Журнальный клуб Интелрос » Логос » №4, 2015
Клемент Гринберг (1909–1994)
Американский художественный критик,
теоретик абстрактного экспрессионизма,
издатель журналов Partisan Revue и Commentary
Концепция авангарда, созданная апологетом абстрактного экспрессионизма Клементом Гринбергом, имела чрезвычайное влияние и занимала господствующее положение в художе ственном дискурсе 1950‑х и 1960‑х годов в США. Движение по направлению к абстракции выражало, по Гринбергу, историческую необходимость: в ходе культурной трансформации, явившейся результатом Французской революции, художники сумели высвободиться из традиционного симбиоза с Церковью и государством, при котором обязательный эстетический язык обеспечивал взаимопонимание между производителем и реципиентом. С этого времени они видят себя, скорее, вступающими в конфронтацию с диффузными ожиданиями анонимной общественности, которая не имеет готовых представлений об искусстве. Значительные произведения сейчас могут возникать лишь при том условии, что будут отвергнуты все не относящиеся к искусству притязания и ожидания, чтобы оно целиком сосредоточилось на своих автономных потенциях. По аналогии с критической философией Канта Гринберг понимает модерн как попытку художников осмыслить «условия возможности» собственной профессии — совершить работу познания используемых ими средств выражения. В эссе 1940 года «К новому Лаокоону» Гринберг показывает, что каждый вид искусства — как того требовал для поэзии Лессинг — шаг за шагом осмысливает собственные компетенции, пытаясь выяснить, без каких традиционно приписываемых ему свойств он может обойтись. Совершенное искусство не показывает ничего иного, кроме собственных формальных средств.
Towards a Newer Laocoon
Clement Greenberg (1909–1994)
American art critic, theorist of abstract expressionism,
publisher of the Partisan Revue and Commentary magazines.
Greenberg, the apologist of abstract expressionism, had dominated the art discourse of the 1950s and 1960s in the USA with his exceedingly influential concept of the avant-garde. The development towards abstraction has, to him, constituted a historical necessity: since the cultural transformation of the French Revolution, artists are dismissed from the tested symbiosis between the church and the state, where a binding art language had guaranteed the agreement between producer and recipient. The artists are now confronted with diffuse expectations of an anonymous and an aesthetically clueless openness. Significant works, as per Greenberg, can only emerge today if all but artistic requirements and expectations are rejected, so that the art concentrates fully on its own autonomous potencies. Drawing an analogy with Kant’s critical philosophy, Greenberg understands modernity as an attempt to drive the “conditions of possibility” of one’s own profession before one’s eyes, i. e. to work towards one’s own medial self-knowledge. In his 1940 essay Towards a Newer Laocoon, Greenberg accordingly illustrates, like Lessing did with regard to poetry, that every kind of art gradually reflects on its genuine competencies, insofar as it tests which of its traditional qualities are dispensable. Perfect art therefore exhibits nothing but its own form and medium.