Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №3, 2013
Баходир Нуруллаевич Омонов,
Каршинский государственный университет,
преподаватель,
г. Карши, Узбекистан
Bahodir Nurullayevich Omonov
The Qarshi State University,
Qarshi, Uzbekistan
Assistant
E-mail – conference_2012@list.ru
УДК 1: 316.334
Геоэкологическая политика Узбекистана в регионе Приаралья
Аннотация: В статье проводится краткий ретроспективный анализ происхождения «Аральской катастрофы», а также рассматриваются основные положения, положительные результаты и проблемы проведения геоэкологической политики в регионе Приаралья в региональном и международном масштабах.
Ключевые слова : Аральское море, Приаралье, «Аральская катастрофа», геоэкологическая политика, международное сотрудничество.
Geoecological policy of Uzbekistan in the Aral Sea region
Summary: In article the short retrospective analysis of an origin of the «Aral catastrophe» is carried out, and also basic aspects, positive results and problems of carrying out of geoecological policy in the Aral Sea region in regional and international scales are considered.
Keywords : the Aral Sea, the Aral Sea region, «The Aral catastrophe», geoecological policy, international cooperation.
Геоэкологическая политика Узбекистана в регионе Приаралья
Альтернативность и последовательность экологической политики национальных государств является условием комплексности и системности глобальной экологической политики. Так как каждое государство в глобальном экологическом пространстве, исходя из конкретной экологической ситуации выполняет определенную “экологическую миссию”, отвечающую региональным и глобальным интересам. Формирование устойчивой экологической национальной политики и её унификация на основе международных юридических актов является результатом трансформации и интернационализации ценностей глобальной экологической политики, определяющей функциональное значение и организационные формы в системе экологических политических отношений. Поэтому особенности проведения экологической политики отдельных государств в критических зонах являются важным показателем определении их места и статуса в международных экологических отношениях.
В Узбекистане государственная геоэкологическая политика в Приаралье стала приоритетным направлением, ибо, как писал Президент нашей страны И.А.Каримов: «Аральский кризис - одна из самых крупных экологических и гуманитарных катастроф в истории человечества, под его воздействием оказались десятки миллионов человек, проживающих в бассейне моря» . В существующих в литературных источниках в качестве основных причин высыхания Аральского моря перечисляются следующие: необоснованность стратегии размещения производительных сил; неучитывающее механический состав земли хозяйствование; гидрогеологические и геоморфологические условия; неграмотность проектирования систем орошения и строительства гидротехнических сооружений; отсутствие дифференцированного подхода к нормам и эффективности систем водопользования в сельском хозяйстве. В целом основной причиной обострения экологического кризиса в регионе Приаралья, где сегодня проживает около 50 миллионов человек, является экстенсивное развитие хозяйствования, основанное на принципах социалистического общественного строя и территориального расширения орошаемого земледелия в Центральной Азии, освоение новых земельных массивов, строительства экологически малоэффективных ирригационных сооружений, непрерывный рост потребности в водных ресурсах в аграрном секторе, промышленности и бытовых хозяйствах, особенно регулярное повторение засушливых периодов, что и привело к высыханию Аральского моря.
В начале 80-х годов ХХ века началось осознание на государственном уровне катастрофических социально-экологических последствий высыхания Аральского моря. Правительство СССР для решения социальных, экономических, экологических проблем региона, связанных с высыханием одного из крупнейших закрытых морей мира. В частности, в 1986-1990 годах в целях социально-экономического развития автономной респубики Каракалпакстана правительством СССР выделено 3,5 миллиарда рублей. (Если учитывать, что тогда 0,7 рубля было эквивалентом 1 доллара США, то значение выделенной суммы будет явным). Однако время было упущено. Если эти суммы были бы выделены в начале 60-х годов, когда началось высыхание Аральского моря, может быть сегодня социальные, экономические, экологические проблемы не ставились бы на повестку дня на глобальном уровне.
Генезис проблемы Арала начинается с 60-х годов ХХ века, т.е. когда катастрофическое состояние снижения уровня моря и экологические проблемы стали достоянием научной общественности. Например, по данным научного исследования гидрогеолога А.Есенбекова из высохшей территории Арала в низовьях Амударьи на каждый гектар земли с помощью ветра выпадает 617-688 килограмм соли . За последние 50 лет акватория Аральского моря сократилась в 7 раз, объем воды сократился в 13 раз, а минерализация воды выросла более чем в 13 раз , что несомненно обостряет социально-экологические проблемы региона.
Решение социально-экологических проблем Арала соответствует интересам населения, проживающего в регионе. Однако, с одной стороны, существуют разные альтернативные подходы и направения практических действий. С другой стороны, все они без исключения признают глобальность социально-экологических проблем Арала. Так же необходимо учитывать существуюший стереотип «национального эгоизма», возникающий в результате эйфории независимости, что проявляется в беспредметном дискутировании вокруг экологических проблем. В частности, распределение водных ресурсов региона стало ареной споров, обращающей внимание мировой общественности. Например, на страницах Французского массового электронного издания – “Les milieux des empires” печаталась статью под называнем «Позиция Республики Узбекистан по вопросу разумного использования водных ресурсов», где указывается, что высыхание Аральского моря не только проблема Центральной Азии, как крупного субрегиона, но и актуальная проблема в глобальном масштабе .
В статье подчеркивается глобальный характер проблем Арала и указывается, что «все страны имеют право использовать водные ресурсы трансграничных рек, проектировать и строить гидротехнические сооружения. Однако эти действия должны подчиняться принципам гласности и согласованности заинтересованных сторон и проекты должны проходить технико-экономическую и экологическую экспертизы со стороны независимых экспертов. Здесь должно гарантироваться соблюдение двух важных условий:
1) не должно быть допущено снижение уровня водотока для стран, расположенных ниже по стоку;
2) должна нарушаться экологическая безопасность региона, которая и без того является очень зыбкой» .
Глобальный характер и обострение социально-экологических проблем Приаралья усиливает в регионе социальные, экономические, политические и культурные противоречия. В этом процессе постиндустриально развитых государств должен быть интегрирущий Центр и «лидер» в международных экологических отношениях. К сожелению некоторые экономически развитые государства пассивно участвуют в решении региональных и глобальных экологических проблем. Например, в декабре 2009 году в Копенгагене проходила Конференция ООН по изменению климата. Важные документы конференции не были поддержены в основном развитыми государствами и соответственно они не были приняты. Согласно заключения международных независимых экспертов в результате глобального изменения климата в ближайшие 10-15 лет в регионе Центральной Азии дефицит воды критически обострится. Так как в результате глобального антропогенного потепления ледниковые источники Амударьи и Сырдарьи начали интенсивно таять, т.к. по данным официальной информации за последние 50 лет они сократились на 20-40 процентов, а сейчас этот показатель составляет один процент в год .
Интеграция международной экологичесой политики вокруг проблем Приаралья требует оптимизации размещения производительных сил, углубления распределения труда, совершенствования институциональной системы организации, управления и мониторинга экологической ситуации региона. Усиление статуса и компетенции международных институтов в решении социально-экологических проблем Приаралья стало приоритетным направлением международных отношений. Необходимо подчеркивать, что положительный опыт в сфере глобализации развитых государств, явлется основой унификации и формирования норм и принципов экологических отношений государств региона Центральной Азии. Более того, интеграция международных экологических отношений стимулирует развитие и конкретизацию национальной экологической политики в научно-технических, информационных, коммуникационных, финансово-инвистиционных, страховых сферах.
В целом интернационализация и трансформация экологической политики государств мира, направлена на решение национальных и региональных проблем и требует:
- во-первых, субъектами международной экологической политики, исходя из своих реальных возможностей, должны быть определены стратегические задачи и основные направления национальной природоохранной деятельности;
- во-вторых, глобализации геоэкологических отношений государств является проявлением интеграции материально-технических, технологических ресурсов, интеллектуального потенциала и унификации правовых основ;
- в-третьих, субъекты глобальной экологической политики, выполняя определенную геоэкологическую миссию в конкретном регионе должны учитывать потенциальные возможности других субъектов;
- в-четвертых, функциональный и дифференцированный подход к деятельности субъектов является условием комплексности и системности стратегии глобальной экологической политики.
На основе этих принципов правительство Узбекистана реализует в Приаралье широкомасштабные программы и проекты, направенные на решение социально-экологических проблем региона. Результаты практических мер по улучшению экологической ситуации региона постепенно становятся очевидными. Профилактика засоленности и эрозии земель, восстановление флоры и фауны, диспансеризация и оздоровление населения, обеспечение питьевой водой, развитие малого и среднего бизнеса, частного предпринимательство, народного традиционного ремесла, фермерства – все это дает возможность с надеждой смотреть в будущее.
В проведении организации практических мер по оздоровлению экологической ситуации Приаралья активно участвуют международные организации. В частности, Глобальный экологический фонд (ГЭФ) проектировал в 2003-2008 годах проект посадки 10000 га саксаула на высохшей территории Арала, который был выполнен на 170 процентов, т.е. содано 17211 га плантаций саксаула. Кроме этого, по проекту Министерства сельского и водного хозяйства Республики Каракалпакстана совместно с Организацией технического содружества Германии и Узбекистана в 2000-2006 годы удалось создать на высохшей территории вместо планировавшихся 8000 га плантаций саксаула более 30450 га .
Сегодя эти плантации помогают предотвращать эскалацию соле-пылевого наступления, т.е. создаются так называемые «зеленые барьеры», что сокращает на 11 млрд. тонн пыле-солевых ветревых переносов, и которые несколько раз улучшают микроклимат, стимулируют самовосстановление растений на территории в 1,5 млн га .
Обобщая можно сказать, что: во-первых, глобализирующиеся локальные экологические проблемы требуют интегрированного подхода государств региона и мира, ибо национальная политика каждого государства и их место и роль в глобальной экологической политике проявляется прежде всего на национальном уровне; во-вторых, глобальный характер геоэкологического пространства не исключает альтернативность и индивидуальность подходов к решению локальных, национальных, региональных экологических проблем и политических действий и принятия конкретных практических мер; в-третьих, горизонтальная и вертикальная интеграции экологической политики государств мира формируют новые международные принципы и нормы в сфере охраны окружающей природной среды; в-четвертых, в глобальном экологическом пространстве эффективность и целесообразность национальной экологической политики государств мира зависит от объективности оценки ситуации, выбора оптимальных средств и способов решении проблем.