Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Логос » №4, 2015

Арнольд Гелен
Между Вчера и Завтра

Арнольд Гелен (1904–1976)
Немецкий философ, социолог,
один из классиков философской антропологии,
профессор Рейнско-Вестфальского технического
университета Ахена (до 1969 года)

Определение искусства, которое Арнольд Гелен предложил в 1960 году в исследовании «Картины времени» (переизданном в новой редакции в 1965‑м), основывается на диагнозе: энтузиазм модернизма полностью исчерпал себя в авангардистских движениях. Для характеристики сложившейся ситуации Гелен разрабатывает концепцию «постистории». Такую характеристику эпохи можно обозначить в духе Хабермаса как неоконсервативную, поскольку в ней, как и в так называемой школе Риттера, уже присутствует мысль о дивергенции прогресса в научно-технической сфере (в принципе бесконечного) и стагнации, мировоззренческого опустошения в сфере искусства и культуры. Понесенные искусством потери, однако, нельзя считать чисто отрицательным опытом. Ведь современное общество, отмеченное влиянием науки, не только комфортабельно, но и чрезвычайно сложно устроено: оно находится в состоянии перегрузки. А значит, поясняет Гелен, возникает необходимость в «разгрузке», аналогичной возникающей после Просвещения нужде в «компенсации», описываемой школой Риттера. Именно в рамках этой проблематики искусство, с точки зрения неоконсерваторов, обнаруживает свою нынешнюю функцию: как раз потому, что оно больше не пытается изменить мир и ориентируется на мерки обычного человека, искусство удовлетворяет потребность людей индустриальной эпохи в нонконформизме и оказывает на них «разгрузочное» воздействие.

 

Between Yesterday and Tomorrow

 

Arnold Gehlen (1904–1976)
German philosopher, sociologist,
scholar of philosophical anthropology,
Professor of Sociology at RWTH
Aachen University (until 1969).

The definition of art, which Gehlen provided in his 1960 study Zeit-Bilder (revised in 1965), is based on the idea that the impetus of modernism has exhausted itself in the avant-garde. Gehlen develops the concept of “post-history” to describe the peculiarities of the resulting situation. With reference to Habermas, this concept could be identified as neoconservative, as it lines up with ideas of the “Ritter School,” especially with the work of Odo Marquard and Hermann Lübbe. The “post-history” concept points to a divergence between the history of scientific and technological progress on the one hand, and the stagnation of worldviews in the artistic-cultural field on the other hand. This loss at the level of art is in no way evaluated negatively. That is to say, modern, science-driven society is comfortable, although extremely complicated and ultimately in a state of overload. Thus, for Gehlen, a need for “facilitation” follows, which emerges as the counterpart to the Ritter School’s discussion of the need for post-enlightened people to “compensate.” It is precisely this approach that identifies the current function of art for neoconservatives: art satisfies the need of people from the industrial age for nonconfirmism and helps them “unwind,” thus orienting itself towards “ordinary people” and no longer trying to change the world



Другие статьи автора: Гелен Арнольд

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020№5, 2020№6, 2020№1, 2021№2, 2021№31, 2021№4, 2021ло№5, 2021№2, 2020№1, 2020№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№6, 2017№5, 2017№4, 2017№2, 2017№3, 2017№1, 2017№2, 2016№6, 2016№4, 2016№5, 2016№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№5-6, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№6, 2009№4-5, 2009№3, 2009
Поддержите нас
Журналы клуба