Журнальный клуб Интелрос » Социологическое обозрение » №4, 2017
Статья стремится обогатить библиографию работ о процессе формирования социальных групп, взяв в качестве объекта исследования людей из трудящихся классов в постсоветской России. Автор предлагает некоторые выводы относительно того, как в глобальном неолиберальном капитализме могут быть преодолены прекаризация и атомизация. На основании обширной базы данных, состоявшей из глубинных интервью, взятых в разных регионах, и нескольких наблюдений, сделанных автором, исследуется, как устанавливаются социальные связи и какова роль социального воображения у представителей трудящихся классов, подвергшихся серьезной социальной и экономической дестабилизации. Во-первых, должен иметь место процесс «обживания» собственного социального и материального окружения, одновременный с восстановлением «габитуса» или чувством, что человек занимает «нормальное» место в обществе. Также должны восстановиться регулярные взаимодействия с людьми, признаваемыми в качестве «обитателей схожих мест». Во-вторых, опора на собственный повседневный опыт дает людям из трудящихся классов способность действовать в широком социальном пространстве и выстраивать собственные линии дифференциации и отделения, в то время как популистский и антипопулистский дискурсы предоставляют рамку для признания и обозначения новых социальных разграничений. Для того чтобы понять эти процессы, считает автор, было бы полезно вернуться к идеям классиков критической (или структурально-конструктивисткой) социологии — Марксу или Бурдье.
Social Imagination and Solidarity in Precarious Times:
The Case of Lower Class People in Post-Soviet Russia
Karine Clément
Associate Professor of Sociology, Director of the Andrew Gagarin Center
for Civil Society and Human Rights,
Faculty of Liberal Arts and Sciences, Saint Petersburg State University
Address: Universitetskaya nab., 13B, Saint Petersburg, Russian Federation 199034
E-mail: carine_clement@hotmail.com
The paper seeks to enrich existing literature on group making by studying the process of group formation among lower class people in post-soviet Russia, which provides important findings on the way precarization and atomization in global neoliberal capitalism can be overcome. Drawing on a large database consisting of in-depth interviews in different regions and a few observations, the study sheds light on the way social ties and social imagination can develop among lower class people, who have been subjected to harsh social and economic destabilization. First, a process of inhabiting one’s social and material environment has to enfold, along with the recovering of habitus or a sense of occupying a “normal” place in society, and regular interactions with people recognized as occupying a similar place. Second, rootedness in one’s everyday experience gives lower class people the capacity to grasp the broader social space and to draw some lines of differentiation and division, while populist and anti-populist discourses can provide the background for acknowledging and naming new social divisions. To grasp these processes, the author argues, a comeback to such classics of critical (or structural-constructivist) sociology, as Marx and Bourdieu, would be useful