Журнальный клуб Интелрос » Логос » №1, 2021
Ирина Градинари
Профессор гендерных исследований,
Институт литературы и медиатеории,
факультет культурологии и социологии,
Хагенский заочный университет (FU Hagen)
. Адрес: 33 Universitätsstraße, 58097 Hagen, Germany
E-mail: irina.gradinari@fernuni-hagen.de
Игорь Чубаров
Директор, Институт социально-гуманитарных наук; проректор,
Тюменский государственный университет (ТюмГУ)
Адрес: 625003, Тюмень, ул. Ленина, 2
E-mail: i.m.chubarov@utmn.ru.
Статья посвящена генеалогии отношения к вирусам в социально-политической практике в свете новой коронавирусной пандемии. Дисциплинарное общество и общество контроля приобретают еще со времен ВИЧ-кризиса 1980-х годов совершенно новую конфигурацию. СПИД, а теперь и СOVID-19 как кризисные социальные феномены не просто оказали большое влияние на (сексуальные) отношения, но явились причиной существенного изменения общественного и политического порядков. Эпидемии и пандемии мобилизуют политические структуры и конституируют властные отношения, изменяя порядок контроля над телами, устанавливая новые дифференциации и переопределяя, что такое болезнь. Следуя развитию дискурсов о сифилисе, СПИДе и COVID-19, авторы описывают, как сегодня производится знание о болезни, мифологичное в своих истоках и немыслимое без эстетической визуализации и массмедийных технологий. Если сифилис точно соответствовал парадигме дисциплинарного общества, стигматизировал тело удовольствия и абстрагировал патологию, активируя проекционные механизмы как признак Другого, то СПИД уже существенно отличается от этой парадигмы - при определении ВИЧ применяются другие медицинские технологии, что оказывает влияние на эпистемологию болезни и эпидемии. В статье рассматривается феномен ВИЧ/СПИД как переходная модель от эпидемий прошлого (лепра, чума, оспа, сифилис) к пандемии COVID-19 и прежде всего фиксируется изменение режима биополитики: тела больше не контролируются и не регулируются через сексуальность. COVID-19 - это новая форма социальности, которая не базируется на исключении «патологических» форм сексуальности, «девиантных» или «извращенных» тел, а задействует объектный микроуровень отношений между вирусами, иммунной системой и геномом человека, которые затем с искажениями и подменами переносятся на социальные отношения и практики.