, превращая как можно больше людей в бедняков [1, с.560]. Вероятно, по этой же причине в Средние века время праздников, на которые приходилось до одной трети всех дней в году, посвящалось различным обрядам (бытовым, карнавальным, церковным). Иначе говоря, духовные руководители общества (церковные иерархи) сознавали, надо полагать, в полной мере необходимость заполнить свободное время основной массы населения, занять людей делами, не связанными с производительным трудом.

Переход к рыночной цивилизации («капитализму») ослабил  в начальный период необходимость заботиться о заполнении свободного времени трудящихся – слишком увеличилась продолжительность рабочего дня. Рабочим пришлось бороться за его сокращение, и под лозунгом борьбы за это сокращение  дня прошла вторая половина XIX и начало XX века. Проблема  свободного времени (как и чем заполнить его) вновь стала обостряться во второй половине XX века, поскольку на основе всевозрастающей мощи человеческой деятельности и обусловленном ею росте производительности труда продолжительность рабочего дня (и недели) постоянно сокращалась..

Обострение проблемы свободного времени (истинной меры личного и общественного  богатства, по Марксу)  в настоящее время не обязательно, разумеется, связано только с заговорами, как думал Аристотель. Различного рода заговоры, например, религиозных террористов или революционных организаций типа «Красных бригад», разумеется,  могут иметь место. Но важно также то, что наличие досуга делает возможными массовые выступления для выражения недовольства действиями властей (от законных демонстраций, до попыток «захватить Уолл-Стрит» или здание парламента).

С проблемой свободного времени тесно связана проблема безработицы, также являющаяся следствием возрастания мощи человеческой деятельности. Все большая масса людей может быть «освобождена» от производительного труда, не зная чем заполнить свободное время. Касаясь проблемы безработицы, И.Ильин писал, что вынужденное ничегонеделание влечет бессмысленную пустоту и мертвую скуку, стремление любым путем заполнить время, а далее отрицание правопорядка и отвращение к честному труду [5, с.317-318]. Следует лишь уточнить это справедливое мнение, что любое ничегонеделание, а не только вынужденное, влечет те же следствия. Ибо именно праздность (а не лень, вопреки пословице) – мать всех пороков. Именно она влечет разные формы асоциального поведения – от сравнительно безобидного озорства до преступлений.  В целом же, контроль над свободным временем масс – непременное условие более или менее стабильного существования общества.

К сожалению, вошедшие ныне в обиход средства заполне6ния свободного времени как раз и порождают упомянутые выше проблемы снижения уровня массовой культуры, алкоголизма и наркомании, сохранения здоровья человеческого вида, в том числе генетического. Обусловлено это тем, что руководящие круги западного общества (не обязательно политики), стремясь контролировать поведение масс путем «организации» их свободного времени, используют (и, по-видимому, намеренно) вредные для здоровья общества средства. Свободное время заполняется всякого рода «развлечениями», качество которых весьма сомнительно, поскольку идейной основой большинства развлечений служит принцип получения удовольствия массовым потребителем вкупе с принципом получения прибыли. Для достижения вытекающих из принципов целей в обществе построена мощная индустрия игрового и шоу-бизнеса,  кинопроката, туризма, спорта, сексуальных услуг. Общество снабдило массового потребителя видеотехникой, электронными играми, обеспечило его телесериалами, развернув попутно пропаганду сексуальной свободы.

Понятно, чтобы побудить толпы людей  (особенно молодых) собраться в гигантских помещениях на концерт очередной рок-звезды, нужно снизить уровень массовой культуры и стереть национальные особенности отдельных культур. Попутно, для эмоционального «подогрева» толпы неплохо снабдить ее алкоголем и наркотикам, обнажить женское и мужское тело, а телодвижения актеров уподобить совершению полового акта. Для домоседов крайне удобно запустить телесериалы (преимущественно для женщин) или регулярные спортивные репортажи (для мужчин, попивающих пивко на диване).

В целом, предлагаемые «развлечения» основаны на эксплуатации низменных сторон человеческой души – физиологической чувственности, стремлении человека к агрессии, насилию и разрушению, жадности и властолюбии. Все они в своей массе «снижают» человеческий дух,  разрушают его светлые и благородные стороны – бескорыстие, любовь к ближнему, чувство долга, способность к интеллектуальным наслаждениям,  романтику героизма и пр. Кроме того, сопутствующие этим развлечениям алкоголь, табак и наркотики вредно сказываются на здоровье (в том числе, генетическом) человеческого рода.

Можно пытаться решать обе неявные проблемы (одновременно это будет и принципиальным решением явных проблем), изменяя основы интеграции. Это означает, что необходимо выбрать иную высшую общечеловеческую ценность, использовать другую разновидность деятельности, изменить приоритеты в ценностях, с помощью которых реализует себя человек в обществе и мире, а также в большей мере применять альтернативный способ социального признания (личную экспертизу). Очевидно, это будет крайне трудно сделать, поскольку фактически необходимо перестроить западную цивилизацию, заменив ее основы.

Магистральный путь решения проблем связан с переориентацией человеческой энергии в сферу духа, ресурсы которой  поистине неисчерпаемы. Дух способен бесконечно поглощать человеческую энергию, возвращая ее людям в виде новой облагороженной силы. Нужно расширять доступность для людей «нематериальных» модусов значимости (праведность, знание, мастерство), чтобы самореализация человека в обществе не подрывала условий существования ни того, ни другого.

Доступнее для людей должны стать и «политические» модусы – власть и слава, ибо общество также способно поглотить часть человеческой энергии  без вреда для природы. Необходимо строить подлинную демократию.

Возможные паллиативные средства – ограничение рождаемости,  вторичное использование ресурсов, энергосберегающие технологии, природоохранные меры, самоограничение в потреблении и пр. - полезны и необходимы, но их недостаточно для кардинального решения проблемы самореализации человека. Самореализация или самоутверждение человека в мире – необходимое условие его существования. И если оно становится невозможным в материальном мире, то, значит, следует искать средства самоутверждения в мире духа. По крайней мере, следует попытаться сделать это.

В целом, речь должна идти о строительстве духовно-игровой цивилизации, могущей стать долговременным ориентиром для управления эволюцией общества. Это был бы благоприятный сценарий эволюции. Однако подобный ход событий в ближайшей перспективе маловероятен. Следует ожидать сползания человечества  в ситуацию постцивилизационного варварства. Более подробному описанию возможных сценариев эволюции будет посвящена следующая статья.

 

Литература

  1. Аристотель. Политика. / Соч. в 4-х т.  Т.4. –  М.: Мысль. 1983.
  2. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 1998.
  3. Бильдербергский клуб / Викпедия / http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1
  4. Зиновьев А.А. Фактор понимания / А.А.Зиновьев. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2006.
  5. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.:  Республика, 1993.
  6. Петров А.В. «Глобализация» экономики: социальные и политические аспекты. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.
  7. Пиджаков А.Ю. Терроризм: история возникновения / Байрамов Ш.Б., Лукин В.Н. и др. Международный терроризм: вызовы и противодействие: в 3 т. /Глав. ред. В.Л.Михеев – СПБ.: «Архей». 2011. Т.1: История и современность. – 2011. – 383 с.
  8. Смирнов П.И. Служебно-домашняя и рыночная цивилизации: идеальные типы в схеме эволюции общества /  Credo New, 2013, № 2.
  9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Самуэль Хантингтон, пер. с англ. Т.Велимеева, Ю.Новикова. – М.: АСТ, 2005. – 603[5] с.


Другие статьи автора: Смирнов Пётр

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба