Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Credo New » №4, 2013

Шахло Ахророва
Аспект национальных ценностей в социальной политике в Узбекистане

Шахло Уринбоевна Ахророва

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Соискатель

Sh.U.Ahrorova,

The National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek, Researcher

E-mail – conference_2012@list.ru

 

В данной статье рассматривается роль и место и роль национальных ценностей в проведении социальной политики в Республике Узбекистан.

 

The aspect of national values in social policy in Uzbekistan

Summary: In given article the role and place of national values in the conduct of social policy in the Republic of Uzbekistan is considered.

Keywords: Uzbekistan, human values, national values, social policy.

 

Аспект национальных ценностей в социальной политике в Узбекистане

Социальная политика в Узбекистане основывается не только на поддержке со стороны государства, но и на неуклонном следовании общечеловеческим и национальным ценностям, которые в стране развиваются в гармоничной связи. Если в условиях тоталитарной административно-командной системы ценности народа практически не учитывались, то в годы независимости проделана определенная работа по гармонизации национальных, общечеловеческих принципов демократии с ценностями народа. Не смотря на это требуется серьезное изучение особенностей проявления взаимосвязи их при создании демократического общества в нашей стране. А между тем существуют основные общепризнанные принципы демократии. Они следующие1 :

- свободные и демократические выборы;

- открытое и отчитывающиеся перед народом правительство;

- приоритет прав человека;

- выборность государственных органов;

- гарантирование Конституцией свободы слова, печати и совести;

- верховенство закона;

- политическое и экономическое равноправие граждан;

- отчетность органов формируемых путем назначения перед выборными органами;

- наличие многопартийной системы;

- проведение референдумов в решении общенациональных вопросов;

- наличие законов гарантирующих многообразие форм собственности и их равенство;

- свобода организации и деятельности оппозиции;

- наличие законов гарантирующих плюрализм в обществе, т.е. многообразие взглядов и мнений.

Ни одно общество не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей.

Культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для народов Востока.

С первых дней нашей независимости важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики, явилось возрождение того огромного, бесценного духовного и культурного наследия, которое в течении многих веков создавалось нашими предками.

Каждая нация имеет свои ценности. Следовательно, от того, в какой степени используются эти возможности каждой страной, каждым народом играют важную роль в создании демократического общества. На сегодняшний день одна из основных особенностей ценностей заключается в этом. Потому что ни одно общество, не развивая и не закрепляя в сознании людей духовные и нравственные ценности, не может представить себе свое будущее. На Востоке тысячелетние национальные традиции народа служили ему могучим духовным источником. Как отмечает И.А.Каримов «Возрождение духовных ценностей мы рассматриваем как органический, естественный процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам народа, его корням»2.

Следовательно, при строительстве демократического общества в Узбекистане национальные общечеловеческие принципы нельзя отделять от ценностей каждого народа.

Для того, что бы какая-то вещь или явление превратились в ценность необходимо определённое время, определённый период. Демократия в формировании в качестве национальной и общечеловеческой ценности также прошла такую ступень.

Культурные ценности, духовное наследие народа в течении тысячелетий были мощным духовным источником для народов Востока. Несмотря на длившееся долгое время идеологическое давление народ Узбекистана смог сохранить свои исторические и культурные ценности передаваемые из поколения в поколение.

К своеобразным особенностям национальных ценностей народов Центральной Азии можно отнести следующее1 :

- уважение, почтительное отношение к Родине, к родному очагу;

- верность памяти предков;

-почитание старших и уважение молодых;

-любезность, учтивость в обращении к человеку;

-сдержанность, терпение, деликатность, тактичность.

После приобретения независимости наше государство стало уделять большое внимание развитию социальной политики. Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная политика Республики Узбекистан включает в себя: регулирование доходов населения, обеспечение занятости и формирование новых трудовых отношений, социальная защита и поддержка отдельных категорий и групп населения, развитие здравоохранения, физической культуры и спорта, образования. Республика Узбекистан обеспечивает социальную защиту посредством правовых норм, правоохранительных органов, государственных органов, которые могут оказать материальную помощь. Благодаря, государственным органам осуществляется финансирование пенсионного фонда, поддержка студентов, многодетных и малоимущих семей. В Узбекистане уделяется особое внимание вопросам социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ограниченными возможностями в здоровье. Наше государство обеспечивает получение качественного образования и предоставляет все необходимые условия для развития со своими сверстниками.

Узбекистан каждый год проводит целевые программы (например, Программа «Соглом авлод» («Здоровое поколение») (2000г.), Программа «Год матери и ребёнка» (2001 г.)), направленные на поддержку социальной политики. Данные программы имеют четкие цели, и на основании этих целей проводится ряд мероприятий. Стоит отметить, независимо от того, какое название дано году, будь то «Год махалли», «Год матери и ребёнка», «Год «Соглом авлод» («Здоровое поколение»), «Год защиты интересов старшего поколения», «Год доброты и милосердия», «Год благотворительности и медицинских работников», «Год здоровья», «Год социальной защиты», «Год семьи», «Год гармонично развитого поколения»3 и др., главными задачами оставались социальная поддержка человека, обеспечение благоприятных условий жизни.

Население Узбекистана в 2012 году составило около 29,9 миллиона человек свыше трети жителей (27,5 %) – моложе 15 лет. В связи с этим страна уделяет огромное внимание развитию, поддержке и защите молодого поколения. Целью программы «Соглом авлод» (Здоровое поколение) (2000г.) было создание наилучших условий для создания семьи, рождения ребенка. Уделялось особое внимание укреплению здоровья и образования детей, повышению ответственности за содержание и воспитание детей. «Год матери и ребёнка» (2001 г.) характерен тем, что за этот год проводились мероприятия по укреплению здоровья беременных женщин и рождения здорового ребенка. Осуществлялся постоянный медицинский контроль и проведение прививок и других профилактический действий. Особенностью этого года было усиление воспитания на основе традиций и обычаев нашего народа. «Год здоровья» (2005г.) – программой этого года было повысить качество репродуктивного здоровья, предотвратить опасные заболевания, обеспечить развитие физической культуры и спорта для детей.

Результатом данных программ является то, что младенческая смертность снизилась с 2002 по 2005 г. г. на 12 %, смертность среди детей в возрасте 5 лет сократилась на 18 % по сравнению с 2002 г, а показатель материнской смертности снизился на 8 %.

Программа «Года доброты и милосердия» (2004 г.) была рассчитана на укрепление семьи и воспитание молодого поколения в духе уважения к пожилым людям. Похожие цели были у программы «Года защиты интересов старшего поколения» (2002 г.): вовлечение старшего поколения в социальные преобразования также в воспитание молодежи на основе традиций и культурных ценностей. Наше государство уделяет большое внимание пожилому поколению. С детства прививается уважительное отношение и почитание старших.

Программы «Год махалли» и «Год благотворительности и медицинских работников» были направлены на то, чтобы усилить социальную защиту малообеспеченных семей, улучшить медицинское обслуживание и развивать спорт.

Подводя итог, хотелось бы сказать проведение грамотной социальной политики ведет к благосостоянию населения. Начиная с 2000 года проводятся активные мероприятия по проведению социальной политики, и данные мероприятия не заставляют долго ждать результата. Мы видим, что качество медицинского обслуживания возросло, детская смертность значительно снизилась, образуются крепкие и здоровые семьи, пожилые люди получают все необходимое, широкое развитие получил спорт и др. Не случайно 2012 год был объявлен в Узбекистане Годом крепкой семьи, а 2013-й – Годом благополучия и процветания. Всё это свидетельствует о сохранении курса страны на повышение уровня социальной защиты населения, экономического процветания страны и увеличение благосостояния каждого гражданина.

Библиография:
 

  1. Конституция Республики Узбекистан. Т. «Узбекистан», 2009г.
    Каримов И.А. «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса». Т.1- Т. Узбекистан, 1996г. стр. 36-81.
  2. Каримов И.А. «Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения». Т.1. Т.Узбекистан. 1996г. – С. 263-273, 287-306, 324-343.
  3. Левитин Л., Карлайл Д, «Ислам Каримов – Президент нового Узбекистана». Т. Узбекистан, 1996г.
  4. Салимов А.У. «Узбекистан 5 лет по пути демократических и рыночных реформ». Т.1996 год.
  5. Дубков В.В. Политология. Т.: Мехнат, 2004. – С. 210-219.
  6. Азизхонов А.Т., Ефимова Л.П. Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане. Т.: Университет, 2005 г.
  7. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета министров, аппарат Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана «Узбекистан: 16 лет независимого развития». 30 августа 2007 года.

 


  1. Азизхонов А.Т., Ефимова Л.П. Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане. Т.: Университет, 2005 г.
  2. Каримов И.А. «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса». Т.1- Т. Узбекистан, 1996г. стр. 36-81
  3. Тешабаев М.М Формирование основ нравственной культуры личности в образовательном процессе и гуманистическое мировоззрение // http://credonew.ru/content/view/993/65/ (Дата обращения 06.07.2013 г.)


Другие статьи автора: Ахророва Шахло

Архив журнала
№4, 2020№1, 2021кр№2, 2021кр№3, 2021кре№4, 2021№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1. 2019№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№4, 2015№2, 2015№3, 2015№4, 2014№1, 2015№2, 2014№3, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№4, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба