Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Логос » №4, 2015

Ханс Зедльмайр
Питер Брейгель. Низвержение cлепых

Перевод с немецкого Степана Ванеяна по изданию:
© Sedlmayr H. Pieter Bruegel: Der Sturz der Blinden //
Idem. Epochen und Werke. Gesammelte Schriften zur Kunstgeschichte.
Bd. 1. München: Mäander, 1985. S. 319–357.

Текст Ханса Зедльмайра 1956 года представ- ляет собой опыт интерпретации произведения Питера Брейгеля Старшего «Низвержение слепых» (1568). Картина нидерландского живописца оказывается для австрийского историка искусства поводом и инструментом моделирования особой герменевтической ситуации. Структурно и тематически произведение редуцирует естественные установки как зрителя перед картиной (он может быть более слеп, чем ее персонажи), так и истории искусства перед лицом творчества, достигающего уровня религиозной проповеди. В реализации этой задачи традиционная четырехчастная экзегетическая схема (присущие самому произведению буквальный, исторический, аллегорический и мистический смыслы) трансформируется в модель истолкования самой познавательной процедуры. Этапы интерпретации, характеризующие возможности герменевтики: семантика исполнительских качеств изображения, его текстуальное содержание, критика интендированного содержания и значение самого акта созерцания—соответственно, формальный, аллегорический, эсхатологический и тропологический смыслы. В результате мы сталкиваемся с многозначностью перформативного акта сакральной визуализации, направленного на трансцендирование обыденного и ожидаемого. Текст Зедльмайра обнаруживает радикальные возможности феноменологического гештальт-структурализма, осуществляющего «декомпозицию» классических познавательных (то есть информативных) парадигм и ориентированного на соответствующий материал собственно истории искусства. Сам автор изображения, Брейгель, представляется инициатором чисто экспериментального и перформативного подхода как к формальным практикам классической живописной системы, так и к традиционной евангельской экзегезе. Это дает право и автору интерпретации, Зедльмайру, продолжать трансформативный эксперимент уже и над сознанием собственного читателя, которому представляется, в свою очередь, возможность подвергать оценочному комментированию и редуцированию предлагаемую когнитивную «поэтику», по крайней мере в контексте контрпереноса: теоретическая слепота может и провоцировать, и стимулировать этическое прозрение. Исчерпание истории искусства как дисциплины предполагает непрерывность критики искусства и искусствознания.

 

Pieter Bruegel. The Fall of the Blind Hans Sedlmayr (1896–1984).

Austrian art historian and theorist, great scholar of Baroque and Gothic architecture, author of a number of essays on the history of 18th‑20th-century European art.

Hans Sedlmayr’s text (1956) is an attempt at interpretating Pieter Bruegel the Elder’s “Parable of the Blind” (1568). For the Sedlemayr, the Dutch painter’s work becomes both a reason and a medium for modeling a specific hermeneutic situation. Structurally and semantically, this work of art reduces the position of the beholder, who might prove to be even blinder than the blind in picture, and, at the same time, reduces the position of the art historian, who faces a work that lies on the level of a religious sermon. In the process of modeling this situation, the traditional four-part exegetic scheme (which considers the literal, historical, allegoric and mystical meanings of a work of art) is transformed into a model of interpretation of the cognitive procedure itself. In other words, the stages of interpretation characterizing the potential of hermeneutics are discussed: the semantics of the performative qualities of a representation, its literary content, criticism of the intended meaning, and the meaning of the act of contemplation



Другие статьи автора: Зедльмайр Ханс

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020№5, 2020№6, 2020№1, 2021№2, 2021№31, 2021№4, 2021ло№5, 2021№2, 2020№1, 2020№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№6, 2017№5, 2017№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№2, 2016№6, 2016№4, 2016№5, 2016№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№5-6, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№6, 2009№4-5, 2009№3, 2009
Поддержите нас
Журналы клуба