Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Философия науки » №2, 2020

Г.Б. Степанова
Практики применения деятельностного подхода и реализация методологии междисциплинарности в 60‒70-е годы ХХ века

В статье ставятся две задачи: во-первых, обратить внимание на продуктивность при­менения деятельностного подхода в конкретных исследовательских и проектных прак­тиках 60‒70-х гг. ХХ в., во-вторых, проанализировать возможности реализации в них методологии междисциплинарности. Рассматриваются истоки и применение деятель­ностного подхода, разработанного в советской философии и психологии, приводится его современная критика. Опыт развития междисциплинарности анализируется в про­ектах, осуществленных на основе системно-деятельностного подхода Э.Г. Юдина для организации эргономических исследований и разработок, а также сформулированных Э.В. Ильенковым представлений о деятельности и возникновении сознания на приме­ре Загорского эксперимента. Обосновывается тот факт, что эргономические исследо­вания второй половины прошлого века становились экспериментальной базой как для изучения и проектирования профессиональной деятельности, так и отработки меж­дисциплинарных практик. Показывается, что междисциплинарное взаимодействие между философами, психологами и педагогами в процессе Загорского эксперимента повлияло на уточнение философских концепций природы идеального, его субъектив­ных форм и, в целом, сознания человека. Обосновывается продуктивность организа­ции специальных междисциплинарных исследований, проектов и разработок на осно­ве реализации деятельностного подхода с участием специалистов разных областей знания, изучающих человека. Обсуждается проблема междисциплинарности, ее исто­ки и современные представления. Анализируется содержание понятия проективности как направленности на поиск нестандартных решений в неопределенных ситуациях, способности к целеполаганию, моделированию и проектированию новой реальности. Делается вывод о том, что междисциплинарность и проективность могут реализоваться как в строго организованном проекте или исследовании, так и коммуникативном про­странстве, в котором цели и задачи для всех участников диалога четко не сформули­рованы.

Архив журнала
№1, 2020№2, 2020№2, 2019№1, 2019№1, 2018№1, 2017№2, 2017№2, 2015№20, 2015№17, 2012№16, 2011№15, 2010№14, 2009№13, 2008№12, 2006№11, 2005№10, 2004№9, 2003№8, 2002№7, 2001№6, 2000№5, 1999№ 4, 1998№3, 1997№2, 1996№1, 1995
Поддержите нас
Журналы клуба