Журнальный клуб Интелрос » Философский журнал » №2, 2012
Слово «идеология» постепенно вновь стало востребованным. Либералы, недовольные режимом, ставят власти в вину отсутствие идеологии. Партия власти после долгих центристских колебаний заявила, что ее идеологией является умеренный консерватизм. Пытающиеся объединиться правые позиционируют себя в качестве нерадикальных либералов. Аведь совсем недавно все было по-другому.
Лет 20 назад «…измы» вызывали аллергию в кругу ученых и интеллигенции. М.Л.Гаспаров даже не утруждает себя и других объяснениями, чем плоха идеология, всем читающим это было очевидно: «Лотман относился к марксистскому методу серьезно, а к идеологии – так, как она того заслуживала». Основанием для такого отношения была мысль К.Маркса, определявшего идеологию как «иллюзорное сознание». Впоследствии, уже у Ф.Энгельса идеология стала пониматься как «ложное сознание». Через противопоставление «истины» от науки – «лжи» от идеологии утверждали себя не только представители Франкфуртской школы, но и поколение советских ученых второй половины ХХ в.
Почему, казалось бы, давно прошедшее становится вновь актуальным? Какие изменения за последние двадцать лет привели к «реиделогизации» общественного сознания?