Журнальный клуб Интелрос » Логос » №4, 2015
Рецензия на: 100 Artists’ Manifestos.
From the Futurists to the Stuckists /
A. Danchev (ed.). L.: Penguin, 2011. — 496 p.
Будучи миром изящной словесности, литература является врагом программ, полемики, сектантской злобы, кислого зловония догматических мировоззрений. Это обитель неповторимого и особенного, предварительное и испытательное изучение всего того, что сопротивляется сведению к схеме или повестке дня. Тем не менее следует отметить, что подобная точка зрения относительна нова. Утверждение, согласно которому литература—не место для догматического мировоззрения, стало бы неожиданностью для Данте или Мильтона. Свифт — великий писатель, пышущий сектантской злобой. Такими эпитетами, как «предварительные» и «испытательные», едва ли можно наградить взгляды Сэмюэля Джонсона на литературу. Еще в меньшей степени эти слова описывают представления различных авангардистов XX века, которые стремились в целом подорвать понятие искусства. Начиная с футуристов и конструктивистов и вплоть до сюрреалистов и ситуационистов, искусство было воинственным, пристрастным и программным. Оно собиралось вырваться из библиотек и музеев, дабы объединиться с повседневностью.