Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философия науки » №1, 2020

Наталия Лукьянова
Триадичная природа визуального образа как основание репрезентации видимого в коммуникативном пространстве

Лукьянова Наталия Александровна
доктор философских наук,
руководитель отделения социально-гуманитарных наук.
Томский политехнический университет.
Российская Федерация, 634050,
г. Томск, пр-т Ленина, д. 30; профессор.
Томский государственный университет;
e-mail: lukianova@tpu.ru

 

Статья посвящена исследованию природы, структуры, механизмов возникновения и условий существования репрезентаций видимого для прояснения принципов функционирования визуального образа в коммуникативном пространстве. Понимание этих процессов является важным для решения задачи по выявлению принципов организации коммуникационного пространства, в котором на первое место выходит создание образов, мобилизующих иррациональные коннотации. Опираясь на триадичную природу знака в концепции Ч.С. Пирса, автор предлагает собственную методологическую стратегию исследования природы репрезентации видимого, расширяющую теоретический потенциал семиотического анализа образа как иконического знака. Предлагаемая методология опирается на краеугольный камень философии Пирса (фанероскопию) – три трихотомии знака в связи с категориями бытия и познания (Первичность, Вторичность, Третичность). При таком подходе интерпретанта становится не только значением какого-либо термина, а некоторым результатом мыслительных процессов по поводу знака. Знак рассматривается как «матрица» для создания визуальных образов. Новизна предлагаемого исследования заключается в описании триадичной природы визуального образа в коммуникативном пространстве. Доказано, что визуальный образ не является собственно иконическим знаком, он должен рассматриваться как репрезентация видимого в последовательности движения трех модусов бытия (возможности, действительности и реальности). Предложенная трехчастная модель репрезентации видимого позволила раскрыть процессы становления визуального образа в коммуникациях. На основании ключевых положений триадичной теории знака сделан вывод о закономерностях в процессах становления визуальных образов в современной культуре образной экспансии, когда один образ становится образом другого образа и выражает его.



Другие статьи автора: Лукьянова Наталия

Архив журнала
№1, 2020№2, 2020№2, 2019№1, 2019№1, 2018№1, 2017№2, 2017№2, 2015№20, 2015№17, 2012№16, 2011№15, 2010№14, 2009№13, 2008№12, 2006№11, 2005№10, 2004№9, 2003№8, 2002№7, 2001№6, 2000№5, 1999№ 4, 1998№3, 1997№2, 1996№1, 1995
Поддержите нас
Журналы клуба